Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Химик из МГУ помог пролить свет на теорию сверхпроводимости

Изображение: Сергей Казаков

Международной группе исследователей впервые удалось продемонстрировать, что распределение кислородных дефектов у сверхпроводящих купратов не является случайным, а показывает упорядоченное поведение, которое взаимодействует с волной зарядовой плотности. Статья на данную тему опубликована в журнале Nature, а коротко о ней сообщается в пресс-релизе МГУ, поступившем в редакцию «Ленты.ру».

Одним из авторов работы стал сотрудник химического факультета МГУ Сергей Казаков, который вырастил кристаллы, ставшие основой экспериментов ученых. Их работа посвящена взаимодействию между волной зарядовой плотности и замороженного беспорядка, создаваемым допантами в сверхпроводниках. Это рассматривается на примере сверхпроводящего сложного оксида ртути и меди HgBa2CuO4+y, который является идеальным объектом для изучения модельных явлений, так как обладает неискаженной тетрагональной структурой и максимальной температурой перехода среди однослойных купратов.

Объектом исследования в данной работе являлись ртутьсодержащие сверхпроводники, которые были открыты учеными МГУ в 1993 году. Они до сих пор обладают максимальными критическими температурами перехода в сверхпроводящее состояние при нормальном давлении.

Полученные учеными результаты помогут в создании сверхпроводника, работающего при комнатной температуре, что, в свою очередь, приблизит исследователей к конструированию настоящего квантового компьютера.

Ранее считалось, что квантовый эффект сверхпроводимости может возникать лишь при абсолютном нуле — минимальном пределе температуры, которую может иметь физическое тело во Вселенной (минус 273 градуса по Цельсию). Исследователи же доказали, что эффект проявляется и при температуре минус 70, а это позволяет проводить эксперименты в Арктике.