Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Кость таймырского волка отодвинула в прошлое одомашнивание собак

Фото: Dr Love Dalén / Swedish Museum of Natural History

Человек приручил собаку еще в период палеолита, в промежутке между 38 и 29 тысячелетиями до нашей эры. Найденная на полуострове Таймыр кость четко указала, что уже в то время началось генетическое разделение таймырских волков, серых волков и собак. Таким образом, гипотезе о доместикации собак земледельцами неолита (16 тысяч лет назад) нанесен мощный удар. Об открытии сообщается в журнале Current Biology.

Точное время приручения собак (первых домашних животных в истории человечества) давно является предметом споров между учеными. Сторонники палеолитической версии (люди приручили волков для охоты и перевозки грузов) указывают на черепа из Разбойничьей пещеры (Алтай) и пещеры Гойе (Бельгия), датируемые 30 тысячелетием до нашей эры. Однако далеко не все согласны, что эти черепа принадлежали именно собакам. А первые бесспорные захоронения собак вместе с человеком относятся только к неолиту, когда люди уже начали переходить к оседлому образу жизни. Некоторые ученые считают, что собаки были нужны им как источник мяса.

Находка шведского генетика Лове Далена (Love Dalén) может поставить точку в споре. В 2010 году на Таймыре Дален обнаружил кость возрастом 35 тысяч лет, принадлежавшую волку. Анализ ДНК показал, что эта особь жила в период, когда древние волки начали разделяться на три группы: предков таймырского волка, собственно волков (Canis lupus) и собак. Именно в то время современные люди впервые появились в Европе.

Сопоставив возраст находки с генетическими различиями между таймырским волком и современными собаками, ученые также рассчитали примерную дату отделения собак от общих с серыми волками предков — промежуток 27-40 тысяч лет назад.

Также генетики сравнили геном таймырского волка и 48 современных пород собак. Оказалось, что больше всего «таймырских» генов у хаски и гренландских ездовых собак. Возможно, эти породы в процессе одомашнивания возникли первыми. Однако не менее вероятно и то, что на Север попали собаки из других районов — и успели получить часть генов, скрещиваясь с местными волками. Кроме того, исследование Далена не исключает, что собак в истории человечества приручали несколько раз, в разных регионах (от Сибири до Юго-Восточной Азии).