Античная скульптура помогла биологам

Наука и техника

Ученые изучили процесс биоминерализации, используя данные анализа греческой скульптуры возрастом 2000 лет. Специалисты надеются, что новые данные позволят сформулировать общие законы, характерные для данного процесса. Об этом сообщается в пресс-релизе Американского химического общества, а статья ученых опубликована в журнале Crystal Growth And Design.

Биоминерализацией называется естественный процесс образования биокомпозитов - композитных материалов, состоящих из органических и неорганических соединений. Несмотря на то, что в данном направлении ведется интенсивная научная работа, многие детали процесса остаются неясны. Новая работа ученых призвана восполнить этот пробел.

В рамках исследования исследователи изучали бронзовую скульптуру, обнаруженную в 1998 году на дне Адриатического моря. Она изображает атлета, который очищает свое тело специальным скребком (стригилем). Такой тип статуй известен как "Апоксиомен", что значит "отскабливающийся".

За время, проведенное в море, поверхность скульптуры покрылась слоем морских организмов. Ученых интересовали именно твердые части тел этих организмов, такие как, например, раковины. Спектроскопический анализ позволил установить повышенное содержание тяжелых металлов в данных образцах. Дальнейшее изучение образцов позволило установить, что присутствие бронзы влияет на перенос кальция и магния внутри микроорганизмов и приводит к внедрению атомов тяжелых металлов в этот процесс.

Исследователи надеются, что собранные ими данные позволят сформулировать общие законы биоминерализации, в частности, в присутствии в окружающей среде тяжелых металлов. Область применения подобных законов довольна широка: например, исследователи теоретически могут заставить организмы выращивать композитные материалы с заданными свойствами.

Недавно ученые установили, что некоторые виды грибов способны поглощать атомы металлов, присутствующих в их окружении, например, атомы золота, палладия или платины. В результате вокруг грибных нитей формируется своего рода "броня" нанометровой толщины. Выяснилось, что это покрытие обладает уникальными каталитическими свойствами.