Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Ученые научились собирать наноструктуры при помощи одного лазера

Шведские ученые из Технологического Университета Чалмерса обнаружили эффект возникновения наноструктур на золотой пленке при воздействии на нее лазерного импульса и научились им управлять, сообщает журнал Nature Photonics.

В настоящее время одним из основных препятствий повсеместного внедрения нанотехнологий является отсутствие эффективных инструментов сборки нанообьектов. Сейчас подобные устройства собираются практически "вручную". Шведским ученым удалось приблизиться к решению этой проблемы.

В основу их метода положен эффект плазмонного резонанса. В квантовой физике плазмоном называют квазичастицу, чье существование определяется дефектом в равномерном распределении электронов по поверхности металла. Если металл имеет толщину в несколько нанометров, то можно считать, что это пленка, состоящая из плазмонов. В результате воздействия короткого импульса лазерного луча отдельные квазичастицы начинают колебаться, что приводит к возникновению последовательности горячих и холодных зон на металлической пленке, в результате чего атомы металла и группируются в наноструктуры.

Для своего опыта исследователи использовали тонкие пленки из золота и серебра. Контролируя интенсивность и продолжительность импульса, им удалось научиться управлять строением возникающих наноструктур. При помощи этого опыта ученые продемонстрировали, что наносборка возможна с использованием достаточно простых средств.