Скеттино, Франческо

Капитан затонувшего круизного судна Costa Concordia

Капитан круизного лайнера "Коста Конкордия" с 2006 года, в компании Costa Crociere работал с 2002 года. В январе 2012 года, когда судно село на мель и затонуло, Скеттино покинул борт, не завершив эвакуацию. В том же месяце был задержан по подозрению в непредумышленном убийстве, действиях, приведших к катастрофе лайнера и оставлении судна в момент опасности, помещен под домашний арест и временно отстранен от должности.

Франческо Скеттино (Francesco Schettino), согласно опубликованным в сети официальным документам, родился 14 ноября 1960 года (по другим данным, в январе 2012 года ему было уже 52 года [16], [21], [23]) в Неаполе [22], [17], [6]. При этом многие издания родным городом Франческо Скеттино называли Кастелламмаре-ди-Стабия (Castellammare di Stabia), который располагается южнее Неаполя [16], [21], [23].

Упоминалось, что предки матери Скеттино в нескольких поколениях были судовладельцами, а отец был моряком [16], [21], [17]. И Франческо, и его брат решили продолжить семейную традицию, связав свою профессию с морем [21]. Франческо Скеттино учился в мореходном училище имени Нино Биксио (L'Istituto Tecnico Nautico Nino Bixio) в городе Пьяно-ди-Сорренто (Piano di Sorrento) [16], [23], [17], [10], [14]. Сведения о начале его карьеры разнятся: по одним данным, после окончания академии он устроился на туристический катер, а также водил частные яхты по Средиземному морю [16], [14]. Публиковалась также информация, что он начинал простым матросом [20] в паромной компании Tirrenia, а затем работал в нефтяной группе Agip [21], [10].

В 2002 году Скеттино устроился в круизную компанию Costa Crociere - одну из "дочек" международной корпорации Carnival [27], [16], где он занял пост офицера по безопасности корабля (safety officer) [16], [23], [17], [10], [14]. Позднее он некоторое время был помощником капитана [21], [23], [17] лайнера Serena [20]. В 2006 году Скеттино и сам стал капитаном [16], [23], [17] судна "Коста Конкордиа" (Costa Concordia) - нового круизного лайнера с водоизмещением 114,5 тысяч тонн, который мог перевозить 3780 пассажиров [21], [14], [24].

В СМИ сообщалось, что в ноябре 2008 года, во время швартовки в Палермо в условиях шторма, судно "Коста Конкордиа" было повреждено - его носовая часть наехала на причал. В результате аварии никто не пострадал. В прессе не уточняли, был ли Скеттино у штурвала в тот момент, или нет [21], [26]. По некоторым сведениям, в июне 2010 года Скеттино также был капитаном другого лайнера Costa Crociere "Коста Атлантика" (Costa Atlantica), когда судно из-за превышения скорости на подходах к немецкому порту Варнемюнде повредило круизный лайнер "Аида Блу" (Aida Blu) [4]. Компания Costa Crociere, впрочем, отрицала, что ее капитан до 2012 года был причастен к каким-либо инцидентам [17].

В ночь на 14 января 2012 года круизный лайнер "Коста Конкордиа" затонул у берегов итальянского острова Джилио (Giglio) в Средиземном море. Отмечалось, что управляемое Скеттино судно, направлявшееся из порта Чивитавеккья (Civitavecchia) в Савону (Savona), сильно отклонилось от курса [16], [23], [25], что впоследствии в прессе объяснялось по-разному [16]. Скеттино, руководивший "Коста Конкордиа" непосредственно после катастрофы заявил, что его подвели навигационные карты: по его словам, судно получило пробоину, столкнувшись со скалами, которые на картах обозначены не были [23], [7], [14]. Также он сообщал, что подплыть к острову его заставили представители круизной компании - им хотелось, чтобы пассажиры полюбовались открывавшимися видами [7], [8]. В Costa Crociere эту версию отрицали, утверждая, что капитан своевольно, не получив соответствующего разрешения, изменил курс [23], [7], [8], [17]. По другим появившимся в СМИ версиям, капитан лайнера решил подплыть так близко к острову, чтобы произвести впечатление на кого-то из тех, кто в момент катастрофы находился рядом с ним [12] - то ли неких женщин, которые ужинали со Скеттино [7], то ли одного из членов экипажа [13]. Также обсуждалась версия, что Скеттино хотел подать сигнал своему знакомому на берегу [16], [12], [23], [7], [17], [14].

После того, как отключилось электричество, пассажиры, ранее ощутившие толчок, заподозрили неладное и связались с представителями близлежащего порта, Ливорно. Те, в свою очередь, позвонили Скеттино, однако капитан отказался от помощи, сказав, что некоторые технические проблемы, с которыми столкнулась команда судна, уже решены [16], [21], [12], [17]. Затем теплоход накренился и начал тонуть [16]. Эксперты отмечали, что в этот момент Скеттино проявил профессионализм, удачно развернув судно и "положив" его одним боком на берег, что впоследствии облегчило проведение спасательной операции [21], [22], [23], [7], [14]. Вместе с тем подчеркивалось, что сигнал SOS был послан с большим опозданием - лишь спустя 30-40 минут после аварии [22].

Дальше, согласно показаниям Скеттино в суде, он попытался руководить эвакуацией, отдал кому-то из пассажиров свой спасательный жилет, но когда корабль внезапно накренился на 60-70 градусов, "упал в спасательную шлюпку". Подняться обратно ему не удалось якобы из-за суматохи [12], [8], [5], и поэтому он оказался вдали от корабля задолго до того, как эвакуация была завершена [21], [12], [22]. Вместе с тем, в прессе упоминали, что капитан оказался в шлюпке вместе с двумя заместителями, а из вещей при нем был компьютер [19]. Начальник порта Ливорно Грегорио Де Фалько (Gregorio De Falco) связывался со Скеттино, требуя, чтобы тот вернулся на борт, однако капитан отказывался под разными предлогами [16], [21], [12], [22], [23].

В результате крушения лайнера "Коста Конкордиа" погибло 30 человек и еще двое, по данным на май 2012 года, числились пропавшими без вести [2]. Скеттино через несколько часов после окончания эвакуации был задержан [7]: он подозревался в непредумышленном убийстве, в том, что его действия способствовали аварии, а также в том, что он, будучи капитаном, оставил свое судно в момент опасности [15], [12], [22], [7], [17], [14]. 17 января суд отпустил его под домашний арест [22], [21], [12]. СМИ отмечали, что компания Costa Crociere стремилась дистанцироваться Скеттино: через несколько дней после кораблекрушения она временно отстранила капитана от должности [9], [11]. 10 апреля суд постановил оставить Скеттино под домашним арестом. В опубликованном спустя месяц судебном решении утверждалось, что эта мера пресечения нужна была для того, чтобы капитан не смог фальсифицировать доказательства. Также в судебном решении содержались выводы о том, что Скеттино был "неразборчивым при командовании кораблем" и был "не в состоянии защитить пассажиров" [2], [3].

В июле 2012 года Скеттино в интервью итальянскому телевидению попросил прощения за крушение и признался, что постоянно думает о жертвах этой трагедии. В то же время, обвинения в непреднамеренном убийстве людей и в том, что его действия способствовали аварии, он отрицал [1].

В прессе по-разному оценивались профессиональные и личные качества Скеттино. Сообщалось, что он имел репутацию "бабника", а также непослушного человека: в качестве примера тому приводился случай, когда Скеттино отдал приказ покинуть порт Марсель при ветре в 60 узлов, несмотря на прямой запрет властей [16], [10]. Один из членов его команды рассказывал, что капитан любит рисковать, и "ведет корабль, как Ferrari" [16], [12], [10], [14]. Вспоминали и о том, что Скеттино любит "позировать перед фотокамерами, стоя у штурвала" [20]. В то же время, некоторые из знакомых капитана высоко оценивали его профессионализм и опыт [21], [17], [14].

Знакомые капитана Скеттино говорили, что он после произошедшего решил больше никогда не браться за штурвал [10]. Адвокат капитана сообщал, что медийное освещение событий, связанных с кораблекрушением, сделало его подзащитного "самым ненавистным человеком в Италии" [12] - в прессе Скеттино прозвали Капитан Трус (Capitan Codardo) [7], [10], [14], [18].

Запись переговоров Де Фалько со Скеттино была выложена в интернете, а одна из фраз, произнесенных начальником порта Ливорно ("Vada a bordo, cazzo!" - "Возвращайтесь на борт, черт побери!") стала крайне популярной у пользователей - в Италии даже стали выпускать майки с соответствующей цитатой [16], [12], [23].

Скеттино женат, у него есть дочь [12], [10].

Использованные материалы


[1] Costa Concordia captain "sorry" for sinking. — BBC News, 11.07.2012

[2] Italy court rules Concordia captain unfit for command. — Reuters, 16.05.2012

[3] РИА Новости. Капитан Costa Concordia не смог справиться с ситуацией - суд Италии. — Наталия Шмакова, 16.05.2012

[4] Nick Pisa, Allan Hall. Captain Calamity had already crashed another cruise ship before hitting the rocks in Costa Concordia. — Daily Mail, 03.03.2012

[5] Евгений Уткин. "Конкордия" раздора. — Expert Online, 27.01.2012

[6] Ordonnance d’admission de l’incident probatoire. — Tribunale di Grosseto, 26.01.2012

[7] Nick Squires. Costa Concordia captain Francesco Schettino 'under intense pressure to sail close to Giglio'. — The Telegraph, 25.01.2012

[8] Antonella Cinelli. Italy captain says was told to approach shore: transcripts. — Reuters, 25.01.2012

[9] Antonella Cinelli. Italy captain says was told to approach shore-transcripts. — Reuters, 25.01.2012

[10] Martin Fricker. Costa Concordia crew members claim captain was playboy who treated liner as his own yacht. — Mirror, 21.01.2012

[11] Costa Crociere suspended Francesco Schettino. — To be a travel agent, 21.01.2012

[12] Rebecca Evans, Paul Harris, Nick Pisa. Captain Coward: "I only left because I FELL into lifeboat when ship listed suddenly as I was trying to help". — Daily Mail, 19.01.2012

[13] Nick Squires, Victoria Ward. Costa Concordia: mystery of blonde on the bridge of doomed liner. — The Telegraph, 19.01.2012

[14] Eric Reguly. 'Captain Coward' forever linked to cruise ship disaster. — Globe and Mail, 19.01.2012

[15] Luke McKenna. Captain Schettino faces up to 12 Years in prison for abandoning his ship — and more for manslaughter. — Business Insider, 19.01.2012

[16] Barbie Latza. Francesco Schettino, the Costa Concordia's Daredevil Captain. — The Daily Beast, 18.01.2012

[17] Francesco Schettino: Cruise ship captain in troubled waters. — CNN, 18.01.2012

[18] "Capitan codardo. Schettino, il piu odiato": l'animazione sulla tragedia. — Blitz Quotidiano, 18.01.2012

[19] Larry Mcshane, Helen Kennedy. Captain of Costa Concordia claims he fell into lifeboat during chaos. — NY Daily News, 18.01.2012

[20] Капитан Costa Concordia отпущен под домашний арест. — Вести.Ru, 18.01.2012

[21] John Hooper. Francesco Schettino: the captain who refused to return to ship. — The Guardian, 17.01.2012

[22] Magistrate in Charge of Preliminary Inquiries' charges against Francesco Schettino. — Maritime Security Review, 17.01.2012

[23] Profile: Capt Francesco Schettino. — BBC News, 17.01.2012

[24] Costa Concordia, la voie maritime etait mauvaise. — Adelfo, 15.01.2012

[25] Italians launch rescue bid after cruise liner runs aground. — Guardian.co.uk, 14.01.2012

[26] Cruise liner damaged after leaving Malta. — Timesofmalta.com, 23.11.2008

[27] Company profile. — Costa Crociere. — Версия от 30.12.2012