Наука и техника
20:58, 21 октября 2014

Бессознательные воспоминания оказались полезны для усвоения новой информации

Фото: Neil Hall / Reuters

Ученые получили убедительные доказательства наличия связи между мозговыми процессами по обработке воспоминаний и последующим изучением новой информации. Исследование было предпринято американскими психологами из Техасского университета в Остине. Исследование влияния мозговых процессов по обработке воспоминаний на дальнейшее изучение новой информации было предпринято Маргарет Шлихтинг (Margaret L. Schlichting) и Элисон Престон (Alison R. Preston) из Техасского университета в Остине. Работа американских психологов опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences

Узнайте больше в полной версии ➞

Ученым давно известно, что бессознательная активность головного мозга по обработке недавно запомненных фактов помогает нам лучше усваивать новую информацию. Проиллюстрировать суть этого явления можно следующим примером: после того, как человек прочел какой-либо текст или посмотрел новостной видеосюжет, его память продолжает обрабатывать полученную информацию. Это происходит и в том случае, если человек начал заниматься другим делом или даже лег спать. Такие бессознательные воспоминания помогают нашему мозгу лучше усваивать и «переваривать» полученный материал, однако до настоящего времени ученые не знали: влияют ли эти процессы на последующее запоминание информации.

Психологи провели эксперимент с участием 35 добровольцев. Сначала участникам несколько раз показывали пары изображений А и В (лицо человека и какой-либо предмет) и просили запомнить эти сочетания картинок. Затем, во время перерыва, участники эксперимента подвергались функциональной магнитно-резонансной томографии (измерению нейронной активности мозга), при этом людей просили думать о чем-нибудь, не относящемся к эксперименту, но также и не спать.

После этого добровольцам вновь показывали серии картинок, на этот раз — сочетания предмета В из предыдущего опыта с предметом С (ранее не виденным), и пары изображений X и Y, также не встречавшиеся участникам. После этого психологи проверяли, насколько хорошо испытуемые запомнили сочетания предметов, а также просили, руководствуясь логикой, соотнести лица А из первого эксперимента с предметом С из второго.

Результаты магнитно-резонансной томографии показали, что степень нейронной активности, а также активность взаимодействия гиппокампа и неокортекса головного мозга напрямую влияли на степень запоминания людьми новых картинок: чем энергичнее обрабатывалась информация в первом эксперименте, тем лучше запоминались связанные с ней новые данные (связующим звеном выступал предмет В, повторявшийся в обоих опытах). Шлихтинг и Престон заявляют, что полученный результат является убедительным доказательством наличия связи между процессами по обработке воспоминаний с последующим изучением новой информации.

< Назад в рубрику