Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Эффективность удобрения океанов в борьбе с глобальным потеплением поставили под сомнение

Американские ученые установили, что попадание соединений, содержащих железо, в океаническую воду не обязательно приводит к росту фитопланктона в достаточной степени, чтобы этот эффект можно было использовать для борьбы с глобальным потеплением. Работа исследователей опубликована в журнале Nature, а ее краткое изложение доступно на Nature News.

В рамках эксперимента CROZEX в 2004 и 2005 годах биологи с борта британского судна Discovery изучали воздействие естественного удобрения океанов на популяцию водорослей в окрестностях архипелага Крозе. В районе этих островов, расположенных на расстоянии две тысячи километров к юго-востоку от Африки, ветры выносят в океан большое количество пыли, которая богата железом.

Согласно современным представлениям, этот процесс должен приводить к росту популяции микроскопических водорослей, которые используют углекислый газ в своей жизнедеятельности. Углерод из этого газа попадает в состав соединений водорослей, которые после их смерти оказываются захоронены на дне в течение десятилетий. В рамках своего эксперимента исследователи подсчитали, какое количество углекислого газа забирается из атмосферы на единицу железа, добавленную в океанскую воду.

Полученные результаты ученые сравнивали с данными других исследований. В результате биологи установили, что количество поглощаемого из атмосферы углекислого газа в 80 раз меньше, чем предсказывали некоторые предыдущие работы. По словам исследователей, даже если удобрять всю океаническую поверхность, воздействие этого на содержание углекислого газа в атмосфере будет минимальным.

В 2008 году многие страны приняли мораторий на проведение крупномасштабных экспериментов по ускорению роста водорослей. Причиной запрета стала озабоченность специалистов тем, что последствия подобных опытов для экосистемы океанов ученые предсказать не в состоянии. Исключение было сделано только для небольших опытов вблизи береговой линии.

В январе 2009 года стало известно, что Индия и Германия планируют совместный эксперимент по увеличению популяции водорослей в антарктическом регионе. С борта судна Polarstern планировалось выбросить на территории более 300 квадратных километров 20 тонн сульфата железа. Многочисленные протесты природоохранных организаций привели к тому, что немецкое Министерство науки и образования затребовало независимую экспертизу будущего опыта. Пока она не будет проведена, проводить опыт запретили.