Рамсфелд, Доналд

Бывший министр обороны США, бывший глава президентской администрации

Рамсфелд, Доналд

Бывший министр обороны США, бывший глава президентской администрации

Министр обороны США (1975-1977, 2001-2006). Бывший член Палаты представителей Конгресса (1962-1969), бывший глава президентской администрации (1974-1975). Последовательно выступал за наращивание военной мощи США, в том числе за военное использование космоса. После терактов 11 сентября 2001 года, породивших "войну против террора", влияние Рамсфелда выросло, однако осенью 2006 года, после того как американское военное присутствие в Ираке стало вызывать широкое недовольство в обществе, а Республиканская партия потерпела поражение на промежуточных выборах в Конгресс, президент Джордж Буш отправил Рамсфелда в отставку.

Доналд Хенри Рамсфелд (Donald Henry Rumsfeld) родился 9 июля 1932 года в Чикаго, штат Иллинойс [71].

В 1954 году Рамсфелд окончил Принстонский университет со степенью бакалавра искусств [32], [69], [61]. С 1954 по 1957 год служил в военно-морских силах США пилотом, а затем инструктором по полетам [9], [69], [61]. В 1957 году Рамсфелд был переведен в резерв первой очереди и продолжал службу как резервист до 1975 года. В 1975 году, заняв пост министра обороны, Рамсфелд перевелся в резерв второй очереди, а в 1989 году – в резерв отставников в звании капитана [69].

Политическая карьера Рамсфелда началась в 1957 году в Конгрессе, где он был помощником члена Палаты представителей от штата Огайо Дейва Деннисона (Dave Dennison) [71], [69]. В 1962 году Рамсфелд был избран в палату представителей от штата Иллинойс [9], [69], [70], [61]. Затем переизбирался в 1964, 1966 и 1968 годах [71]. В Конгрессе Рамсфелд возглавлял группу под названием "рейдеры Рамсфелда" (Rumsfeld's Raiders), которая выступала за сокращение правительственных привилегий и против раздачи победившей партией должностей "в награду" за поддержку на выборах. Рамсфелд был сторонником консервативного законодательства, поддерживал наращивание обороны против СССР, возражал против программ борьбы с бедностью [70].

В 1969 году Рамсфелд покинул свой пост в Конгрессе для участия в работе президентской администрации Ричарда Никсона (Richard Nixon) [9], [69], [61]. С 1969 по 1970 год занимал должность директора Бюро экономической конъюнктуры (Office of Economic Opportunity) и помощника президента [69], [71]. С 1971 по 1972 год был советником президента по вопросам экономики и директором программы стабилизации экономики [69]. В 1973 году Рамсфелд покинул Нью-Йорк для работы послом США в НАТО в Брюсселе [9], [69]. За время работы в президентской администрации Рамсфелд зарекомендовал себя как энергичный, амбициозный политик и заручился поддержкой президента Никсона, а в результате перешел на ответственный пост в администрации нового президента – Джералда Форда (Gerald Ford) [70].

В августе 1974 года Рамсфелд был отозван из Бельгии в Вашингтон, руководил переходом власти к администрации Форда, а с 1974 по 1975 год занимал пост главы администрации Белого дома [69], [9], [71]. На этом посту Рамсфелд вел умелую политическую игру, выпустил сборник "Правила Рамсфелда" (Rumsfeld's Rules), первое из которых звучало так: "Не пытайтесь изображать президента – вы не президент" [70], [61]. В качестве своего заместителя Рамсфелд пригласил в Белый дом будущего вице-президента страны Дика Чейни (Dick Cheney) [61], [38].

С 1975 по 1977 год Рамсфелд занимал пост министра обороны в администрации президента Форда, став самым молодым главой Пентагона в истории США [9], [71], [69], [70].

На министерском посту Рамсфелд проявил себя как "ястреб" [70], последовательно выступал за увеличение военных расходов [59], [70]. При нем проводились закупки новых систем вооружения [61]. Так, министр настаивал на создании тяжелых ракет MX и дорогостоящих бомбардировщиков B-1 [59].

В 1976 году Рамсфелд стал одним из основателей так называемого "Комитета по существующей опасности" (Committee on the Present Danger), придерживавшегося крайне антисоветских позиций [59]. В администрации министр обороны противостоял государственному секретарю Генри Киссинджеру (Henry Kissinger), выступавшему за улучшение отношений с СССР в рамках политики "разрядки" [59]. В частности, Рамсфелд был противником подписания второго соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2) [70]. Позднее Форд признавал, что задержки процесса по согласованию ОСВ-2 возникли именно под влиянием Рамсфелда [59].

Члены администрации Форда, которые позднее стали ярыми противниками ядерных амбиций Ирана, – Рамсфелд, Чейни и Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) – в то время всячески поддерживали планы тогдашнего иранского режима по созданию мощной национальной ядерной энергетики [33].

Когда Форд проиграл президентские выборы 1976 года Джимми Картеру (Jimmy Carter), Рамсфелд после непродолжительной преподавательской работы в Принстонском университете начал карьеру в крупном бизнесе [70].

В 1977 году Рамсфелд получил высшую гражданскую награду США – Президентскую медаль свободы [69].

С 1977 по 1985 год Рамсфелд был исполнительным директором, президентом, а затем председателем правления международной фармацевтической компании G.D. Searle & Co. [69], [70], [9], [71]. За успешную руководящую работу в этой компании Рамсфелд получил награды от изданий Wall Street Transcript (1980) и Financial World (1981) [69]. За время работы в бизнесе Рамсфелд зарекомендовал себя как блестящий кризисный менеджер [70]. В период с 1985 по 1990 год карьера Рамсфелда в частном бизнесе продолжалась [69].

В 1980-х и начале 1990-х годов Рамсфелд занимал различные консультативные должности в администрации президентов Рональда Рейгана (Ronald Reagan) и Джорджа Буша-старшего (George Bush Sr.), участвовал в работе различных комиссий и советов [71], [9], [32]. В 1983 и 1984 годах занимал должность специального посланника президента на Ближнем Востоке, где встречался с Саддамом Хусейном и проводил переговоры по урегулированию американо-иракских отношений [9], [32]. Впоследствии переговоры Рамсфелда с Хусейном упоминались критиками, которые утверждали, что посланник президента в 1983 году руководствовался интересами строительной компании Bechtel, связанной с президентской администрацией, и игнорировал факты использования иракцами химического оружия в войне с Ираном [32].

В 1980 году Рамсфелд пытался баллотироваться в вице-президенты, а 1988 году некоторое время претендовал на выдвижение в президенты от Республиканской партии, затем вышел из гонки и поддержал кандидатуру сенатора Боба Доула (Bob Dole) [70], [59].

С 1990 по 1993 год Рамсфелд был председателем правления и исполнительным директором компании General Instrument Corporation, одного из лидеров в области широкополосной телепередачи и технологий контроля доступа, впоследствии вошедшего в состав корпорации Motorola [69], [9]. Затем, вплоть до назначения на пост министра обороны в 2001 году, Рамсфелд занимал пост председателя правления фармацевтической корпорации Gilead Sciences [69], [9].

В 1996 году Доналд Рамсфелд возглавлял предвыборный штаб республиканского кандидата в президенты сенатора Доула, который противостоял Биллу Клинтону (Bill Clinton) [70].

В годы президентской администрации Билла Клинтона Рамсфелд продолжал пользоваться значительным влиянием в области оборонной политики [9]. В 1998 году он возглавил Комиссию по оценке угрозы баллистических ракет Соединенным Штатам, необходимость которой возникла в результате разногласий между конгрессменами-республиканцами и администрацией Билла Клинтона по поводу создания противоракетной обороны [59]. Рамсфелд разделял уверенность республиканцев в необходимости создания ПРО, ссылаясь на существование угрозы со стороны Ирака и КНДР, и осудил директора ЦРУ Джорджа Тенета (George Tenet) за чрезмерное усиление секретности работы спецслужбы, что мешало предоставлению информации Конгрессу [70], [69], [32]. Выводы комиссии о пятилетнем сроке возникновения ракетно-ядерной угрозы и возможном ракетном нападении без предупреждения легли в основу всех дальнейших действий США по созданию ПРО [59]. Комиссия называла ошибочным компромиссное соглашение, заключенное администрацией Клинтона в 1994 году с руководством КНДР. В то же время сам Рамсфелд был членом правления международной компании Asea Brown Boveri (ABB), которая получила контракт на поставку оборудования для двух северокорейских атомных электростанций и дальнейшее их обслуживание; проект осуществлялся в соответствии с соглашением 1994 года [32].

В 2000 году Рамсфелд возглавлял Комиссию по оценке государственной деятельности по обеспечению национальной безопасности в космосе [69], [32]. Согласно заключению этой комиссии, США остро нуждались в развитии военного использования космоса [32].

Рамсфелд неоднократно выступал за применение военной силы против Ирака. В частности, он подписал ряд писем "Проекта за новый американский век" (Project for the New American Century), призывающих к военному вторжению на Ближнем Востоке, и был активным сторонником Центра политики в области безопасности (Center for Security Policy) – консервативного "мозгового центра", критиковавшего администрацию Клинтона за недостаточно жесткую политику в отношении Ирака, КНДР и других стран [32]. Доналд Рамсфелд занимал посты в руководстве различных консервативных организаций, включая Институт Гувера (Hoover Institution) в Стэнфордском университете [32], [69].

После победы Джорджа Уокера Буша (George Bush Jr) на президентских выборах 2000 года Рамсфелд был вновь назначен на пост министра обороны. Он официально вступил в должность 21 января 2001 года [69], [71], [9]. В этот раз Рамсфелд стал самым пожилым из американских министров обороны [70]. Перед назначением Рамсфелда главой Пентагона о нем говорили как об одном из наиболее вероятных кандидатов на пост директора ЦРУ [70].

В период до террористических актов 11 сентября 2001 года Рамсфелд выступал с проектом реформирования вооруженных сил США, которые должны были быть приведены "в соответствие с требованиями XXI века" [61], превратившись в более "легкую", мобильную силу [9]. Планы реформы предусматривали повышение зарплат и оснащение армии новыми видами вооружений и технологий [61], [59], [66]. Предполагалось провести закрытие ряда военных баз, уменьшить уровень ядерных вооружений, оптимизировать военные заказы [61]. Сэкономленные средства должны были пойти на развитие системы противоракетной обороны, о которой давно мечтали республиканцы [61]. Проект реформы столкнулся с оппозицией в Конгрессе и в самом министерстве обороны [9], [61], [59].

В первом выступлении на сенатских слушаниях в январе 2001 года новый министр обороны назвал Договор об ограничении систем ПРО 1972 года "фактом древней истории" и скептически отозвался об идее "стратегического партнерства" с Россией, бытовавшей в период администрации Билла Клинтона. По мнению Рамсфелда, оборонная стратегия США нуждалась в кардинальном переосмыслении [66]. На мюнхенской конференции по проблемам международной безопасности в феврале 2001 года Рамсфелд демонстративно уклонился от встречи с секретарем Совета безопасности России Сергеем Ивановым и отсутствовал во время его выступления [59]. Рамсфелд встретился с Ивановым, занявшим пост министра обороны, в Москве в августе 2001 года [59], [65]. Позиция Рамсфелда была крайне жесткой: он очень критически отнесся ко всему комплексу договоров и соглашений по контролю над вооружениями, связывающих две страны. Американский министр заявил, что эта система договоренностей создавалась 25 лет назад и нуждается в пересмотре. Переговоры Рамсфелда и Иванова создали у наблюдателей впечатление о неизбежности создания американской системы ПРО [65].

В январе 2001 года, в самом начале работы Рамсфелда в новой президентской администрации, возник скандал вокруг опубликованной записи его беседы с президентом Никсоном, состоявшейся в 1971 году. Никсон и Рамсфелд, занимавший тогда пост советника в Белом доме, позволили себе довольно грубые высказывания в адрес черных американцев [67].

Наблюдатели отмечают, что в составе первой президентской администрации Буша у Рамсфелда возникли серьезные разногласия с государственным секретарем Колином Пауэллом (Colin Powell), который придерживался гораздо более умеренных политических взглядов, а в борьбе за влияние на президента министр обороны противостоял советнику по национальной безопасности Кондолиззе Райс (Condoleezza Rice) [59].

После терактов 11 сентября 2001 года Рамсфелд стал заметной публичной фигурой, постоянно выступал с комментариями по телевидению [71]. Кроме того, министр обороны стал главным сторонником начатой президентской администрацией всемирной "войны против террора" [9]. Под руководством Рамсфелда были проведены значительные реформы в области оборонной политики, призванные приспособить вооруженные силы страны для адекватного противостояния новым угрозам. В частности была изменена структура командования вооруженными силами: были созданы Северное командование США и Стратегическое командование США [69]. Была возобновлена работа над созданием системы национальной ПРО [69]. В целом влияние Рамсфелда после 11 сентября ощутимо увеличилось [9]. Твердое намерение Рамсфелда реформировать вооруженные силы и относительно легкая победа в Афганистане над силами талибов вызвали одобрение обеих главных политических партий США [36]. Когда были достигнуты успехи в Афганистане и перспектива распространения "войны против террора" на другие страны становилась все более очевидной, фракция "ястребов" в президентской администрации, включающая Чейни, Рамсфелда и Райс, стала доминирующей [60].

В октябре 2001 года Рамсфелд заявил, что не исключает применения военной силы против Ирака. По словам Рамсфелда, не подлежало сомнению, что Ирак – "государство, которое проводило и спонсировало террористические акты". Говоря о Саддаме Хусейне, министр обороны сказал, что тот представляет угрозу для США и других стран. Упоминал он и о связях иракского режима с "Аль-Каедой" [64].

Комментируя ситуацию в Афганистане, Рамсфелд предупредил 28 октября 2001 года, что война в этой стране может стать "долгой и трудной". Министр отметил успехи кампании и опроверг утверждения критиков администрации, утверждавших, что афганской оппозиции оказывается недостаточная поддержка [63]. На следующий день Рамсфелд прокомментировал заявления о гражданских жертвах американских атак в Афганистане: всю вину за возможную гибель мирного населения он возложил на "Талибан" и "Аль-Каеду" [62].

В ноябре 2001 года в министерстве обороны было создано новое Управление стратегического влияния, призванное изменить к лучшему значительно ухудшившуюся репутацию США в исламских странах, в том числе с помощью "черной пропаганды" и дезинформации. Американские средства массовой информации ответили на это решение ожесточенной критикой, и Рамсфелду пришлось объявить об отмене приказа. Министр обороны заявил, что задачи несостоявшегося Управления придется реализовывать в рамках уже существующих структур министерства [59].

В апреле 2002 года министр обороны Рамсфелд прибыл с визитом в Афганистан, где встретился с временным главой государства Хамидом Карзаем. Рамсфелд сообщил, что расширение присутствия миротворческих сил не планируется, и рассказал о планах помощи Афганистану в подготовке и финансировании афганской национальной армии, которая сможет стабилизировать ситуацию в стране. Во время поездки министр обороны также встречался с американскими военнослужащими, которым сообщил, что они находятся на "линии фронта между свободой и страхом" [58].

20 марта 2003 года США при поддержке британских сил и небольшого австралийского контингента начали военную операцию против Ирака [68], [22], [23], [56]: поводом для нападения стали британские и американские разведданные, утверждавшие, что режим Саддама обладал оружием массового поражения и разрабатывал программы по его созданию [37], [41], [55]. 9 апреля пала столица страны - Багдад, и иракский режим был свергнут [22], [48]. 1 мая 2003 года на борту авианосца "Авраам Линкольн", возвращающегося из Персидского залива, президент Буш сообщил об окончании боевой фазы иракской операции [53], [57].

В тот же день Рамсфелд, находясь в Афганистане, объявил, что основные военные действия в этой стране окончены. Отметив, что в Афганистане сохраняются отдельные очаги противостояния, министр обороны сообщил, что основная часть страны свободна и безопасна [54], [52]. Рамсфелд высказал надежду, что переход к более основательной реконструкции Афганистана позволит привлечь к этому процессу новые страны и негосударственные организации [52].

Военные успехи в Ираке стали еще одним аргументом в пользу доктрины Рамсфелда по созданию более мобильной, менее многочисленной, но хорошо технологически обеспеченной армии [9]. Однако вскоре стало ясно, что ситуация в оккупированной стране сложилась крайне неблагоприятная для США: перешедший на нелегальное положение Саддам продолжал руководить лояльными ему силами, которые проводили диверсионные акты и нападали на военнослужащих коалиции [22], [23], [49], [48]. Летом 2003 года сопротивление значительно усилилось за счет прибывающих в Ирак исламских фундаменталистов [48]. Спокойствия не удалось добиться и после захвата свергнутого диктатора в декабре 2003 года [23], [22], [49], [50]. Продолжающиеся вспышки насилия как в Ираке, так и в Афганистане, заставили наблюдателей говорить о провале военной доктрины Рамсфелда [5].

В конце мая 2003 года Доналд Рамсфелд заявил, что иракское оружие массового поражения могло быть уничтожено перед началом войны. Министр добавил, что ему было известно о наличии у Ирака значительной программы по созданию химического оружия и о применении иракским режимом этого оружия против собственных граждан. Комментируя текущее положение в Ираке, Рамсфелд отметил, что США должны помочь иракскому народу встать на путь создания свободного общества [51].

Выступая в феврале 2004 года перед комитетом Сената США по вооруженным силам, Рамсфелд сообщил, что не готов признать отсутствие у Ирака оружия массового уничтожения в период перед началом силовой операции. По словам Рамсфелда, инспекторам по вооружениям нужно было больше времени, чтобы вынести заключительное решение о наличии такого оружия. Министр высказал уверенность, что разведданные в предшествовавший войне период, хотя и имели определенные недостатки, все же не использовались администрацией с целью манипуляции для оправдания своих воинственных целей. Рамсфелд привел несколько версий объяснения того, почему оружие до сих пор не найдено: в частности, по его мнению, вооружения могли быть надежно спрятаны на территории Ирака [47].

В апреле 2004 года Рамсфелд признал, что человеческие потери в последних столкновениях на территории Ирака оказались неожиданно велики. Министр сообщил, что в связи с этим в Ираке останется на 20 тысяч солдат больше, чем планировалось [43].

Первый срок Рамсфелда на посту министра обороны в администрации Буша был крайне напряженным как из-за крупнейшей в истории США террористической атаки, войн в Афганистане и Ираке, так и из-за многочисленных скандалов [70].

У европейских союзников США вызвали недовольство комментарии Рамсфелда по поводу возражений Франции и Германии против начала иракской кампании: министр обороны охарактеризовал оппозицию этих стран американским планам как голос "старой Европы" [9].

В марте 2004 года Рамсфелд стал одним из представителей администрации Буша, которые дали показания на слушаниях Комиссии по расследованию терактов 11 сентября ("Комиссия 9/11"). В ответ на показания Ричарда Кларка, бывшего координатора действий государственных ведомств по противостоянию терроризму, который утверждал, что в период перед 11 сентября администрация относилась к террористической угрозе без должного внимания [45], [34], [44], Рамсфелд заявил, что он "не знал о существовании разведданных, которые говорили бы о возможности захвата террористами самолетов и использования их в качестве ракет," и добавил, что "даже если бы бин Ладен был схвачен или убит до 11 сентября", это не могло бы предотвратить теракты [46].

В 2004 году министр обороны США оказался в фокусе скандала вокруг опубликованных фотографий из багдадской тюрьмы "Абу-Граиб", где американские военнослужащие подвергали пленных иракцев пыткам и издевательствам [70]. В частности, появилась информация, что Рамсфелд знал о готовящемся обнародовании фотографий, однако не предупредил об этом президента [70].

В мае 2004 года министр обороны посетил Ирак и побывал в тюрьме "Абу-Граиб". Признав, что скандал вокруг тюрьмы стал тяжелым ударом для американской администрации, Рамсфелд пообещал, что виновные будут наказаны: "Люди, замешанные в этих преступлениях, будут призваны к ответственности. Мир увидит, как действует свободное и демократическое общество", - заявил он [42]. Между тем в ходе расследования появились подозрения, что Рамсфелд лично причастен к правонарушениям в "Абу-Граиб" [40]. После начала скандала вокруг "Абу-Граиб" министр обороны реже, чем обычно, выступал с пресс-конференциями. Это породило предположения о том, что министр лишился расположения президента. Однако Буш в ходе скандала твердо выступил в защиту Рамсфелда [9]. Сам министр обороны дважды просил президента об отставке, однако Буш отставку не принял [12], [16], [11].

В декабре 2004 года Рамсфелд вновь подвергся критике: его обвинили в том, что американские войска в Ираке не снабжались необходимым защитным обмундированием [9], [70]. В том же месяце представители Демократической партии, а также некоторые республиканцы потребовали отставки Рамсфелда из-за скандала вокруг писем с соболезнованиями семьям погибших в Ираке военнослужащих. Выяснилось, что министр обороны подписывал эти письма не собственноручно, а с использованием автоматического приспособления [70], [9]. Рамсфелд признал этот факт и обещал впредь подписывать письма без использования техники [70], [9].

Рамсфелда также критиковали в связи с утверждениями администрации Буша о существования связи между "Аль-Каедой" и режимом Саддама Хусейна [9], [39]. В 2002 году министр обороны настаивал на наличии этой связи, в 2003 году утверждал, что получены доказательства ее существования [39]. Тем не менее, в октябре 2004 года Рамсфелд признал, что не может предъявить какие-либо неоспоримые подтверждения сотрудничества иракского режима с "Аль-Каедой", и объяснил свои предыдущие заявления неоднозначностью информации, содержавшейся в разведданных [9], [39]. Именно тогда, в октябре 2004 года, в разгар президентской предвыборной кампании, впервые возникли разногласия между Рамсфелдом и его старым соратником вице-президентом Чейни: вице-президент по-прежнему настаивал на существовании связей между "Аль-Каедой" и Хусейном [38].

В канун Рождества 2004 года Рамсфелд нанес визит в Ирак, в ходе которого посетил главные военные базы американских войск, встречался с генералами и рядовыми военнослужащими. В одном из выступлений перед военными министр обороны заявил: "Мы противостоим жестокому врагу, полному решимости - это экстремизм во всем разнообразии его проявлений". Критики Рамсфелда сочли, что его визит в Ирак был призван отвлечь внимание от неудач послевоенного урегулирования в этой стране [35].

После переизбрания Буша в 2004 году Рамсфелд сохранил за собой пост министра обороны [9]. Рамсфелд стал одним из шести членов прежней администрации, которым было предложено остаться на своих должностях [70]. Согласие Рамсфелда продолжать работать на министерском посту было воспринято как неожиданное [32]. Еще до начала предвыборной кампании 2004 года многие наблюдатели предполагали, что Рамсфелд откажется сохранить за собой пост главы Пентагона. Такие предположения обосновывались преклонным возрастом министра (в 2004 году ему исполнилось 72 года) и большим объемом критики в его адрес [32], [9]. Рамсфелда называли самой спорной фигурой в кабинете Буша [9], [70], [70]. Наибольшее число претензий было связано с ролью Рамсфелда в послевоенном урегулировании в Ираке [9], [36], а также со злоупотреблениями в отношении пленных в Афганистане, Ираке и на базе в Гуантанамо [36].

По всей видимости, свое решение Рамсфелд принял по настоянию президента [36] - Буш не пошел на поводу у критиков и не стал менять ключевого сотрудника своей администрации [32]. На пресс-конференции 20 декабря 2004 года президент охарактеризовал Рамсфелда как человека, который руководил министерством обороны в ходе двух важнейших операций "войны против террора" – в Афганистане и Ираке – и в то же время работал над необходимой модернизацией вооруженных сил [70].

В июле 2005 года Рамсфелд вынужден был признать, что в целом ситуация в Ираке не стала более безопасной, но отметил, что страна прошла несколько важных вех, включая проведение выборов и назначение правительства [31]. Рамсфелд также заявил, что основные усилия США теперь будут направлены не на противостояние повстанцам, а на помощь иракским силовым ведомствам. "Важно осознать, что повстанцы будут разгромлены не силами коалиции, а иракским народом и иракскими силами безопасности, и это произойдет, когда иракцы начнут верить, что у их страны есть будущее", - сказал он [31]. Рамсфелд неоднократно высказывал убеждение, что правительство Ирака должно прилагать все усилия для утверждения демократии в стране и передачи полномочий оккупационных сил местным властям [27]. Комментируя в августе 2005 года решение Ирака отложить утверждение новой конституции, Рамсфелд отметил негативное влияние этого решения на процесс борьбы с повстанцами, но высказал уверенность, что задержка не будет долгой [27].

В июле 2005 года Доналд Рамсфелд совершил трехдневную поездку по Центральной Азии, направленную на укрепление военного сотрудничества со странами этого региона. Выступая на базе США в Киргизии, министр сообщил американским военным, что в ближайшее время их возвращение на родину не предвидится: ему удалось договориться о сохранении этой базы в целях поддержки военных операций в Афганистане. Ранее правительство Киргизии заявляло, что не сможет продлить пребывание американских военных в стране, однако Рамсфелду удалось переменить позицию правительства Курманбека Бакиева, повысив арендную плату и пообещав киргизам беспроцентный кредит [29], [30]. В другой среднеазиатской стране – Узбекистане – США потерпели неудачу. Узбекское руководство потребовало в шестимесячный срок вывести военную базу, дислоцированную в аэропорту Ханабад под Кариши. Американо-узбекские отношения стали напряженными после того, как США вместе с другими западными странами заняли жесткую позицию в отношении Узбекистана в связи с кровопролитным подавлением беспорядков, произошедших в мае в городе Андижан [26], [29], [25], [28].

Направляясь в восьмидневную поездку в Китай, Южную Корею, Монголию, Казахстан и Литву в октябре 2005 года, Доналд Рамсфелд выступил с критикой китайского руководства. По его мнению, КНР скрывала реальные темпы наращивания своей военной мощи и занижала данные о военных расходах [24].

В декабре 2005 года по пути в Пакистан, где он должен был посетить военные объекты США, Рамсфелд заявил, что приоритетной задачей Америки по-прежнему остается захват лидера террористической сети "Аль-Каеда" Осамы бин Ладена. Из Пакистана министр обороны прибыл в Афганистан, где обсудил с президентом Карзаем планы по сокращению военного присутствия США на афганской территории. Сам Рамсфелд назвал причиной визита в Афганистан свое желание высказать благодарность американским военным [21].

В традиционном обращении к нации в январе 2006 года президент Буш назвал борьбу США против терроризма "долгой войной". Рамсфелд на вопрос о том, будет ли "долгой войной" урегулирование в Ираке, ответил отрицательно, но отказался назвать срок вывода американских войск из страны или конкретные данные по предстоящему сокращению военного присутствия [20]. Поясняя высказывание президента, Рамсфелд подтвердил, что война против терроризма, "подобно Холодной войне", будет долгой и закончится не скоро [19].

Выступая в феврале 2006 года на встрече министров обороны стран НАТО на Сицилии, Рамсфелд приветствовал планы передачи руководства контртеррористическими действиями в Афганистане силам Североатлантического альянса, но отметил, что это не коснется самостоятельной миссии США в этой стране [18].

В марте 2006 года Доналд Рамсфелд заявил, что отстранение США от послевоенного урегулирования в Ираке было бы подобно возвращению нацистам руководства Германией после Второй мировой войны. Это заявление подверглось критике таких влиятельных американских политиков, как Генри Киссинджер и Збигнев Бжезинский: оба признали использованное министром обороны сравнение некорректным [16].

Рамсфелд и Райс в марте 2006 года выступили перед комитетом Сената по ассигнованиям и призвали сенаторов как можно скорее утвердить новые расходы на поддержание американских операций в Ираке и Афганистане [17].

В период работы первой президентской администрации Буша Рамсфелд зачастую рассматривался как главное действующее лицо в реализации внешней политики США. Когда же пост государственного секретаря достался еще одному "ястребу" – Кондолиззе Райс, наблюдатели предсказывали снижение влияния Рамсфелда. Кроме того, имя министра обороны прочно ассоциировалось со скандалом вокруг тюрьмы "Абу-Граиб", неточностями в использовании разведданных и просчетами в подготовке к войне в Ираке [32]. В апреле 2006 года разногласия между Рамсфелдом и Райс стали очевидны. Министр обороны выразил крайнее недовольство заявлением государственного секретаря о "тысячах тактических ошибок", допущенных США в Ираке. По словам Рамсфелда, заявление Райс продемонстрировало недостаточное с ее стороны понимание военного дела [15], [14].

Просчеты Рамсфелда в Ираке, например его неспособность предугадать начало и масштабы повстанческого сопротивления, стали объектом критики не только со стороны политической оппозиции, но и со стороны некоторых высокопоставленных военных [15], [11]. В марте 2006 года с осуждением в адрес Рамсфелда выступил его бывший подчиненный – генерал-майор в отставке Пол Итон (Paul D. Eaton), который с 2003 по 2004 год руководил подготовкой иракских военных. Итон заявил, что Рамсфелду следует уйти в отставку [16], [12], [11]. В апреле 2006 года с резкой критикой министра обороны выступили еще несколько отставных генералов, обвинивших Рамсфелда в невнимании к квалифицированным советам военных и в том, что его методы руководства Пентагоном "унизительны" [9]. Генерал-майор Джон Батисте (John Batiste) и генерал-майор Чарлз Своннок (Charles H. Swannack Jr) также призвали к отставке Рамсфелда [13], [12]. Батисте заявил, что Пентагону необходимо новое руководство, "относящееся к военным с уважением" и "умеющее работать в команде". При этом Батисте подчеркнул, что его мнение разделяют многие коллеги [13]. С требованиями отставки министра обороны также выступили генерал-лейтенант Грегори Ньюболд (Gregory S. Newbold), бывший руководитель оперативного управления Объединенного комитета начальников штабов, и генерал Энтони Зинни (Anthony C. Zinni), бывший глава Центрального командования вооруженных сил США [12], [11]. В ответ на заявления военных президент Буш заявил о своей полной и безусловной поддержке Рамсфелда и одобрении действий министра в "войне против террора" [12]. "Энергичное и уверенное руководство министра Рамсфелда - это как раз то, что требуется в данный критический момент. Он пользуется полным моим доверием и глубоким уважением", – заявил президент [11]. Сам Рамсфелд идею об отставке отверг [10] и прокомментировал ситуацию следующим образом: "Если бы каждый раз из-за несогласия двух или трех человек из тысяч и тысяч генералов и адмиралов мы меняли министра обороны, это было бы похоже на карусель" [11]. Наряду с президентом в защиту Рамсфелда выступила Кондолизза Райс. Оставив в стороне имеющиеся разногласия, она уверенно заявила: "Дон Рамсфелд – мой друг с давних пор… И он действительно хороший министр обороны" [8].

27 апреля 2006 года министр обороны Рамсфелд и госсекретарь Райс прибыли в Ирак. Целью поездки стало оказание поддержки новому иракскому премьер-министру Нури аль-Малики, которому предстояло сформировать правительство [6], [7]. Рамсфелд также встретился с командующим войсками США в Ираке Джорджем Кейси, с которым обсудил перспективы вывода американского контингента с территории страны [7].

8 ноября 2006 года Буш официально объявил, что отправляет Рамсфелда в отставку. Сам экс-глава Пентагона объяснил это изменением политической обстановки после поражения республиканцев на прошедших накануне промежуточных выборах в Конгресс. Буш утверждал, что обсуждение возможности отставки министра обороны началось еще до выборов [4], [3]. Преемником Рамсфелда был назначен бывший шеф ЦРУ Роберт Гейтс (Robert Gates) [2].

После ухода Рамсфелда в отставку девять бывших заключенных американских военных тюрем в Ираке и Афганистане подали против него судебный иск. Они пытались привлечь экс-министра к ответу за пытки, которые применялись к ним в период заключения. В марте 2007 года американский окружной судья Томас Хоган (Thomas F. Hogan) отклонил иск: государственные служащие обладают иммунитетом от подобных исков, и, кроме того, на иностранцев, находящихся в заключении за рубежом, не распространяются американские конституционные права [1].

Доналда Рамсфелда характеризуют как сильного и несгибаемого политического ветерана [9]. Его называли "бронированным республиканцем", готовым на все для достижения поставленной цели [59]. В числе афоризмов, включенных в "Правила Рамсфелда" есть следующий: "Если вас не критикуют, значит вы не делаете свою работу" [9].

Бывший заместитель Рамсфелда Пол Вулфовиц говорил, что его начальник – "постоянный источник энергии, поднимающий маленькую бурю везде, где он появляется" [9]. Генри Киссинджер утверждал, что не знает более беспощадного человека, чем Рамсфелд, и называл его "опытным политиком-бюрократом, в котором воедино слились амбиции, способности и истинные достоинства" [9], [59].

В 1954 году Доналд Рамсфелд женился на Джойс Пирсон (Joyce Pierson) [70], [71]. У супругов трое детей: Валери (родилась в 1956 году), Марси (родилась в 1960 году) и Николас (родился в 1967 году) и пять внуков [71], [70].

Использованные материалы


[1] Matt Apuzzo. Judge dismisses lawsuit against Rumsfeld. — The Associated Press, 27.03.2007

[2] Bush replaces Rumsfeld to get 'fresh perspective'. — CNN, 09.11.2006

[3] Resignation was due to changed political scene-Rumsfeld. — Reuters, 08.11.2006

[4] John Whitesides. Democrats to control Senate and House. — Reuters, 08.11.2006

[5] Carl Robichaud. Failings of the Rumsfeld doctrine. — The Christian Science Monitor, 21.09.2006

[6] Аллан Давыдов. Райс и Рамсфельд приняли в Ираке экзамен по демократии. — Радио Свобода, 28.04.2006

[7] Райс и Рамсфелд прибыли в Ирак поддержать нового премьера. — Эксперт-центр, 27.04.2006

[8] Matthew Nickerson; Rummana Hussain. Rice offers defense of Rumsfeld. — Chicago Sun-Times, 20.04.2006

[9] Profile: Donald Rumsfeld. — BBC News, 18.04.2006

[10] David S. Cloud. Rumsfeld Defends His Record Against Critics. — The New York Times, 18.04.2006

[11] Сергей Чиркин. Этот скандальный Рамсфелд. — Российская газета, 17.04.2006. — №4045

[12] Peter Spiegel. President Comes to Defense of Rumsfeld. — Los Angeles Times, 15.04.2006

[13] Thomas E. Ricks. Rumsfeld Rebuked By Retired Generals. — The Washington Post, 13.04.2006

[14] Рамсфелд обвинил Райс в непонимании военных реалий. — Страна.Ru, 07.04.2006

[15] Josh White. Rumsfeld Challenges Rice on 'Tactical Errors' in Iraq. — The Washington Post, 06.04.2006

[16] Rumsfeld's Iraq-Germany analogy disputed. — CNN, 19.03.2006

[17] Luis Martinez. Rice, Rumsfeld Defend War Spending. — ABC News, 09.03.2006

[18] Robert Burns. Rumsfeld Backs Wider NATO Afghan Mission. — ABC News, 09.02.2006

[19] Артур Блинов. Рамсфелд обещает долгую войну. — Независимая газета, 03.02.2006

[20] Rowan Scarborough. Rumsfeld doubts 'long war' in Iraq. — The Washington Times, 02.02.2006

[21] Rumsfeld in surprise Afghan visit. — CNN, 21.12.2005

[22] Profile: Saddam Hussein. — BBC News, 25.11.2005

[23] Profile: ousted Iraqi leader Saddam Hussein. — People's Daily Online, 19.10.2005

[24] Алексей Березин. Дональд Рамсфелд обвинил Китай в сокрытии военных расходов. — РИА Новости, 18.10.2005

[25] Петр Гончаров. Узбекистан надо не изолировать, а понимать. — РИА Новости, 04.10.2005

[26] Узбекский парламент одобрил вывод базы США. — BBC News, Русская служба, 26.08.2005

[27] Rumsfeld: Iraq constitution delay not helpful in fighting insurgents. — USA Today, 16.08.2005

[28] Арсений Оганесян. США теряют союзников. — РИА Новости, 01.08.2005

[29] США отстояли базу в Манасе: почему Киргизия затеяла торг и резко пошла на уступки. — Прайм-ТАСС, 27.07.2005

[30] Matthew Clark. Rumsfeld secures temporary deal in Central Asia. — The Christian Science Monitor, 26.07.2005

[31] Iraq 'no more safe than in 2003'. — BBC News, 15.07.2005

[32] Profile: Donald Rumsfeld. — Right Web, 22.04.2005

[33] Чейни, Рамсфелд и Вулфовиц 30 лет назад продали Ирану ядерные технологии. — Полит.ру, 28.03.2005

[34] Алексей Строгин. "Пианистка" Буша. — NewsWEEKLY.ru, 24.01.2005

[35] Rowan Scarborough. Politics denied in Rumsfeld's Iraq visit. — The Washington Times, 26.12.2004

[36] Bill Sammon. Rumsfeld agrees to stay on as defense chief. — The Washington Times, 04.12.2004

[37] Пол Рейнольдс. Политический портрет: Джордж Буш-младший. — BBC News, Русская служба, 14.10.2004

[38] Артур Блинов. Терроризм поссорил двух "ястребов". — Россия в глобальной политике, 07.10.2004

[39] Simon Jeffery. Rumsfeld: Iraq/al-Qaida remarks 'misunderstood'. — The Guardian, 05.10.2004

[40] Bill Van Auken. Rumsfeld, Rice tied to torture in Iraq. — World Socialist Web Site, 19.06.2004

[41] Буш настаивает на связях Саддама с бен Ладеном. — Грани.Ру, 18.06.2004

[42] Josh White. Rumsfeld Visits Prison in Iraq. — The Washington Post, 14.05.2004

[43] Rumsfeld: Iraq toll higher than expected. — China Daily, 16.04.2004

[44] Райс: спецслужбы США плохо сотрудничали. — BBC News, Русская служба, 08.04.2004

[45] Кондолиза Райс: Америке нечем было бороться с "Аль-Кайдой". — Грани.Ру, 08.04.2004

[46] Наталия Бабасян. На слушаниях "комиссии 11 сентября" разгорелся скандал. — Известия, 24.03.2004

[47] Rumsfeld: Iraq WMDs may still be found. — CNN, 05.02.2004

[48] Александр Реутов. Выбор цели. — Коммерсантъ-Деньги, 12.01.2004

[49] Profile: Saddam's brutal reign. — The Associated Press, 14.12.2003

[50] Profile: Saddam Hussein. — Al Jazeera, 14.12.2003

[51] Rumsfeld: Iraq may have destroyed weapons. — USA Today, 28.05.2003

[52] Vernon Loeb. Rumsfeld Announces End of Afghan Combat. — The Washington Post, 02.05.2003

[53] Bush: 'The Tyrant Has Fallen'. — CBS News, 01.05.2003

[54] Rumsfeld: Major combat over in Afghanistan. — CNN, 01.05.2003

[55] David Ensor. Fake Iraq documents 'embarrassing' for U.S. — CNN, 15.03.2003

[56] Елена Шишкунова. Хусейн доживет до понедельника. — Газета.Ru, 13.03.2003

[57] Bush Declares End to Major Combat Operations in Iraq. — People's Daily Online, 02.03.2003

[58] Fierce Afghan clash as Rumsfeld visits. — BBC News, 27.04.2002

[59] Геннадий Герасимов. Румб Рамсфелда. — Новое время, 15.04.2002. — №16

[60] Александр Константинов. Шесть месяцев, которые перетрясли Америку. — Страна.Ru, 11.03.2002

[61] Николай Зимин. Присмиревший ястреб. — Итоги, 06.11.2001. — №44 (282)

[62] Rumsfeld denies bombings target civilians in Afghanistan. — The Michigan Daily, 30.10.2001

[63] Rumsfeld warns of long war. — Seattle Post-Intelligencer, 29.10.2001

[64] Rumsfeld: Iraq may be target. — BBC News, 28.10.2001

[65] Ian Traynor. Bush and Putin: the end of the affair? — The Guardian, 16.08.2001

[66] Будущий министр обороны обещает серьезные перемены в стратегии США. — Радио Свобода, 13.01.2001

[67] Министров Буша уличили в нарушениях законодательства США. — Коммерсантъ-Украина, 09.01.2001

[68] Mark J. Rozell. Bush, George Walker. — The American Presidency Web Site

[69] Donald H. Rumsfeld, Secretary of Defense. — U.S. Department of Defense Official Web Site

[70] Profile: Secretary of Defense Donald Rumsfeld. — ABC News

[71] Personalities: Donald Rumsfeld, Government Official. — Answers.com