Гевал, Юрий

Бывший замглавы службы безопасности ФСКН

Бывший заместитель начальника управления собственной безопасности (УСБ) Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, задержанный в октябре 2007 года по подозрению в причастности к незаконному прослушиванию телефонов. Вместе с ним был задержан начальник департамента оперативного обеспечения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков генерал-лейтенант Александр Бульбов и двое оперативников того же ведомства. Суд выдал санкцию на арест бывшего сотрудника Госнаркоконтроля.

Имя Юрия Гевала (информационные агентства также называли его Юрием Гавалом [12]), бывшего заместителя начальника управления собственной безопасности (УСБ) Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (по сведениям газеты "Коммерсант", он ушел на пенсию в сентябре 2007 года [4]), впервые появилось в печати 3 октября 2007 года, когда ряд СМИ сообщил о его задержании. Задержание было произведено 2 октября 2007 года. В тот же день в московском аэропорту "Домодедово" были задержаны начальник департамента оперативного обеспечения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков генерал-лейтенант Александр Бульбов и двое оперативников, старшие оперуполномоченные того же ведомства Григорий Черевко и Сергей Донченко. Сообщалось, что всех четверых подозревали в незаконном прослушивании телефонов. По одним данным, Гевал был задержан вместе с Бульбовым, Черевко и Донченко, по другим - где-то в другом районе Москвы двумя часами ранее [6], [8], [9], [10], [11], [4], [13].

По некоторым данным, сотрудники Госнаркоконтроля возвращались в Россию из командировки за границу. По сведениям радиостанции "Эхо Москвы", еще 30 сентября 2007 года дома у всех четверых были произведены обыски. Сообщалось также, что наркополицейские попросили сотрудников спецназа из собственного ведомства встретить их в аэропорту. Однако группа задержания вошла прямо в самолет и вывела их в обход встречающих. Сообщалось также, что задержанные пытались оказать сотрудникам ФСБ сопротивление. В итоге все четверо - трое действующих сотрудников Госнаркоконтроля и один бывший - были доставлены в следственный изолятор "Лефортово" [6], [7], [11], [4].

По версии следствия, Бульбов получал взятки "за общее покровительство" от фирм ЗАО "Фирма 'Атек'", ООО "Делисейт", ООО "Лазурит-Д" и частной охранной фирмы "Немесида-А". Часть полученных денег он якобы тратил на оплату незаконного прослушивания телефонов граждан и организаций через управление специальных технических мероприятий (УСТМ) ГУВД Москвы. Следователи считали, что генерал через подчиненных ему сотрудников ФСКН Юрия Гевала и Сергея Донченко платил сотрудникам УСТМ по 50 тысяч долларов за один прослушиваемый телефонный номер ежемесячно [4], [5].

3 октября 2007 года Басманный суд Москвы выдал санкцию на арест Гевала сроком на два месяца. Рассмотрение ходатайства прокуратуры об избрании меры пресечения Бульбову, Черевко и Донченко было отложено на 72 часа. Источник информационного агентства РИА Новости в следственных органах заявил, что пока обвинение генералу не предъявлено, но в ближайшее время он будет арестован. Кроме того, по сведениям источника, по делу Бульбова вскоре могут быть задержаны еще до пяти сотрудников ФСКН. Газета "Коммерсант" сообщила, что и Бульбов, и Гевал подозреваются не только в незаконном прослушивании телефонных переговоров, но и в получении взяток. А по данным газеты "Время новостей", Бульбову собираются предъявить обвинения сразу по шести статьям Уголовного кодекса РФ: превышение и злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, нарушение тайны телефонных переговоров с использованием своего служебного положения и спецсредств и разглашение государственной тайны [12], [4], [5].

Ряд СМИ высказал версию о том, что причиной задержания трех действующих и одного бывшего сотрудника Госнаркоконтроля стало давнее противостояние силовиков. По информации газеты "Время новостей", Бульбов последнее время занимался расследованием громкого дела "Трех китов" и дела о контрабанде ширпотреба из Китая, который проходил через склады одной из российских спецслужб. Еще в 2005 году распоряжением президента Владимира Путина оперативное сопровождение этих дел было поручено ФСКН. В СМИ появлялась информация, будто в результате именно этой работы весной 2006 года из ФСБ были уволены пять высокопоставленных сотрудников. Именно Бульбов и Гевал координировали разработку обоих дел. Соответственно, дело против них многие журналисты и чиновники расценили как "ответный удар" ФСБ [6], [7], [9], [11], [5].

Версия о прослушивании телефонов показалась неубедительной и депутату Госдумы и журналисту Александру Хинштейну. По его мнению, Бульбов полностью отдавал себе отчет в том, что ФСБ внимательно следит за его работой и что любое неправомерное действие незамедлительно приведет к серьезным последствиям. Хинштейн заявил, что история с Бульбовым напоминает историю со следователем МВД Павлом Зайцевым, который был первым следователем по делу "Трех китов". Активные действия Зайцева привели к возбуждению против него самого уголовного дела: он был признан виновным в превышении должностных полномочий и приговорен к двум годам лишения свободы условно [15], [16], [6], [9].

Хинштейн подчеркнул, что в результате задержания из строя вновь были выведены ключевые фигуры, расследовавшие дело "Трех китов" и дело о китайской контрабанде - то есть тех дел, в которых, по его словам, "присутствует прямая заинтересованность отдельных руководителей ФСБ". Кроме того, задержание сотрудников Госнаркоконтроля, по его мнению, позволят спецслужбам решить еще две важные задачи. Во-первых, Следственный комитет при прокуратуре РФ получает возможность забрать у ФСКН оперативное сопровождение громких контрабандных дел, передав их Лубянке (а дело "Трех китов" называлось главой СК Александром Бастрыкиным в числе самых громких). Во-вторых, значительный удар наносится по репутации начальника Бульбова Виктора Черкесова, который уже давно находился в кадровом резерве президента: по словам Хинштейна, с лета 2007 года во властных структурах активно обсуждалась возможность назначения Черкесова секретарем Совета безопасности России [14], [6], [9].

9 октября 2007 года следственный комитет предъявил Гевалу, Бульбову и Донченко обвинение по нескольким статьям Уголовного кодекса РФ. В частности, сообщалось, что Бульбов обвинялся в незаконной "прослушке" телефонных переговоров [1]. Сведения о том, в чем еще обвинили генерала и двух других арестованных в прессу не поступали. Не сообщалось даже, по скольким именно статьям им было предъявлено обвинение [2]. Все трое арестованных отказались признать свою причастность к инкриминируемым им преступлениям. [2].

Бульбов связал задержание всех троих со своей служебной деятельностью. По словам подозреваемого, он и его подчиненные выполняли отдельные поручения следователей по делам о контрабанде мебели и контрабанде китайского ширпотреба [1]. Информацию о том, над чем работали задержанные, подтвердил и глава ФСКН Виктор Черкесов. 9 октября в газете "Коммерсант" была опубликована его статья, в которой Черкесов признал факт существования "войны спецслужб", затронувшей ФСКН. В этой статье ФСБ нигде не упоминалось прямо, хотя фактически Черкесов подтверждал, что между этим ведомством и ФСКН существует противостояние и давал понять, что сотрудники Госнаркоконтроля могли быть задержаны именно по этой причине. Глава Госнаркоконтроля высказал претензии и к следственному комитету при Генпрокуратуре, упрекнув его в недостаточной независимости (опять-таки, не сказав прямо, независимости от каких структур не хватает недавно созданному комитету). Свое выступление Черкесов объяснил интересами сохранения стабильности в стране: по его мнению, проблема стала настолько серьезной, что ее надо обсуждать, а не замалчивать или превращать в "большую склоку" [2], [3].

Использованные материалы


[1] Генералу ФСКН Бульбову предъявлено обвинение по нескольким статьям. — РИА Новости, 10.10.2007

[2] Екатерина Карачева, Виктор Пауков. Сводки с невидимого фронта. — Время новостей, 10.10.2007. — № 185

[3] Виктор Черкесов. "Нельзя допустить, чтобы воины превратились в торговцев". — Коммерсант, 09.10.2007. — № 184(3760)

[4] Екатерина Заподинская, Федор Максимов. ФСБ взяла в оборот наркотики. — Коммерсант, 04.10.2007. — № 181(3757)

[5] Екатерина Карачева, Виктор Пауков. Суд прослушал прокурора. — Время новостей, 04.10.2007. — № 181

[6] Громкий скандал разгорается вокруг ФСБ и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков. — Эхо Москвы, 03.10.2007

[7] Виктор Пауков. Схватка силовиков. — Время новостей, 03.10.2007

[8] Задержан высокопоставленный сотрудник Госнаркоконтроля. — Страна.Ru, 03.10.2007

[9] Александр Хинштейн. ФСБ занимается дурью. — Московский комсомолец, 03.10.2007

[10] Анастасия Корня. Война кланов привела к аресту. — Ведомости, 03.10.2007

[11] Сотрудников Госнаркоконтроля подозревают в незаконной прослушке телефонов. — Российская газета, 03.10.2007

[12] Суд санкционировал арест замглавы Службы безопасности ФСКН Юрия Гавала. — РИА Новости, 03.10.2007

[13] Мария Локотецкая, Владимир Баринов. "Три кита" всплыли в Госнаркоконтроле. — Газета Gzt.Ru, 03.10.2007

[14] Начинает работу Следственный комитет при Генпрокуратуре РФ. — РИА Новости, 07.09.2007

[15] Следователь Зайцев, расследовавший дело Трех китов, обжаловал приговор Мосгорсуда. — Грани.Ру, 06.11.2003

[16] Следователь, который вел дело о Трех китах, признан виновным со второго захода. — Грани.Ру, 03.11.2003