Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Астрономы увидели раскрутку нейтронной звезды

Астрономы впервые увидели рождение миллисекундного пульсара - нейтронной звезды, которая вращается вокруг собственной оси несколько сотен раз в секунду. Об этом сообщает New Scientist, а статья ученых появилась в журнале Science.

В рамках исследования астрофизики изучали пульсар J1023, который располагается на расстоянии примерно 4000 световых лет от Земли. Этот объект представляет собой двойную систему, состоящую из "обычной" звезды массой около одной солнечной и нейтронной звезды. Последняя вращается вокруг собственной оси 592 раза в секунду.

Считается, что этот объект был открыт в 2007 году. Однако в рамках своей работы ученые, изучив большое количество архивных фотографий, пришли к выводу, что J1023 наблюдался уже в 2000 году. Ранние наблюдения позволили установить, что вокруг нейтронной звезды имеется скопление большого количества материи. В более поздних наблюдениях это скопление отсутствовало.

По словам ученых, новые результаты подтверждают современные теории образования миллисекундных пульсаров. Считается, что на первом этапе в двойной системе образуется нейтронная звезда. Это компактные останки звезды, плотность которых сравнима с плотностью нейтронов внутри атомного ядра.

Данный объект обладает мощным магнитным полем и быстро вращается (до нескольких десятков оборотов в секунду). Со временем нейтронная звезда начинает воровать материю у звезды-компаньона, формируя вокруг себя акреционный диск. Именно в таком виде J1023 была зарегистрирована в 2000 году.

Угловой момент диска передается звезде и она начинает вращаться быстрее. Спустя некоторое время скорость достигает критических значений, и звезда сбрасывает акреционный диск. В результате появляется разогнанный пульсар. Именно в таком виде J1023 предстал перед учеными в 2007 году.

Исследователи надеются, что нейтронная звезда повторит цикл своего разгона снова. Тогда у ученых будет возможность пронаблюдать этот процесс с самого начала. Однако расчеты показывают, что это маловероятно. Скорость вращения нейтронной звезды почти достигла критического значения, при котором материя не успевает концентрироваться вокруг звезды, а сразу выбрасывается в космическое пространство.