Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Рисунок двойной звездной системы с белым карликом (слева)

Астрономы открыли новый вид сверхновых

Рисунок двойной звездной системы с белым карликом (слева)

Изображение: cfa.harvard.edu

Астрономы обнаружили новый вид сверхновых, образующихся в двойных звездных системах. В пресс-релизе Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики приводится обзор статьи группы ученых, препринт которой доступен на arXiv.org.

25 найденных сверхновых были отнесены к новому типу Iax, который является более тусклым частным случаем типа Ia. Новый вид сверхновых уникален тем, что в процессе их образования звезда-белый карлик не полностью уничтожается в результате взрыва. Как следствие, яркость взрыва получается низкой, и такие сверхновые труднее обнаружить.

Как и в случае со сверхновыми типа Ia, образование открытых звезд происходит в двойных системах, в составе которых находится белый карлик (звезда в сто раз меньше Солнца, но сопоставимая по массе). Вторая звезда главной последовательности со временем становится красным гигантом, в котором почти не осталось водорода и преобладает гелий. Белый карлик через полости Роша "ворует" массу у звезды-соседа, и его масса увеличивается. Когда она достигает критического значения (предела Чандрасекара), внутри карлика запускается реакция горения углерода, что приводит к взрыву сверхновой.

Авторы предложили два альтернативных варианта развития событий, которые могут приводить к появлению сверхновых типа Iax. По одной из версий, сначала воспламеняется внешняя оболочка гелия вокруг белого карлика. По другой — звезда взрывается сама, не достигнув критического предела.

Изучение сверхновых типа Ia позволило в 1998 году обнаружить, что Вселенная расширяется с ускорением. В 2011 году за это открытие австралийцу Брайану Шмидту и американцу Адаму Рису вручили Нобелевскую премию по физике.