Культура
14:33, 21 сентября 2002

Для человеческой истории в "Олигархе" места не хватило

Узнайте больше в полной версии ➞

В сети кинотеатров "Каро фильм" начался показ фильма "Олигарх". Создатели картины определяют ее жанр, как криминальная социальная драма. Лента рассказывает о людях, которые в начале перестройки начали с мелких кооперативов и в короткое время, сколотив огромные состояния, стали ключевыми фигурами в российской экономической, социальной и политической жизни. Исполнитель главной роли Владимир Машков на премьере недвусмысленно намекнул, что прототипом его персонажа был Борис Березовский. Но реальный олигарх поспешил откреститься от фильма.

Картина начинается с гибели главного героя - Платона Маковского - владельца заводов, газет и пароходов. Следователь прокуратуры Шмаков (Андрей Краско перекочевавший в "Олигарха" прямо из "ментовских" сериалов) начинает расследование. Он встречается и со старыми друзьями покойного, и с его заклятыми врагами. Таким образом, фильм развивается сразу в двух временных направлениях - рассказчики уносят зрителя в прошлое (чтобы зритель не запутался, сцены воспоминаний титруются "за 20 лет до гибели Платона" и т. п.), следствие же развивается в настоящем (титры "Первый день после смерти Платона" и т.д.).

Постепенно вырисовывается картина стремительного возвышения простого парня Платона. Компания студентов, воспользовавшись перестроечной неразберихой, открывает кооперативы, всевозможные общества и компании. Идейным вдохновителем всех хитроумных операций стал именно Платон, умудрявшийся даже в самых безвыходных ситуациях придумывать схемы, позволявшие обходить закон и наваривать хорошие барыши. Таким образом, друзья, начавшие с вареных поддельных джинсов, становятся богатейшими людьми в России.

Многочисленные плохие чиновники, естественно, не могут допустить того, что огромные деньги проплывают мимо их карманов. Легендарная фраза одного из высших политических деятелей - "Делиться надо!" - становится девизом для орды негодяев из госструктур. А когда Платон пытается продемонстрировать свою независимость, его начинают травить на всех уровнях.

В принципе, в истории кино можно найти массу фильмов, построенных по схеме "Из грязи в князи". Но в золотой фонд мирового кинематографа обычно попадали картины, рассказывающие историю про людей. Режиссер Павел Лунгин, к сожалению, пошел по социальному пути. Главным в "Олигархе" оказалась борьба героя с государством, которое не приемлет свободы. Любой зритель, читающий газеты и слушающий радио, прекрасно знает о массе случаев, аналогичных описываемым в фильме. Да и разгром империй олигархов Березовского и Гусинского произошел уже довольно давно. Если бы фильм дал какие-то новые версии происшедшего - это было бы интересно хотя бы с точки зрения детектива. Но и этого не случилось - картина катится по обычному "обличительному" руслу.

Положение не спасает даже сильный актерский состав - кроме уже упомянутых Машкова и Краско, в фильме снялись Мария Миронова, Александр Балуев, Левани Учанеишвили, Владимир Стеклов, Марат Башаров, Сергей Юшкевич и другие. Поскольку история человека в фильме ушла на второй план, раскрыть своих персонажей у артистов не было никакой возможности. Даже центральная фигура оказалась весьма схематичной. В одной сцене веселый рубаха-парень, в следующей - уже озлобленный волк. Но ведь зрителям интересней всего увидеть и почувствовать, как происходит перерождение героя, как "дело" становится важнее дружбы и любви, как общественная жизнь оказывается реальней, чем собственная судьба.

< Назад в рубрику