Дума и правительство не смогли поделить Центробанк России

Финансы

Правительство и депутаты разошлись во взглядах на принципиальные поправки к закону о Банке России, сообщает газета "Ведомости". Вопреки пожеланиям кабинета профильные комитеты Госдумы отказались 11 марта сузить полномочия Национального банковского совета и проголосовали против форсированного выхода ЦБ из капитала Внешторгбанка. Таким образом, шансы на благополучное принятие нового закона о ЦБ резко снизились.

Новая версия закона о Центральном банке была принята в первом чтении летом 2000 года. Ключевой момент обсуждаемых сейчас поправок - передача части функций совета директоров ЦБ Национальному банковскому совету. Правительство согласилось с тем, что НБС станет руководящим органом ЦБ, но предложило сократить его полномочия.

Правительство предложило резко сузить поле деятельности НБС, лишив его права утверждать основные направления денежно-кредитной политики и годовой отчет ЦБ, рассматривать вопросы участия Банка России в капиталах дочерних банков, назначать главного аудитора, утверждать правила проведения банковских операций, бухучета и отчетности для ЦБ, вносить предложения в Госдуму о привлечении Счетной палаты к проверкам Центробанка. Правительство предлагает оставить за НБС всего четыре функции: утверждение сметы расходов ЦБ и отчета по этим расходам, утверждение аудитора и распределение прибыли.

Еще в феврале депутаты заявляли о возможности компромисса с исполнительной властью. Однако радикально урезать полномочия НБС парламентарии вчера не захотели. Комитеты согласились лишь на то, чтобы изъять из компетенции совета утверждение "Основных направлений" и годового отчета ЦБ. Решения депутатов не удовлетворили ни ЦБ, ни правительство. Первый зампред Банка России Татьяна Парамонова покинула зал, когда депутаты снова заспорили о том, кто в ЦБ будет главнее - совет директоров, председатель или НБС.

Как сообщает "Страна.Ru", более или менее правительство и депутаты сошлись в обсуждении способа формирования и состава НБС. В итоге принят правительственный вариант, по которому в НБС будут входить 12 человек, из которых двое назначаются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое назначаются Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - президентом РФ и трое - правительством РФ. Плюс, разумеется, председатель Банка России.

Уставной капитал ЦБ также удалось согласовать с трудом, и опять же на своем настояли депутаты: рекомендована поправка, по который уставный капитал Банка России должен с 1 января 2003 года составить 3 миллиарда рублей. Правительство предлагало 3 миллиона рублей.

Депутаты отказались поддержать и план правительства по выходу ЦБ из капитала Внешторгбанка к 1 января 2003 года. "Зачем губить один из лучших банков в России? " - недоумевал зампред банковского комитета Павел Медведев, последовательно отстаивающий в Думе позицию Центробанка. В итоге комитеты высказались за то, чтобы перенести эту дату на 1 января 2005 года.

Депутаты не согласились также с предложениями правительства о выходе Центробанка из капиталов росзагранбанков и Сбербанка. Правительство предлагало следующее: "Уменьшение, а также отчуждение банкам России акций Внешторгбанка и росзагранбанков осуществляется на основании решений Банка России и правительства РФ, принятия федерального закона для этого не требуется.

Депутаты единогласно проголосовали за принятую ранее рабочей группой редакцию этой статьи, в соответствии с которой любые действия, то есть уменьшение, отчуждение и любая реорганизация росзагранбанков, требуют принятия специального закона. Депутаты согласились с предложением правительства о том, что уменьшение или отчуждение доли Банка России в уставном капитале Сбербанка, приводящее к сокращению доли участия Банка России в указанном банке до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, "не привязывается к принятию закона о гарантировании вкладов населения".

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности