Черны, Давид

Чешский скульптор

Чешский скульптор-авангардист, известный своими скандальными работами. Среди его произведений: покрашенный в розовый цвет советский танк в Праге, скульптура святого Вацлава, сидящего верхом на брюхе мертвого и подвешенного за ноги коня, многотонные фигуры младенцев на телебашне в Праге, фигура повешенного Саддама Хусейна в аквариуме с формальдегидом и инсталляция "Entropa".

Давид Черны (David Cerny) родился 15 декабря 1967 года в Праге [11]. Его семья была тесно связана с искусством: отец был художником-графиком, а мать - реставратором [9], [15]. Прадед Черны работал вместе с чешским инженером и изобретателем Франтишеком Крижиком (Frantisek Krizik) [9]. Еще в детстве Давид отличался бунтарским духом: учитель рисования однажды изолировал его от остального класса из-за хулиганского поведения [15], в прессе также публиковались сведения о том, что из-за Черны двое школьных учителей попали в психиатрическую клинику [6].

Черны поначалу отказывался идти по стопам родителей и занимался электротехникой, паял электросхемы. Однако это ему скоро наскучило, и он решил поступить в пражскую Высшую художественно-промышленную школу (Vysoka skola umeleckoprumyslova v Praze), но три года подряд не мог пройти вступительные экзамены [16], [9]. В свободное время он занимался подпольными театральными представлениями и художественными перфомансами в центре Праги [11]. В 1988 году Черны смог поступить в Высшую художественно-промышленную школу по специальности "индустриальный дизайн", за свои эскизы предметов интерьера смог получить призы на биеннале в Японии, но потом перешел на отделение скульптуры. Черны окончил академию в 1996 году, хотя за все время обучения занимался в ней не более трех месяцев из-за отсутствия оборудованных мастерских [16], [7].

Впервые известность Черны принесла его скульптура из стекловолокна "Quo Vadis" (Куда идешь): она была установлена ночью в центре Праги в 1989 году и представляла собой автомобиль "Трабант" производства ГДР, у которого вместо колес были огромные ноги. Эта скульптура была посвящена политическим беженцам из Восточной Германии, которые до падения Берлинской стены в ноябре 1989 года уезжали в Прагу на своих "трабантах" и просили политического убежища в посольстве ФРГ. Впоследствии эта скульптура была установлена у посольства Германии в Праге [10], [16], [13], [6]. В 1990 году на месте памятнику Иосифа Сталина в Праге Черны установил инсталляцию в виде огромного черепа и костей [7].

Известность Черны принес его перфоманс в 1991 году: в ночь с 27 на 28 апреля он вместе с друзьями раскрасил в розовый цвет танк ИС-2 в парке в районе Смихов, который был памятником советским танкистам, освободившим Прагу от фашистов, но часто ассоциировался у чехов со вторжением стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году. Черны был арестован за хулиганство, танку вернули зеленую ливрею, однако спустя 10 дней, воспользовавшись депутатской неприкосновенностью, 15 членов чешского парламента заново покрасили танк в розовый цвет. Черны был отпущен, а памятник демонтирован. Впоследствии сам Черны заявлял, что не против возвращения в Прагу памятника советским танкистам, однако хотел бы, чтобы им был танк Т-34-85, который участвовал в операции по освобождению Праги, а не ИС-2, который в тех боях участия не принимал. Впоследствии, в августе 2008 года, в знак протеста против войны в Южной Осетии, на месте, где располагался памятник, Черны установил обломок кормы советского танка окрашенного в розовый цвет с белой полосой, намекая на отличительную схему окраски советских танков во время "Пражской весны" в 1968 году [12], [7], [9], [6], [18], [15], [5].

В 1992 году Черны переехал в Швейцарию [11]. В 1994 году мать и дядя дали Черны денег на поезду в США, где сначала полтора месяца жил у приятеля в Нью-Йорке, с 1994 по 1995 год он получал стипендию от Фонда Сороса на обучение и проживание в P.S.1 Contemporary Art Center, а c 1995 по 1996 год проходил обучение по независимой программе в музее Уитни (Whitney Museum), выставлял свои работы на художественных выставках [18], [19], [17], [7]. Затем Черны вернулся в Прагу, стал лауреатом многочисленных художественных премий и начал получать заказы от различных городов и художественных галерей [11], [7].

Среди наиболее известных работ Черны - скульптура святого Вацлава, сидящего верхом на брюхе мертвого и подвешенного за ноги коня. Эта скульптура была в 1999 году установлена на Вацлавской площади в Праге напротив обычного конного памятника королю. По словам Черны, эта статуя символизировала политическое и экономическое фиаско правительства Чехии, приведшее к росту популярности Коммунистической партии Чехии и Моравии, чью деятельность Черны призывал запретить. В 2005 году Черны создал проект памятника победе во Второй мировой войне, однако он был снят с конкурса после того как его автор на презентации проекта сказал, что "хороший коммунист - это мертвый коммунист". Также Черны неоднократно критиковал Вацлава Клауса, занимавшего пост премьер-министра Чехии в 1993-1997 годах и избранного президентом страны в 2003 году [18], [7], [13], [9], [3].

Скульптура Черны "Подвешенный человек" представляла собой фигуру Зигмунда Фрейда в полный рост, которая висит над улицей, цепляясь одной рукой за горизонтальную мачту: в сумерках ее часто путали с настоящим человеком [7], [6]. В 2000 году на пражской телебашне была размещена созданная Черны скульптурная композиция в виде огромных детей, ползущих на большой высоте вверх и вниз по стенам башни [7], [6], [14], [18]. В 2005 году в Либерце появилась автобусная остановка, которую спроектировал Черны: она имела вид накрытого к обеду бронзового стола, под которым были расположены места для пассажиров [7], [6], [18].

В 2006 году известность получила другая скандальная работа Черны: это была пародия на работу Дэмиена Херста "The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living", в которой в аквариум с формальдегидом была помещена акула. Вместо акулы Черны поместил в формальдегид фигуру повешенного полуголого Саддама Хусейна. Впоследствии посол Ирака в Чехии потребовал убрать эту скульптуру с выставки, и она была запрещена к показу в Бельгии и Польше [3], [6], [9], [16].

Занятия электротехникой впоследствии пригодились Черны для его произведений: в 2007 году он установил в Северной Каролине фонтан "Metalmorphosis" представляющий собой металлическую голову, способную изменять свою форму, причем сам Черны мог управлять ей через интернет [9], [8], [7].

В 2007 году Черны стал одним из создателей пражской галереи современного искусства Meet Factory [8], [9].

В первой половине 2009 года Чехия стала председателем в ЕС и согласно традиции разместила скульптуру изображающую Евросоюз в здании Евросовета в Брюсселе. Создать такую скульптуру правительство Чехии поручило Черны, причем контракт на 10 миллионов чешских крон подразумевал, что Черны ее будет делать не в одиночку, а соберет коллектив скульпторов из всех стран ЕС. Однако инсталляция была создана Черны вместе с его друзьями в студии в Праге. Она называлась "Entropa": ее объекты представляли собой изображения какого-либо национального стереотипа каждой из стран ЕС. В частности, Нидерланды были показаны в виде торчащих из воды минаретов, Германия - в виде перекрестка автобанов, напоминающих свастику, а Болгарию олицетворяли "турецкие" унитазы. Размещение этой инсталляции вызвало дипломатический скандал: представителям правительства Чехии пришлось извиняться перед Болгарией и другими странами [1], [2]. Сам Черны заявлял, что является сторонником евроинтеграции и своей скульптурой лишь проверял чувство юмора. Источником вдохновения для "Entropa" Черны назвал произведения британской комик-группы "Монти Пайтон" (Monty Python) [2].

Черны часто вступал в конфликты с владельцами галерей. Так, в 2000 году он отказался от размещения своей скульптуры в Национальной галерее в Праге, сославшись на политическую ангажированность ее руководителя. Также он отказался явиться на вручение премии Йиндржиха Халупецкого, которую вручал в той же галерее президент Чехии Вацлав Гавел. Тогда Гавелу пришлось выйти из здания и вручить Черны награду на улице [7], [13].

В прессе творчество Черны часто называли диссидентским и провокационным, однако сам скульптор заявлял, что никогда не провоцирует своим искусством и не является политическим активистом [15], [3], [13], [8], [16].

Хотя в своем творчестве Черны часто обращался к теме автомобилей (примером тому служат "Quo Vadis" и автомобиль на фасаде галереи Meet Factory), сам скульптор в интервью говорил, что отрицательно относится к личному автотранспорту в городах. Сам он предпочитал передвигаться по Праге на велосипеде и выступал с художественными инициативами по повышению безопасности велосипедистов [9].

Черны с пятнадцати лет увлекается пилотированием: недолюбливая коммерческую авиацию, последние годы он летает по Европе на собственном самолете. В 2008 году в интервью Черны признался о том, что хотел бы на полгода отвлечься от искусства и поработать летчиком скорой помощи в Африке [8], [6], [4].

Использованные материалы


[1] Ярослав Забалев, Вадим Нестеров. Россия в малой нужде, Болгария в большей. — Газета.Ru, 16.01.2009

[2] David Charter. David Cerny says hoax EU sculpture inspired by Monty Python. — Times Online, 14.01.2009

[3] Natalia Sosin. David Cerny: "president Klaus is a d**k". — CafeBabel.com, 14.01.2009

[4] Carolina Sanchez. Sculpting the world with planes, motorbikes, and orgies. — Aktualne.Cz, 18.12.2008

[5] Cerny vratil Praze ruzovy tank, tentokrat s okupacnim pruhem. — Dnes, 21.08.2008

[6] Mariusz Szczygiel. Wkurzacz czeski. — Gazeta Wyborcza, 12.08.2008

[7] Татьяна Хейн. Скандал в большом городе от Давида Черны. — Собственник, 30.06.2008

[8] Martin Babic, Vendula Vesela. I never provoke! — Czech Republic - The Official Website (czech.cz), 12.03.2008

[9] Jiri Leschtina. David Cerny: Paradne to tady provetrat. — Hospodarske Noviny, 12.10.2007

[10] Ian Willoughby. Tourist requests lead to symbolic Trabant on legs being moved forward in German Embassy garden. — Radio Praha, 11.05.2007

[11] Curriculum. — David Cerny - uplne oficialni stranka (davidcerny.cz), 12.02.2007

[12] Pavla Horakova. The complicated history of Prague's Tank No. 23. — Radio Praha, 08.05.2005

[13] Jeffrey Fleishman. Czech Artist Is a Dissident for a New Era in Europe. — The Los Angeles Times, 23.08.2004

[14] Ian Willoughby. Zizkov TV tower. — Radio Praha, 19.10.2002

[15] Anna Bryson. Arts: What Tank boy did next. — The Independent, 05.11.1999

[16] David Cerny: the Only Secret is Working. — Art-Interview.com

[17] Eleanor Heartney. "Impermanent Places" at the World Financial Center - New York. — Art in America. — May 1995

[18] Dominik Jun. David Cerny. The Shape of Rebellion. — The Compass Prague. — № 8, May 2005

[19] P.S.1 profile. — P.S.1 Contemporary Art Center (ps1.org)