Вводная картника

Морские запуски спутников оказались невостребованными

Наука и техника

Международная компания Sea Launch ("Морской старт") объявила о том, что обнаружила причину сбоя во время запуска спутника Telstar-18, проведенного в конце июня, и готова возобновить коммерческие морские запуски. Однако, как пишет газета "Коммерсант", пока ни один из немногочисленных заказчиков не подтвердил желания доверить запуск своих спутников Sea Launch.

29 июня американский телекоммуникационный спутник Telstar-18, стартовавший на ракете-носителе "Зенит-3SL" с пусковой установки Odissey морского космодрома Sea Launch в экваториальной части Тихого океана, оказался на нерасчетной орбите. Виной тому, как сообщается в пресс-релизе Sea Launch, стала неисправность третьей ступени носителя - производимого РКК "Энергия" разгонного блока ДМ-SL. Его двигатель, уточняет "Коммерсант", самопроизвольно выключился из-за имевшегося в нем производственно-технологического дефекта почти на одну минуту раньше положенного.

Позже аппарат был выведен на расчетную орбиту с помощью своих бортовых двигателей, израсходовав более 2 тонн топлива и сократив тем самым срок своего активного существования на два-три года.

Как пишет "Коммерсант", ранее блоки ДМ производства "Энергии" неоднократно отказывали при стартах на "Протонах" с Байконура, что вынудило заказчиков запусков отказаться от их использования, отдав предпочтение блокам "Бриз-М", выпускаемым Центром имени Хруничева. Запусками "Протонов" с "Бриз-М" занимается российско-американская компания ILS, контролирующая более 70 процентов мирового рынка запусков геостационарных спутников.

Для противостояния ILS летом 2003 года был создан пусковой альянс Launch Services Alliance в составе Boeing Launch System (являющегося маркетинговым оператором Sea Launch), Arianespace S.A. (производителя ракет-носителей Ariane-V) и Mitsubishi Heavy Industries (производителя носителя Н-2А). Однако, как пишет газета, Sea Launch вряд ли удастся до конца этого года осуществить более одного морского пуска, так как две последние компании пока не смогли в полной мере оправиться от кризиса, вызванного авариями их носителей в 2002 и 2003 годах.

На этом фоне ILS стала безусловным лидером на мировом рынке. С января 2003 года эта компания подписала больше новых коммерческих контрактов, чем все конкуренты вместе взятые. При этом на запуск на "Протоне-М" с "Бризом-М" заключено уже 10 контрактов, а еще по трем ведутся переговоры.

Sea Launch Company является международной: 40 процентов ее акций принадлежит корпорации Boeing (США), 25 - РКК "Энергия" имени Королева (Россия), 20 - Kvaerner (Норвегия) и 15 - двум украинским предприятиям из Днепропетровска: КБ "Южное" имени Янгеля и ПО "Южмаш" имени Макарова.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности