Мир
19:51, 1 октября 2003

Американцы выяснили, почему их не любят в мусульманских странах

США следует в корне перестроить и усилить пропагандистскую работу за рубежом, чтобы совладать с растущей неприязнью к Америке, в первую очередь - в мусульманских странах. К такому выводу пришла после нескольких месяцев напряженной работы специальная комиссия, собранная президентом Бушем для того, чтобы изучить, какими глазами смотрят на Америку иностранцы.

Узнайте больше в полной версии ➞

"Неприязнь к США достигла шокирующего уровня. Необходима не просто тактическая корректировка, но стратегическая и радикальная трансформация [этой работы]", - говорится в докладе комиссии, опубликованном в среду.

Комиссия обнаружила, передает New York Times, что деньги, отпускаемые на внятное объяснение мировому сообществу целей и задач внешней политики страны, тратятся не там и не на то. Они по-старинке расходуются на задачи, которые были актуальны во время холодной войны и почти совершенно игнорируют новые реалии.

Между тем речь идет о значительных средствах: в 2002 году американский МИД потратил 600 миллионов долларов на пропагандистские и объяснительные кампании, и еще 540 миллионов было потрачено на содержание "Голоса Америки" и подобных ему радиостанций. Сюда же следует приплюсовать 100 миллионов долларов, отпускаемых на прямую помощь ближневосточным странам. Однако всего 150 миллионов долларов, т.е. меньше 10 процентов от этой суммы, расходуется в странах с преобладающим мусульманским населением, да и то большая часть из них тратится на программы обмена и зарплаты для занятых в этих программах функционеров.

"Сказать, что финансовые ресурсы неадекватны поставленной задаче - это значит выразиться очень мягко", - говорится в докладе. Комиссия предлагает также создать пост координатора по связям с общественностью за рубежом.

Нелицеприятный доклад был благосклонно встречен высшими чинами Госдепартамента: они надеются, что это поможет "выбить" новые средства на пропагандистские цели.

Предыдущие усилия Белого дома, напоминает New York Times, не всегда были успешны. Так, запущенная в прошлом году серия рекламных роликов "общие ценности" ("shared values"), доступно объясняющих, что мусульмане в США пользуются равными правами и всеобщим уважением, была приостановлена после того, как некоторые арабские страны отказались показывать эти ролики у себя.

Председатель комиссии, бывший посол США в Сирии и Израиле Эдвард Джережян (Edward P. Djerejian), особо подчеркнул, что США катастрофически проигрывает "информационную войну" спутниковым арабским телеканалам. Он рассказал, как, будучи в Каире, он увидел "круглый стол" на телеканале Al Arabiya, посвященный "американизации (т.е "порче") ислама".

"Это была их вариация нашей темы "экстремисты прибрали к рукам Ислам". Однако в течение двухчасовой передачи не нашлось никого, кто мог бы изложить американскую позицию по этому вопросу".

< Назад в рубрику