Барков, Анатолий

Вице-президент компании "Лукойл"

Вице-президент, начальник главного управления по общим вопросам, корпоративной безопасности и связи ОАО "Лукойл". Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ. Кандидат экономических наук.

Анатолий Александрович Барков родился 19 мая 1948 года в Кировграде Свердловской области [28], [29], [22]. Его отец, Александр Петрович, служил в ВМФ СССР, демобилизовался в 1947 году в звании главного старшины, его жену звали Устинья Марковна (урожденная Есакова). Анатолий стал первым сыном в семье Барковых, через десять лет у него появился младший брат Юрий. В 1953 году семья переехала город Октябрьский в Башкирской АССР [29].

Известно, что после восьмого класса Барков учился в ГПТУ №30, после чего некоторое время работал старшим оператором в нефтяной компании "Башнефть". По его словам, он служил авиамехаником в Группе советских войск в ГДР, а после службы два года пытался поступить на газовое отделение коммунально-строительного техникума, но не проходил по конкурсу, тогда подал документы в Октябрьский нефтяной техникум имени С. Кувыкина и с отличием окончил его. Параллельно с учебой на вечернем отделении Барков работал на кожевенном заводе, стал главным специалистом, вступил в КПСС. Тогда же Барков решил переехать в Когалым Тюменской области [29], [32]. Он поступил и учился заочно в Октябрьском отделении Уфимского государственного нефтяного технического института, окончил его в 1992 году [29], [22], [28].

В Когалыме Барков начал работать слесарем "Главтюменнефтегаза", в скором времени стал мастером, а затем и начальником цеха (с 1978 года по 1982 год). Затем с 1983 года по 1992 год он был начальником цеха, начальником управления технологическим транспортом (на эту должность в 1985 году его назначил возглавлявший нефтегазодобывающее управление "Повхнефть" Вагит Алекперов), заместителем начальника нефтегазодобывающего управления "Повхнефть", начальником центральной базы, заместителем начальника нефтегазодобывающего управления "Когалымнефть", начальником нефтегазодобывающего управления "Тевлиннефть". С 1992 по 1993 год Барков являлся главным инженером "Лукойл-Когалымнефтегаза". В 1993 году он переехал в Москву - его назначили исполнительным директором нефтяного концерна "Лангепасурайкогалым". Вскоре Барков занял пост вице-президента ОАО "Лукойл", начальника главного управления по общим вопросам, корпоративной безопасности и связи [28], [22], [29]. В 2008 году публиковались сведения о том, что его доля в компании составляла 0,066 процента (сообщалось, что доля бизнесмена уменьшилась с 0,075 процента - он подарил 75 тысяч акций своей жене) [23], [24].

25 февраля 2010 года автомобиль Баркова попал в ДТП на Ленинском проспекте в Москве. В результате столкновения служебного "Мерседеса" вице-президента "Лукойла" с автомобилем "Ситроен" погибли обе находившиеся в нем женщины: водитель машины, врач Центра акушерства и гинекологии имени академика Кулакова Ольга Александрина, скончалась на месте, пассажиром была ее свекровь, заслуженный врач России, заведующая отделением патологии того же центра Вера Сидельникова, она умерла через несколько часов в больнице. Водитель Баркова в аварии не пострадал, сам вице-президент "Лукойла" был госпитализирован с травмой ноги [12], [17], [14]. Сразу после аварии инспектор ГИБДД, сославшись на опрошенных свидетелей, объявил, что в аварии, по предварительной версии, виновата Александрина, которая якобы не справилась с управлением и выехала на встречную полосу. Тем не менее очевидцы утверждали, что трагическое происшествие произошло по вине водителя "Мерседеса", сделавшего внезапный маневр с выездом на встречную полосу, от которого не успела увернуться Александрина [14], [17], [15]. Уголовное дело было возбуждено 27 февраля того же года по части 5 статьи 264 Уголовного кодекса РФ (нарушение Правил дорожного движения (ПДД) и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), предусмотренное за преступление наказание может составить до семи лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет [20].

Инцидент вызвал широкий общественный резонанс. Взятая следствием за основу предварительная версия, установившая виновником ДТП Александрину, отсутствие качественного видео камер наружного наблюдения с места происшествия, заявление пресс-службы "Лукойла" [21] о невиновности в аварии водителя и непричастности компании, а также просто участие в ДТП представителя бизнес-элиты вызвало возмущение общественности [14], [17], [14], [18]. В интернете появилась и в короткие сроки стала очень популярной обличающая Баркова песня "Мерседес S666", исполненная рэпером Noize MC (настоящее имя – Иван Алексеев) [19]. Между тем в СМИ зазвучали редкие высказывания в защиту вице-президента "Лукойла", призывающие не порочить "имя заслуженного человека" без доказательств [13], [16], а сам он спустя неделю выписался из больницы и через пресс-службу выразил соболезнования родным и близким погибших, а также заявил о своей заинтересованности в объективном и непредвзятом расследовании обстоятельств трагедии [18].

В связи с разгоревшимся скандалом в СМИ появились упоминания еще одного громкого разбирательства после ДТП. 16 октября 1996 года в Калининграде автомобиль сопровождения из кортежа главы "Лукойла" резко пошел на обгон, выехав на полосу встречного движения, где столкнулся с "Нивой" Юрия Зевакина, который в результате аварии получил травмы средней тяжести. Пострадавшего водителя признали виновным, так как он не уступил дорогу машине со спецсигналом. В связи с инцидентом Зевакин получил несколько подписанных Барковым писем, в которых говорилось о том, что нефтяная компания не видит оснований для возмещения причиненного вреда и рекомендует обратиться за защитой нарушенных прав в суд. В 2007 году Верховный суд отклонил иск Зевакина, в котором тот просил признать незаконной норму ПДД, обязывавшую водителей уступать дорогу автомобилям с включенными проблесковыми маячками [12], [25].

20 августа 2010 года следствие по уголовному делу о ДТП на Ленинском проспекте объявило, что причиной аварии стал выезд автомобиля Александриной на полосу движения машины вице-президента "Лукойла". В результате технической экспертизы выяснилось, что потеря управления автомобилем была вызвана разницей автопокрышек, одна пара из которых якобы оказалась шипованной. Помимо этого, стало известно, что к концу месяца дело будет прекращено "в связи со смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности" (статья 24 УПК РФ) [11]. Однако через несколько дней информация о прекращении дела была опровергнута в связи с тем, что в нем появился новый потерпевший - дочь Сидельниковой Наталья [9], [10].

7 сентября 2010 года официально было объявлено, что уголовное дело о ДТП на Ленинском проспекте прекращено, виновником аварии признана Александрина [7], [8].

13 сентября того же года Федерация автовладельцев России (ФАР) объявила результаты своего независимого расследования, начатого организацией сразу после аварии. Эксперты, задействованные в расследовании, по пятнам грязи с днищей обоих автомобилей сделали вывод, что именно "Мерседес" выехал на встречную полосу движения (пятно от "Ситроена" было на своей полосе движения) [6].

Семья Александриной обжаловала решение о закрытии дела, однако 17 ноября 2010 года Мосгорсуд подтвердил его законность [5]. В середине июля 2011 года Конституционный суд по запросу стороны Александриной признал неконституционными нормы, которые давали возможность закрыть уголовное дело в связи со смертью подозреваемого без согласия его близких родственников [4]. В том же месяце расследование ДТП на Ленинском проспекте было возобновлено [3], а 12 августа погибшая Александрина была заочно объявлена обвиняемой [2]. В окончательной редакции обвинение Александриной было сформулировано в конце апреля 2012 года [1].

Барков - кандидат экономических наук, известно, что он дважды (в 1999 году и в 2003 году) защищал диссертации на соискание этой ученой степени [30], [31]. Вице-президент нефтяной компании - заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ, награжден орденом Дружбы (2006 год) [26] и рядом медалей [29], [28], [22].

По информации некоторых изданий, Барков с молодости увлекался лыжным спортом и мотогонками [14], [29], [27]. Женился вице-президент "Лукойла" 31 декабря 1970 года на Валентине Ткачевой, у супругов осталась дочь Оксана, их старший сын Виталий умер [29], [16].

Использованные материалы


[1] Погибшей Александриной предъявлено обвинение в ДТП на Ленинском. — РИА Новости, 27.04.2012

[2] Владимир Шишлин. ДТП на Ленинском: погибшая стала обвиняемой. — Интерфакс, 12.08.2011

[3] Евгений Шипилов. Следствие вернулось на Ленинский проспект. — Газета.Ru, 29.07.2011

[4] Владимир Шишлин. Дело о ДТП на Ленинском реанимировано. — Интерфакс, 14.07.2011

[5] Сергей Смирнов. Водитель "Лукойла" совершил ДТП законно. — Infox.ru, 17.11.2010

[6] Почему «ЛУКОЙЛ – теперь с правом на убийство»? — Официальный сайт Московского отделения Федерации автовладельцев России (far-msk.ru), 13.09.2010

[7] Дело о ДТП на Ленинском прекращено. — Вести.Ru, 07.09.2010

[8] ДТП на Ленинском: дело закрыто. — Интерфакс, 06.09.2010

[9] В деле о ДТП на Ленинском проспекте появился новый потерпевший. — РИА Новости, 24.08.2010

[10] Елена Поляковская. Кому нужна правда об аварии на Ленинском. — Радио Свобода, 24.08.2010

[11] "Ситроен" на встречке. — Интерфакс, 20.08.2010

[12] Александра Самарина. Следствие приравняли к гостайне. — Независимая газета, 19.03.2010

[13] Лев Лещенко. "Я часто выступаю перед нефтяниками, знаком не понаслышке с их нелегким трудом…". — Новая газета, 12.03.2010

[14] Евгения Супрычева. Как идет расследование громкого ДТП с участием вице-президента "Лукойла". — Комсомольская правда, 11.03.2010

[15] Владимир Баршев. Видео без аварии. — Российская газета (rg.ru), 05.03.2010

[16] Ольга Богданова. "Мерседес" - это приговор? — Радио Свобода, 04.03.2010

[17] Ирина Пуля. ДТП со многими неизвестным. — Российская газета, 04.03.2010. — №5123 (44)

[18] Мария Морозова, Зинаида Титова. Свой против чужих. — Новые Известия, 04.03.2010

[19] "Мерседес S666" и "тухлая" передача. — Интерфакс, 03.03.2010

[20] По факту аварии в Москве с участием автомобиля ЛУКОЙЛа и гибели в ДТП двух человек возбуждено уголовное дело. — РБК, 27.02.2010

[21] "Лукойл" компенсации жертвам ДТП не даст. — LifeNews.ru, 27.02.2010

[22] Анатолий Александрович Барков. Биографическая справка. — РИА Новости, 25.02.2010

[23] Член Правления Лукойла Анатолий Барков сократил свою долю в компании с 0.075% до 0.066%. — Финам.ru, 29.09.2008

[24] Вице-президент "ЛУКойла" подарил супруге акции на $5 млн. — Газета.Ru, 29.09.2008

[25] Анастасия Михайлова. Осторожно, мигалки! — Газета (GZT.Ru), 11.09.2007

[26] Указ Президента РФ. О награждении государственными наградами Российской Федерации. — Alldocs, 16.10.2006. — №1147

[27] Сергей Титаренко, Алексей Сомов. Союз мяча и лыж. — Нефть России, 15.02.2002. — №2

[28] Список членов правления. Барков Анатолий Александрович. — Официальный сайт ОАО "Лукойл". — Версия от 04.05.2012

[29] Николай Черников. Дуга Баркова. Вагит Аликперов и его команда. — М.: Издательство "Макцентр", 2006. - 239 с.

[30] Барков Анатолий Александрович. Разработка механизма принятия стратегических решений по направлениям развития нефтяной компании (На примере ОАО "Лукойл"). — Электронный каталог российских диссертаций. — СПб.: 1999. - 168 c.

[31] Барков Анатолий Александрович. Стратегия развития обеспечивающих систем нефтяной компании (На примере ОАО "Лукойл"). — Электронный каталог российских диссертаций. — М.: 2003. - 143 c.

[32] Зона ответственности. — ITime. — №2 (8), 2008