Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Астрономы-любители с помощью гравитационной линзы открыли самую далекую планету

Двое тасманийских астрономов-любителей обнаружили самую далекую планету с помощью эффекта "гравитационной линзы". Тело, сравнимое по размерам с Юпитером, удалено от Солнца на 15 тысяч световых лет. При этом ученые утверждаютают, что использование необычного эффекта, предсказанного Эйнштейном, позволяет наблюдать еще меньшие тела на заметном расстоянии от Земли.

Авторы открытия - участники масштабного международного проекта OGLE (Optical Gravitational Lensing Experiment), начатого еще в 1992 году. Его цель - использование гравитационного поля звезд в качестве "увеличительных стекол". Согласно общей теории относительности, световые лучи способны искривляться вблизи массивных тел.

В марте этого года польский астроном Анджей Удальски, руководитель проекта, зафиксировал сближение двух звезд. Спустя некотое время их расположение на небе должно было совпасть, а посылаемый более далекой звездой свет - усилиться во много раз, преломляясь в гравитационном поле более близкой.

Когда это произошло, картина отличалась от ожидаемой: яркость испытывала колебания, что можно было объяснить только присутствием планеты, которая обращалось бы вокруг "увеличенной" звезды. Массу тела определили по форме пиков - она оказалась в несколько раз большей, чем у Юпитера. Детали ученые намерены выяснить в конце мая, когда они смогут привлечь к наблюдениям космический телескоп Hubble.

Первую планету за пределами Солнечной нашли около 10 лет назад. Сейчас известны около двухсот таких объектов, причем почти все они - планеты-гиганты, на которых заведомо невозможна жизнь. Тела земного типа обнаружить намного труднее - малая масса делает их неразличимыми на больших расстояниях.