Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Астрономы впервые увидели ранние стадии вспышки гамма-излучения

Британские астрономы смогли получить информацию о ранних стадиях вспышки гамма-излучения (gamma-ray burst, GRB). Им удалось зафиксировать ультрафиолетовый спектр вспышки GRB 081203A спустя 251 секунду после ее "рождения" - намного раньше, чем во всех предыдущих исследованиях. Статья ученых опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society: Letters, а ее основные выводы представлены в пресс-релизе Совета по научным и техническим организациям (The Science and Technology Facilities Council) Великобритании.

В своем исследовании ученые использовали орбитальную обсерваторию Swift, оборудованную ультрафиолетовым/оптическим телескопом (Ultraviolet/Optical Telescope - UVOT). UVOT специально предназначен для наблюдения и считывания спектральных характеристик GRB в широком диапазоне и может работать независимо от погодных условий и времени суток (так как находится на орбите).

Телескоп UVOT способен изучать GRB с сильным красным смещением - сдвигом спектральных линий испускаемого объектом излучения в красную область спектра. По величине красного смещения можно судить о расстоянии до объекта. В дальнейшем авторы исследования при помощи Swift планируют уточнить, как далеко от Земли находится GRB 081203A.

GRB представляют собой чрезвычайно мощные всплески гамма-излучения, длящиеся от нескольких миллисекунд до нескольких минут. Считается, что GRB возникают в результате гравитационного коллапса крупных звезд. После того как они выжигают большую часть водорода, внешние оболочки проваливаются во внутреннюю часть светила. "Падающий" газ разгоняется до околосветовых скоростей и начинает выбрасываться наружу в виде струй. Струи сталкиваются с остатками внешней оболочки звезды, провоцируя излучение.