Херст, Дэмиен

Художник-концептуалист

Британский художник-концептуалист. В конце 2000-х годов стал самым дорогим и самым богатым художником мира.

Дэмиен Херст (Damien Hirst) родился 7 июня 1965 года в Бристоле в Великобритании, но детство провел в Лидсе [16], [34]. Отец Дэмиена остался неизвестен, отчим, продавец машин, покинул семью, когда Дэмиену было 12 лет [30], [23], [38] (согласно некоторым источникам, семью покинул все же отец Дэмиена, автомеханик [27], [16]). Мать, католичка, работавшая в общественном бюро консультации населения [23], [30], по ее собственному признанию, рано потеряла влияние на сына [27], [16], [38].

Дэмиена дважды арестовывали за мелкое воровство [27], но тем не менее, он закончил основной школьный курс и поступил в местную школу искусств, где, впрочем, надолго не задержался [27], [38]. Однако Херст серьезно увлекся рисованием и делал зарисовки, в частности, в морге [30], [38].

Не закончив школу искусств в Лидсе, Херст отправился в Лондон, где два года проработал на строительных площадках, а затем - после двух неудачных попыток поступить в художественные учебные заведения [23] - был принят в колледж Голдсмитс (Goldsmiths College) [27], [38], в котором обучался с 1986 по 1989 годы [35], [34].

Впервые Херст привлек к себе внимание публики в 1988 году, когда он организовал выставку "Freeze" [35], [21], [20], [37], [34], [38], где с его работами познакомился известный магнат и коллекционер произведений искусства Чарльз Саатчи (Charles Saatchi) [27], [21], [16]. В течение года Саатчи купил два произведения Херста [27] (согласно другим источникам, Саатчи приобрел первую работу Херста лишь в 1990 году [25]).

В 1990 году Херст участвовал в организации выставок "Modern Medicine" и "Gambler" [20], [16]. Выставленная на этих выставках работа "Тысяча лет" (A Thousand Years), представляющая собой стеклянный контейнер с головой коровы и трупными мухами [36], была приобретена Саатчи [34], [38]. Начиная с этого времени и вплоть до 2003 года Саатчи оставался покровителем Херста; всего за это время он купил около 50 работ художника [25].

Херст продолжал работать с фауной, используя для создания шокирующих образов насекомых, разделанных свиней, коровьи мозги и т.д. [22] (уже после того как Херст стал известным, некоторые из его работ спровоцировали демонстрации протеста защитников животных [35]). Критики отмечали, что использование нетипичных для искусства объектов стало одной из принципиальных черт творчества Херста [36]. Сам Херст заявлял, что шокирование зрителей не является самоцелью его работ [27].

В 1992 году Херст вместе с художниками Маркусом Харви (Marcus Harvey) и Трэйси Эмин (Tracey Emin) создал группу "Молодые британские художники" (Young British Artists) [16], [37], [38]. В марте 1992 года в галерее Саатчи была показана изготовленная при финансовой поддержке Саатчи работа Херста 1991 года "Физическая невозможность смерти в сознании живущего" (The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living), представлявшая собой стеклянный контейнер, заполненный формальдегидом, в котором плавало тело гигантской тигровой акулы. Благодаря этой работе Херст получил большую известность [37], [34], [38]. В том же году Херст был впервые номинирован на премию Тернера, главную британскую награду в области современного искусства, но не получил ее [36], [16].

В 1994 году Херст курировал выставку "Some Went Mad, Some Ran Away". На выставке произошел скандал с работой Херста "Отбилась от стада" (Away from the Flock), овцой в формальдегиде, которая отдельными критиками воспринималась как автопортрет Херста. Художник Марк Бриджер (Mark Bridger) вылил в аквариум с овцой черные чернила и объявил о переименовании ее в "Паршивую овцу" (Black Sheep). Несмотря на то, что сам Бриджер расценивал свой поступок как творческий вклад, Херст добился суда над Бриджером и выступил в качестве свидетеля обвинения [33], [20].

В 1995 году Херст наконец получил премию Тернера за композицию "Разделенные мать и дитя" (Mother and Child Divided), представляющую собой части коровы и теленка в стеклянных контейнерах [35], [16], [22] (по другим сведениям эта работа, созданная еще в 1993 году [34], была представлена Херстом на выставке по случаю вручения премии, а номинирован он был за организацию выставок [36]).

В том же году Херст выступил в качестве режиссера видеоклипа группы Blur на ставшую хитом песню "Country House", с актером Кейтом Алленом (Keith Allen) в главной роли [16], [34]. Позже, в 1998 году, Херст вместе с Алленом и басистом Blur Алексом Джеймсом (Alex James) участвовал в создании группы Fat Les, известной своими футбольными гимнами "Vindaloo" и "Jerusalem" [27], [16], [38].

В прессе отмечалось, что в 1990-е годы Херст употреблял алкоголь и наркотики [27], [23], [30], был известен своими эксцентричными выходками [23]. Возможно, Херст намеренно создавал особый гламурно-авангардный образ перед журналистами [37]. В 1997 году Херст опубликовал книгу о своей жизни и работе, озаглавленную "Я хочу провести остаток жизни повсюду, с каждым, один на один, всегда, навечно" (I Want to Spend the Rest of My Life Everywhere, With Everyone, One to One, Always, Forever, Now) [35], [34].

Новый скандал с участием Херста разразился в 2000 году, когда Саатчи купил у него приблизительно за 1 миллион долларов огромную бронзовую скульптуру "Гимн" (Hymn, 1999), являющуюся увеличенной копией обычной анатомической модели [38]. Херст был обвинен в нарушении авторских прав, но выплатил отступные деньги в благотворительные организации и автору модели [31], [32].

В начале 2000-х годов Херст стал известен благодаря своим необычным работам - белым полотнам с разноцветными пятнами одинаковых размеров. Одно из них было отправлено на Марс на британском космическом аппарате и вместе с ним исчезло в конце 2003 года [27], [26], [24].

В первую годовщину терактов в США 11 сентября 2001 года, унесших около 3 тысяч жизней, Херст заявил, что они могут оцениваться как нечто близкое к искусству ("kind of like an artwork in its own right") [29], но уже спустя несколько дней извинился за то огорчение, которое могли вызвать его слова [28].

В 2003 году Херст заявил о том, что он бросил пить и курить [23], разругался с Саатчи [23], [25] и поселился с семьей в собственном доме в Девоншире [16], [38], одновременно руководя компанией Science Ltd., продвигавшей его работы на рынке [23], [38]. С этого времени наибольшее внимание прессы привлекала его коммерческая деятельность. Так, выставка Херста "Romance in the Age of Uncertainty" в сентябре 2003 года принесла ему 11 миллионов фунтов [23]. В 2004 году Херст выступил одним из основателей благотворительного фонда Strummerville, созданного для опеки молодых музыкантов и посвященного памяти хорошего друга Херста и бывшего фронтмена группы The Clash Джо Страммера (Joe Strummer) [23].

В 2006 году Херст был вынужден заменить начавшую портиться акулу из своей самой известной работы "Физическая невозможность смерти в сознании живущего" другой акулой, что вызвало споры об аутентичности произведения. В связи с этим Херст признался, что он часто правит свои работы уже после того, как они проданы [22].

В 2007 году Херст стал самым дорогим художником мира, продав на аукционе Сотбис свою работу "Весенняя колыбельная" (Lullaby Spring) за 9,65 миллиона фунтов (19,3 миллиона долларов), но уже в августе он побил собственный рекорд, продав инкрустированный бриллиантами платиновый череп "Ради любви к Богу" (For the Love of God) за 50 миллионов фунтов (около 100 миллионов долларов) [38]. К 2008 году СМИ называли Херста самым богатым художником мира: его состояние в это время превышало миллиард долларов [15].

В сентябре 2007 года Херст представил публике новое произведение "Стадо: археология утраченных желаний, осмысляющих бесконечность и поиск знаний" (School: The Archaeology of Lost Desires, Comprehending Infinity, and the Search for Knowledge), включающее тридцать освежеванных овец, акулу, клетку с дохлым голубем, куски говядины и триста сосисок. Работа была выполнена по заказу одного из нью-йорских выставочных залов и должна была быть размещена в его вестибюле [18].

В июне 2008 года стало известно о приглашении Херста в Королевскую Академию художеств, однако художник не дал ответа на это приглашение [17]. В сентябре того же года Херст за два дня продал на аукционе Sotheby's произведений на сумму 111,5 миллиона фунтов (206 миллионов долларов) [15], [14]. В конце сентября было объявлено об открытии в Лондоне розничных магазинов, предназначенных для продажи тиражных работ Херста [14].

В октябре 2008 года Херст и его компания Science Ltd. возглавили рейтинг журнала ArtReview, ежегодно определяющий самых влиятельных людей в мире искусства [13], [12]. Однако через год Херст занял в аналогичном рейтинге только 48-е место, что связывалось с мировым финансовым кризисом, вызвавшим падение цен на произведения искусства [1], [2], [3], [4].

В конце 2008 года, когда Херст, сам неоднократно обвиненный в плагиате [19], обвинил в нарушении авторских прав 16-летнего художника Картрейна (Cartrain), который продавал коллажи, использовавшие изображение знаменитого черепа "Ради любви к Богу". Херст потребовал от молодого художника передать ему коллажи и выплатить заработанные на них 200 фунтов [10], [11]. Это вызвало возмущение многих деятелей современного искусства, тогда они создали специальный сайт, на котором были выставлены произведения, созданные с использованием идеи Херста - знаменитого черепа [9]. В июле 2009 года Картрейн похитил с экспозиции одной из инсталляций Херста коробку карандашей, пригрозив заточить их, если его противник не откажется от запрета на продажу коллажей. После этого в отношении Картрейна было возбуждено уголовное дело, а коробка карандашей была оценена в 500 тысяч фунтов [6], [7], [8].

Осенью 2009 года, накануне открытия выставки новых работ Херста, художник сообщил, что он прекратил заниматься инсталляциями и вернулся к обычной живописи [5].

Херст известен также как коллекционер современного искусства [21], [20], [16], [38] и как ресторатор [27], [23], [16], [34], [38].

Жена Херста - дизайнер Майя Норман (Maia Norman), у них есть трое сыновей - Коннор (Connor), Кассиус (Cassius) и Сайрус (Cyrus) [23], [21].

Использованные материалы


[1] 2009 Power 1oo. — The ArtReview, 15.10.2009

[2] Charlotte Higgins. Hyper-active Swiss curator tops artworld power list. — The Guardian, 15.10.2009

[3] Mike Collett-White. Swiss curator tops art power list, Hirst slumps. — Reuters, 15.10.2009

[4] 'Whirlwind' Swiss curator tops modern art's power players. — Agence France-Presse, 15.10.2009

[5] Hirst 'gives up pickled animals'. — BBC News, 01.10.2009

[6] Arifa Akbar. Damien Hirst in vicious feud with teenage artist over a box of pencils. — The Independent, 04.09.2009

[7] Chris Irvine. Teenage artist arrested for stealing pencils from Damien Hirst. — The Daily Telegraph, 04.09.2009

[8] Ross Lydall. I only 'borrowed' them, says teenager caught with Damien Hirst's £500,000 pencils. — The Evening Standard, 04.09.2009

[9] Arifa Akbar. God save the Damien Hirst rip-off industry! — The Independent, 13.02.2009

[10] Damien Hirst 'threatened to sue teenager over alleged copyright theft'. — Daily Mail, 12.12.2008

[11] Arifa Akbar. Hirst demands share of artist's £65 copies. — The Independent, 06.12.2008

[12] Mark Rappolt. Damien Hirst tops art's 2008 Power 100 List. — The Telegraph, 14.10.2008

[13] Science/Damien Hirst tops the 2008 ArtReview Power 100. — The ArtReview Blog, 14.10.2008

[14] Scott Reyburn. Hirst's Shop to Open; Banksy's Lottery; Quirky Design: Art Buzz. — Bloomberg, 24.09.2008

[15] Colin Gleadell. Damien Hirst Skips the Middleman. — The Wall Street Journal, 17.09.2008

[16] How Hirst became household name. — Virgin Media, 16.09.2008

[17] Dalya Alberge. Royal Academy in a pickle over offer to Damien Hirst. — The Times, 06.06.2008

[18] Carol Vogel. Art-World Excess Goes to the Butcher Shop. — The New York Times, 09.11.2007

[19] Eimear O'Hagan. So who was first, Mr Hirst? — Daily Mail, 11.06.2007

[20] Rachel Campbell-Johnston. Damien Hirst: the Murderme collection. — The Times, 25.11.2006

[21] Stuart Jeffries. You have to laugh, really. — The Guardian, 14.11.2006

[22] Carol Vogel. Swimming With Famous Dead Sharks. — The New York Times, 01.10.2006

[23] 'I knew it was time to clean up my act'. — The Daily Telegraph, 26.07.2004

[24] Severin Carrell. Cheap and rushed: the verdict on Beagle 2. — The Independent on Sunday, 23.05.2004

[25] Ben Macintyre. If it weren't for Saatchi's money, Hirst would probably be pickling herrings. — The Times, 29.11.2003

[26] Hirst art heads to Mars. — BBC News, 29.11.2002

[27] Bob Chaundy. Damien Hirst: Shockaholic. — BBC News, 20.09.2002

[28] Terrorism As 'Art'. — The Associated Press, 19.09.2002

[29] Rebecca Allison. 9/11 wicked but a work of art, says Damien Hirst. — The Guardian, 11.09.2002

[30] Damien Hirst, Gordon Burn. The naked Hirst. — The Guardian, 06.10.2001

[31] Nicholas Glass. An artist? I'm a brand name, says Hirst. — The Independent, 01.10.2000

[32] Hirst pays up in toy row. — BBC News, 19.05.2000

[33] Maeve Walsh. It was 5 years ago today: When Damien Hirst put a sheep in his tank. — The Independent, 25.04.1999

[34] Matthew Collings. Arts: The new establishment. — The Independent, 31.08.1997

[35] Hirst, Damien (1965-). — The Hutchinson Encyclopedia

[36] Julian Stallabrass. In and Out of Love with Damien Hirst. — New Left Review. — No.216, March—April 1996

[37] Kate Bush. Young British art: Kate Bush on the YBA sensation. — ArtForum. — October 2004

[38] Pernilla Holmes. The Branding of Damien Hirst. — ARTnews. — Vol. 106, No. 9 (October 2007)