Культура
19:50, 11 февраля 2004

"Кино без границ" рассказывает о самурайском кодексе чести

.Forum Yes

Узнайте больше в полной версии ➞

Артхаус линия "Кино без границ" и кинокомпания "Екатеринбург АРТ" выпустили на видео два японских фильма: дебютную картину Такеши Китано "Жестокий полицейский" и историческую драму режиссера-ветерана Ёдзи Ямады "Сумрачный самурай". Действие первой ленты происходит в наши дни, а события второй относятся к середине XIX века, но оба фильма, по сути, посвящены одной теме - внутреннему чувству чести и долга, обреченности сильной личности на одиночество и вечной безнадежной борьбе со злом.

В работе над "Жестоким полицейским" Такеши Китано впервые решил раздвоиться - играть главную роль и одновременно руководить съемочным процессом. Его герой - полицейский, который не признает правил в борьбе со злом. Он запросто может избить негодяя, сбить машиной убийцу или пристрелить наркобарона. Начальник управления пытается вразумить своего подчиненного, но тот продолжает жить по своим правилам. А когда наркомафия убивает его старого друга, полицейский и вовсе выходит из под контроля. Но бандиты тоже не сидят сложа руки - в ход идут любые средства, даже самые подлые.

Фильм получился очень жестким и непримиримым. Насилие в нем абсолютно антипоэтично - Китано не пошел на поводу у моды и не стал наделять персонажей качествами суперменов. Никто здесь не ходит в развевающихся плащах, не стреляет с двух рук и не крошит противников голыми руками. Смерть у режиссера страшна и некрасива. Главным у Китано оказывается внутренний мир героя, который постепенно проявляется в немногочисленных словах, долгих взглядах и неторопливых движениях. И несмотря на жестокую кровавость событий, дебют Такеши получился безумно романтичным. Впрочем, как и все его последующие фильмы.

"Сумрачный самурай" собрал все возможные награды японской киноакадемии за 2003 год. 72-летнему режиссеру Ёдзи Ямаде удалось переплести в своей работе традиции классического самурайского фильма с канонами европейского психологического кино. Неторопливое действо завораживает глубиной каждой сцены, наполненностью каждого жеста, продуманностью каждой мелочи. История медленно, но верно затягивает зрителя, и через какое-то время события глубокой старины происходившие в далекой стране начинают волновать сильнее любого современного динамичного фильма.

Одна из главных причин этого - великолепная игра исполнителя заглавной роли Хироюки Санады, запомнившегося кинолюбителям по культовому "Звонку" и так замозабвенно лупившему Тома Круза в "Последнем самурае". Его герой Сейбей - бедный самурай низшего ранга, вынужденный жить на мизерную зарплату с двумя маленькими дочерьми и старухой матерью, не узнающей собственного сына. Да и воином его назвать трудно - в середине XIX века самураи превратились в чиновников при замках своих князьков. Но внутренние законы чести остались незыблемыми и в любви, и в бою. Сейбей не может ответить на любовь прекрасной женщины, потому что не желает обретать ее на бедное существование, и не может отклонить вызов на поединок, хоть и давно продал за долги свой фамильный меч.

< Назад в рубрику