Курзенков, Геннадий

Бывший руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), занимал этот пост с декабря 2009 по февраль 2011 года. Ранее - руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) (2008-2009), заместитель руководителя Ространснадзора (2007-2008), заместитель начальника Военно-воздушной академии имени Гагарина (2002-2007), заместитель командующего армией военно-воздушных сил и противовоздушной обороны в Приволжско-Уральском военном округе (2001-2002). Заслуженный военный летчик Российской Федерации.

Геннадий Кузьмич Курзенков родился 1 октября 1955 года в поселке Верхний-Кутум Лукояновского района Горьковской области [6], [7], [13], [19].

В 1978 году [12] Курзенков окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени Чкалова. В том же году он начал свою службу (1978-1986) в Белорусском военном округе - был летчиком, старшим летчиком, командиром звена авиационного полка, командиром эскадрильи отдельного штурмового авиационного полка [7], [13].

В 1989 году Курзенков окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина [12] и начал прохождение службы в Дальневосточном военном округе. Он занимал должности заместителя командира полка по летной подготовке (1989-1990), заместителя командира полка (1990-1991), командира полка (1991-1994), заместителя командира дивизии (1994-1996) и командира дивизии (1996-1999) [13], [19], [12].

В 2001 году Курзенков окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил РФ [12], после чего был назначен заместителем командующего армией военно-воздушных сил и противовоздушной обороны в Приволжско-Уральском военном округе [13], [12], [6].

В 2002-2007 годах Курзенков занимал должность заместителя начальника Военно-воздушной академии имени Гагарина [18], [13], [19], [7].

В январе 2007 года Курзенков был назначен заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) [19], [13], [12], [16]. Уже в марте того же года, выступая на расширенном заседании коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Курзенков не исключал, что может возрасти число аэропортов РФ, в которых будут запрещены полеты из-за их несоответствия федеральным авиационным правилам. Он указал на низкий уровень оснащения аэропортов техническими средствами досмотра и охраны, сообщив, что сотрудникам Ространснадзора удалось незамеченными пройти в контролируемую зону аэропорта "Шереметьево" и условно заминировать пять воздушных судов, несмотря на усиление мер безопасности после осущественного террористами взрыва двух пассажирских самолетов Ту-134 и Ту-154 в 2004 году [17]. О массовых закрытиях российских аэропортов не сообщалось.

В том же месяце Курзенков проанализировал произошедшие незадолго до этого аварии на авиатранспорте и, не дожидаясь окончания официальных расследований, о своих выводах сообщил в телеграмме, адресованной авиакомпаниям. По мнению Курзенкова, причинами аварий стали неисправности самолетов, зная о которых, летчики, тем не менее, принимали решение "вылетать и ремонтироваться позже" [16]. Информации о реакции российских авиакомпаний на письмо замглавы Ространснадзора не публиковалось.

16 октября 2008 года пресс-служба премьер-министра России Владимира Путина сообщила о том, что глава правительства назначил Курзенкова руководителем Росавиации. Эта должность освободилась после перехода на другую работу прежнего главы ведомства Евгения Бачурина, которого Генпрокуратура после массовых задержек рейсов и фактического развала альянса AiRUnion назвала главным ответственным за кризис в отрасли и на отставке которого настаивал глава Минтранса Игорь Левитин [14], [19], [10], [15]. По сведениям источника "Коммерсанта" в Росавиации, Левитин же настоял на назначении Курзенкова на этот пост, который в условиях кризиса на авиарынке его участники определили как "расстрельный" [15] (отмечалось, что от предложения занять его последовательно отказались директор департамента по госполитике в области воздушного транспорта Минтранса Владимир Тасун, гендиректор ГТК "Россия" Сергей Михальченко и гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов [11]). Тогда же появилась информация о том, что в России может быть восстановлен Госавианадзор - авиационное ведомство, которое объединило бы Минтранс, Росавиацию, Ространснадзор, Росаэронавигацию и Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Предполагалось, что такое решение повысит ответственность чиновников за происходящее в сфере гражданской авиации [8], [9].

В декабре 2009 года новым главой Росавиации был назначен Александр Нерадько, бывший руководитель Росаэронавигации. Другим постановлением правительства освободивший пост Курзенков был назначен руководителем Ространснадзора [4], [5], [19].

В октябре 2010 года в блогах активно обсуждался автомобиль Audi, грубо нарушавший правила дорожного движения (в частности, пункт о езде по встречной), предположительно, закрепленный за руководителем Ространснадзора. Несколько дней спустя Курзенков признал, что автомобиль, фотографии которого широко распространились в интернете, действительно "принадлежит Ространснадзору и используется для выездов на происшествия" [1], [2].

24 января 2011 года в аэропорту Домодедово террорист-смертник привел в действие взрывное устройство, погибло 36 человек. После этого были уволены несколько чиновников из силовых ведомств. С рекомендацией отправить в отставку и Курзенкова выступил Левитин, и 8 февраля 2011 года Путин удовлетворил просьбу Курзенкова об увольнении [3].

Курзенков - заслуженный военный летчик Российской Федерации. Он награжден орденом "За военные заслуги" (1996 год) и медалями [6], [13].

Использованные материалы


[1] Главный транспортный "надзиратель" РФ катается по встречке. — Kolesa.ru, 01.11.2010

[2] Нарушавший правила Audi принадлежит Ространснадзору - Геннадий Курзенков. — Радио "Маяк", 29.10.2010

[3] Геннадий Курзенков освобожден от должности главы Ространснадзора. — РИА Новости, 08.02.2010

[4] Алексей Екимовский. Александр Нерадько вернулся в Росавиацию. — Коммерсант, 17.12.2009. — №236 (4291)

[5] Руководителем Росавиации стал А.Нерадько. — РБК, 16.12.2009

[6] Курзенков Геннадий Кузьмич. — Официальный сайт Ространснадзора (rostransnadzor.ru), 18.12.2008

[7] Геннадий Курзенков. — Энергия промышленного роста, 01.11.2008. — №11-12 (29)

[8] Михаил Белый. Он такой один. — Новые известия, 20.10.2008

[9] В России хотят восстановить Госавианадзор. Причина- падение Боинга в Перми. — URA.Ru, 20.10.2008

[10] Геннадий Курзенков назначен главой Росавиации. — Коммерсант, 17.10.2008. — № 189(4006)

[11] Екатерина Сороковая. Евгений Бачурин завершил боевой вылет. — Газета (gzt.ru), 17.10.2008. — №198

[12] Главой Росавиации назначен Г.Курзенков. — AK&M, 17.10.2008

[13] Геннадий Кузьмич Курзенков. Биографическая справка. — РИА Новости, 16.10.2008

[14] Росавиацию возглавил экс-руководитель Ространснадзора Курзенков. — РИА Новости, 16.10.2008

[15] Алексей Екимовский, Петр Мироненко. Глава Росавиации слетел с поста. — Коммерсант, 06.10.2008. — №180/П (3997)

[16] Эдуард Воротников. Глава Ространснадзора Геннадий Курзенков: Самолеты падают, потому что вылетают неисправными. — Комсомольская правда, 10.03.2007

[17] Аэропорты под вопросом. — Эксперт, 06.03.2007

[18] Алена Корнышева. Кадровая транспортировка. — Коммерсант, 28.11.2006. — №222

[19] Курзенков Геннадий Кузьмич. — Интернет-портал правительства РФ (government.ru)