Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

В древнейших горных породах Земли нашли алмазы

Группа немецких и австралийских геологов под руководством Мартины Меннекен (Martina Menneken) обнаружила в кристаллах циркона, возраст которых оценивается примерно в 4,3 миллиарда лет, микроскопические вкрапления алмазов. Если возраст драгоценных камней столь же велик, это означает, что движение твердых тектонических плит началось гораздо раньше, чем принято считать сейчас, сообщает журнал Nature.

Возраст Земли приблизительно оценивается в 4,5 миллиарда лет, причем горных пород, возраст которых превышал бы четыре миллиарда лет, почти не обнаружено, геологи считают, что первые 500 миллионов лет поверхность планеты находилась в расплавленном состоянии из-за постоянных ударов астероидов. В 1980-х годах, однако, в горах на западе Австралии были найдены в толще более молодых пород кристаллы циркона, возраст которых составляет около 4,5 миллиардов лет.

Кристаллы стали объектом пристального изучения, однако на содержимое микротрещин впервые обратила внимание группа Меннекен. Там геологи нашли кристаллы алмазов размером около 70 микрометров.

Алмазы обычно образуются при высоком давлении. Исходя из температуры, при которой предположительно образовались кристаллы циркона, для появления алмазов было необходимо, чтобы над кристаллами находилось 100-150 километров твердых горных пород. Такое обычно имеет место при столкновении тектонических плит. Между тем, согласно основной на сегодняшний день гипотезе движение тектонических плит началось не раньше четырех миллиардов лет назад.

Пока не доказано, что возраст алмазов столь же велик, как возраст кристаллов циркона: возможно, драгоценные камни сформировались позже. Но если дополнительная проверка подтвердит, что циркон и алмазы - ровесники, то древнейшние на Земле драгоценные камни могут заставить пересмотреть геологическую историю планеты.