Ивата, Сатору

Генеральный директор Nintendo

Генеральный директор и президент японской корпорации Nintendo с 2002 года. До этого в 2000-2002 годах занимал пост главы отделения корпоративного планирования Nintendo, а с 1993 по 2000 год был президентом компании по производству видеоигр HAL Laboratory.

Сатору Ивата (Satoru Iwata) родился 6 декабря 1959 года в японском городе Саппоро, столице префектуры Хоккайдо [16], [4], [17], [7], [15], [11]. Его отцом был Хироси Ивата (Hiroshi Iwata): c 1979 по 1995 год он занимал пост мэра города Муроран на Хоккайдо [3], [12]. Мать Сатору звали Акико (Akiko) [3].

Ивата учился в Южной старшей школе Саппоро (Sapporo Minami Koutougakkou) и с юности увлекался вычислительной техникой [16], [19]. Деньги на свой первый программируемый калькулятор он накопил, работая разносчиком газет [19]. В школе Ивата начал учиться программированию и создал дома для своего калькулятора свои первые игры: симуляторы бейсбола, волейбола и стендовой стрельбы, которыми делился с одноклассниками [16], [1], [7], [13].

После окончания школы в 1978 году Ивата поступил в престижный Токийский технологический институт (Tokyo Institute of Technology), где изучал компьютерные науки [16], [4], [5], [17], [13], [7]. Он жил в токийском районе Акихабара, кроме программирования увлекался японским боевым искусством ниндзюцу [4], [13] и еще до окончания института, в 1980 году, был принят на работу внештатным программистом в новую небольшую компанию HAL Laboratory, которая в будущем стала дочерним предприятием Nintendo, занимавшейся разработкой видеоигр [16], [9], [15]. После окончания университета в 1982 году Ивата был принят в штат HAL Laboratory, став пятым по счету сотрудником фирмы (все его сокурсники поступили на работу в более крупные фирмы), и продолжил заниматься компьютерными играми, несмотря на возражения родителей: отец почти 6 месяцев отказывался говорить с Сатору [7], [5], [16], [17], [1], [14], [9], [13].

В HAL Labarotory Ивата принимал участие в разработке игр для игровых автоматов и консолей производства Nintendo, в том числе "Balloon Fight", "NES Tournament Open Golf", "Kirby" и ролевого сериала "Earthbound" (известный в Японии под названием "Mother") [15], [11], [4], [16], [14], [9]. Кроме программирования Ивата занимался и маркетингом продуктов фирмы, и даже помогал убираться и заказывал еду в студию [13].

В 1992 году, когда HAL Labaratory находилась на грани банкротства, Ивате предложили стать президентом компании. Он согласился, возглавил компанию в 1993 году и смог успешно вывести ее из кризиса [11], [1], [17], [5], [16], [7], чем привлек внимание президента Nintendo, бессменного руководителя компании с 1949 года Хироси Ямаути (Hiroshi Yamauchi) [9], [16].

В 2000 году Ивата, оставшись консультантом HAL Laboratory [17], был назначен главой отделения корпоративного планирования Nintendo [17]. На этом посту он координировал запуск на рынок новой игровой консоли GameCube: к концу 2001 года продажи компании, несмотря на конкуренцию с Sony, увеличились на 20 процентов и составили 4,4 миллиарда долларов [14], [1], [16], [5], [7], [14]. В мае 2002 года Ямаути подал в отставку, своим наследником он сделал Ивату: по словам Ямаути, он оставил компанию в надежных руках. Ивата стал первым главой компании, не принадлежавшим к семейному клану Ямаути [11], [16], [5], [17], [7], [14]. Эксперты отмечали, что Ивата занял посты генерального директора и президента Nintendo в 42 года, став во главе корпорации в необычно молодом для Японии возрасте [1], [15].

На посту главы Nintendo Ивата выбрал новый путь развития для выпускаемых компанией игр: поскольку разработка новых игр и создание для них качественной трехмерной графики зачастую требовали длительного времени и больших капиталовложений, он предпочел создавать более простые игры за меньшее время и деньги, акцентируя внимание на оригинальности и игровом процессе [15], [9], [14], [5], [16]. Он решил сделать игры Nintendo интересными для всех возрастов и обеих полов [14], [1], [8].

Вместе с главным управляющим директором компании, создателем известных игр Mario и Zelda, Сигэру Миямото, Ивата руководил созданием и продвижением новой игровой приставки Wii; он же впервые представил ее в мае 2005 года на ежегодной выставке E3 [16], [6]. При разработке Wii было решено сконцентрироваться не на мощности приставки, а на игровом процессе [10]. Wii сумела обойти по популярности в Японии конкурирующие консоли: Xbox 360 от Microsoft и PlayStation 3 от Sony [18], [6]. Ивате удалось улучшить продажи консолей Нинтендо и в США [14]. В 2008 году Wii опережала по продажам консоли Microsoft и Sony и на международном рынке: за три квартала было продано 34,6 миллиона Wii против 22,5 миллиона Xbox 360 и 16,8 миллиона PlayStation 3 [1]. Другой новой продукцией Nintendo стала ручная игровая консоль Nintendo DS, для которой было написано много развивающих игр [11], [1], [16]. В 2008 году Ивата заявлял, что в отличие от Microsoft и Sony его компания хочет сконцентрироваться на играх и не собирается предоставлять пользователям платные онлайн-сервисы и продавать фильмы через интернет [4], [15].

В августе 2008 года Ивата объявил о том, что Nintendo разрабатывает новую версию игровой приставки - Wii 2 [2].

Использованные материалы


[1] Kiyoshi Takenaka. Nintendo chief: man behind casual game boom. — Reuters, 08.12.2008

[2] David Gibbon. Nintendo: "Wii 2 is being worked on". — Digital Spy, 05.08.2008

[3] Death of Hiroshi Iwata's, former mayor of Muroran. — ShikokuNews, 29.07.2008

[4] Carsten Gorig. Nintendo CEO Satoru Iwata: "We Understand that People Were Disappointed". — Speigel Online, 29.07.2008

[5] The Stars of Asia - Managers. Satoru Iwata. — BusinessWeek, 08.07.2008

[6] Seth Schiesel. Resistance Is Futile. — The New York Times, 25.05.2008

[7] Satoru Iwata Biography. — IGN.com, 24.10.2007

[8] Leo Lewis. Nintendo's women gamers could transform market. — Times Online, 10.10.2007

[9] Константин Говорун. Спец: Герои игровой индустрии. — Страна Игр (www.gameland.ru), 27.06.2007. — № 6 (231), 2007

[10] The Big Ideas Behind Nintendo's Wii. — BusinessWeek, 16.11.2006

[11] Nintendo president to deliver second consecutive GDC keynote address. — Gameplanet.com, 09.02.2006

[12] Список мэров города. — Официальный сайт города Муроран, префектура Хоккайдо (www.city.muroran.lg.jp), 22.03.2005

[13] Matt Casamassina. GDC 2005: Iwata Keynote Transcript. — IGN.com, 10.03.2005

[14] Lucas DeWoody. The Man Who Would be King: Satoru Iwata. — Kombo.com, 20.02.2005

[15] James Burns. Profile: Satoru Iwata. — IGN.com, 16.06.2004

[16] James Burns. Profile: Satoru Iwata. — N-sider.com, 28.09.2003

[17] Press material: CEO Changes. — Nintendo (nintendo.co.jp), 24.05.2002

[18] Tim Fieldhouse. Achtergrond - Gameheld: Shigeru Miyamoto. — Gamerush.nl

[19] Koji Mori. It's Time to Ask About a True Value of Satoru Iwata. — Foresight Magazine (www.shinchosha.co.jp). — № 9, 2006