Опубликовано 18 мая 2022, 00:01
7 мин.

«Это практически панелька». Удивительная история московского Ажурного дома и его жильцов

Ажурный дом построили на Ленинградском проспекте перед самой Великой Отечественной войной. Это была одна из первых советских блочных «панелек», демонстрировавшая, какие жилые дома скоро придут на смену кирпичным: по всей стране тогда планировалось начать строительство типовых зданий из готовых блоков, которые можно быстро собирать в любое время года. Но война заставила отложить эти планы. К ним вернулись только в хрущевские годы, отбросив все «архитектурные излишества» Ажурного дома. «Мослента» выяснила удивительную судьбу единственного в Москве панельного дома в стиле ар-деко.
«Это практически панелька». Удивительная история московского Ажурного дома и его жильцов
Фото: Предоставлено пресс-службой Фонда капитального ремонта Москвы

«Предполагалось, что он будет типовым»

Дом номер 27 на Ленинградском проспекте часто показывают на инженерных экскурсиях по Москве. У него много звучных прозвищ: из-за декоративных решеток, украшающих фасад, его называют Ажурным или Кружевным. Второе, менее популярное имя — Дом-аккордеон. Оно появилось благодаря Дмитрию Чичулину, занимавшему после войны пост главного архитектора Москвы и сравнивавшего это здание с «разукрашенным недорогим» музыкальным инструментом.

«Это один из самых первых крупноблочных домов в Советском Союзе, — рассказывает «Мосленте» историк и краевед Георгий Макеев. — То есть это практически "панелька". Его построили в 1940 году, предполагалось, что дом будет типовым, но он так и остался в единственном экземпляре. Началась война и все планы перетасовались. Подобные крупноблочные дома в те же годы у нас строились на Большой Полянке и на Велозаводской улице».

Ажурный дом создали на месте хозяйственных построек Центрального московского ипподрома по проекту архитекторов Андрея Бурова и Бориса Блохина. Его строительство стало очередным этапом отработки технологии, которая позволила бы быстро возводить в СССР жилые здания из готовых блоков.

Построенные несколькими годами ранее жилые дома на Большой Полянке и на Велозаводской улице были признаны не совсем удачными. Например, современники раскритиковали попытку замаскировать линии стыков за счет объемного рисунка панелей, имитировавшего руст — кладку из крупных обтесанных камней.

Архитекторов Андрей Буров

Архитекторов Андрей Буров

© Кадр: Департамент культурного наследия города Москвы / YouTube

«Решетки смотрятся будто мраморные»

Одна из самых узнаваемых деталей дома — витиеватые решетки, которые украшают кухонные лоджии и одновременно скрывают то, что стоит на них. Таким образом архитекторы неожиданно решили одну из самых главных проблем будущей массовой застройки: захламленные балконы, способные испортить любой аккуратный квартал.

«Эти ажурные решетки изготавливали на заводе по рисункам известного книжного графика Фаворского, — объясняет Георгий Макеев. — Бетон настолько качественный, что они смотрятся, будто мраморные. Дело не только в интересном узоре — в бетон добавляли специальный краситель. Издалека смотришь — действительно, будто бы мрамор».

Фасад Ажурного дома с оградой и пилонами ворот Центрального московского ипподрома

Фасад Ажурного дома с оградой и пилонами ворот Центрального московского ипподрома

© Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Дело в том, что архитектор Буров изначально хотел сохранить оригинальный цвет бетонных блоков. Но поняв, что не удастся удержать равномерный оттенок на разных плитах, а в итоге и на всем фасаде, решил добавлять в бетон нерастворимый краситель. Благодаря этому фасады Ажурного дома выглядят как мраморные, а сам он напоминает итальянские палаццо.

За резными панелями, от которых и пошло народное название Ажурного дома, скрываются кухонные лоджии

За резными панелями, от которых и пошло народное название Ажурного дома, скрываются кухонные лоджии

© Фото: Предоставлено пресс-службой Фонда капитального ремонта Москвы

«Планировка гостиничного типа»

В доме всего один подъезд, шесть этажей. Внутри два лифта, две лестницы, очень просторные холлы, объединенные коридором. По сути, это планировка гостиничного типа. Жилые этажи начинаются со второго.

18
квартир

расположено на каждом этаже дома

На первом этаже планировалось создать комплекс общественных помещений: магазин, кафе-ресторан, детский сад-ясли, бюро обслуживания, которое выполняло бы заказы на доставку продуктов и обедов, уборку квартир, стирку. Но этим планам помешала война. В подвале устроили бомбоубежище, а помещения первых этажей раздали разным городским службам.

Позже здесь находились парикмахерская, продуктовый магазин и булочная. Запланированного кафе-ресторана так и не появилось, а ведь именно в расчете на него в доме сделали совсем маленькие, двухметровые кухни.

На одной из летничных клеток Ажурного дома стоит пианино. Жильцы рассказывают, что играют на нем только дети.

На одной из летничных клеток Ажурного дома стоит пианино. Жильцы рассказывают, что играют на нем только дети.

© Кадр: Департамент культурного наследия города Москвы / YouTube

«Легенда о Константине Симонове»

Несмотря на то, что дом строился для обычных советских граждан, первыми в него въехали высшие военные чины, летчики.

«Здесь были квартиры и у знаменитостей, — рассказывает «Мосленте» Антон Кабанов, который живет в ажурном доме с 1979 года. — На пятом этаже — у актрисы Валентины Серовой и поэта Константина Симонова. Еще нашими соседями были знаменитые на весь СССР фигуристы Ирина Моисеева и Андрей Миненков — с их семьей мои родители дружили».

По легенде, свое знаменитое «Жди меня» Симонов сочинил именно в Ажурном доме. Хотя большинство исследователей уверены, что поэт написал его уже на фронте.

«Соседи все уже поменялись, разъехались, — говорит Антон Кабанов. — В основном никого не осталось, с кем я дружил в 1980-х, 1990-х. Честно скажу — пропал дух дома».

Актриса Валентина Серова в роли Марии Николаевны Батуриной в фильме "Бессмертный гарнизон". 1956

Актриса Валентина Серова в роли Марии Николаевны Батуриной в фильме "Бессмертный гарнизон". 1956

© Фото: РИА Новости

«Идеи архитектор привез из Америки»

Ажурный дом появился, когда дома-коммунны строить уже перестали, и городские жилые дома в СССР попытались планировать по американскому «гостиничному» типу.

«Насколько я знаю, архитектор Буров был в командировке в Америке, и все идеи по устройству дома привез оттуда. — рассказывает Антон Кабанов. — Поэтому и коридоры тут такие большие. В детстве мы с друзьями в них постоянно то в футбол играли, то в салки. Ни одного стекла не было целого — все постепенно выбили. Но никто за это не ругался. Кроме как для игр, эти коридоры не для чего не использовали. Их не захламляли — редко у кого стоял у двери велосипед».

Большие общественные пространства создавались внутри дома специально в рассчете на то, что в них будет бурлить социальная жизнь. Но этого здесь так никогда и не случилось. Холл первого этажа использовали только под то, чтобы поставить там новогоднюю елку или провести собрание жильцов.

Похоже, единственная, кроме субботников, традиция, которая прижилась здесь в советские годы — новогодняя раздача подарков детям и пенсионерам. Удивительно, что эти подарки, по воспоминаниям жителей, предоставлял продуктовый магазин на первом этаже, который в районе тоже называли «Ажурным».

А главной радостью всех детей дома в советские годы был проход под окнами военной техники в дни парадов.

«Раньше 9 мая мимо дома проходил не как сейчас, Бессмертный полк, а парад военной техники, — вспоминает Антон Кабанов. — Она базировалась на Ходынском поле, которое еще не было застроено. И, когда я был маленьким, мы с семьей выходили из подъезда дома и смотрели парад. Такая гордость всегда была!»

«Квадратный метр по ценам брежневских "панелек"»

Несмотря на славную историю здания и его архитектурные достоинства, квадратный метр здесь стоит примерно столько же, сколько и в брежневских «панельках» района.

Коридор Ажурного дома

Коридор Ажурного дома

© Кадр: Департамент культурного наследия города Москвы / YouTube

«В данный момент предложений по продаже квартир в этом доме нет, — объясняет риэлтор Евгений Коноплев. — Если исходить из цен на недвижимость в районе, то однокомнатная квартира площадью 30-32 метра в Ажурном доме может стоить порядка 12 миллионов рублей.

15 миллионов
рублей

стоимость двухкомнатной квартиры

То, что здание является памятником архитектуры, цену квадратного метра тут вряд ли увеличит. Покупателей в первую очередь волнует состояние дома, его перекрытий и коммуникаций».

«В реновацию не включен»

В 2017 году главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов подтвердил, что из-за своей высокой архитектурной ценности Ажурный дом не включен в проект реновации столицы. В прошлом году в доме сделали капитальный ремонт фасада, и теперь, после обновления подсветки, он выглядит, как украшение Ленинградского проспекта.

Вот что рассказал «Мосленте» заместитель начальника управления строительного контроля Фонда капитального ремонта Москвы по работе с объектами культурного наследия Ильдар Билялетдинов: «Весной 2021 года мы начали комплексный капитальный ремонт дома 27 по Ленинградскому проспекту. Сделали ремонт фасада. Выполнили работы по внутридомовым системам горячего и холодного водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, ремонт подвальных помещений и ремонт крыши с утеплением чердачных помещений».

Изначально реставрационные работы планировалось провести и на фасаде, и в подъездах. Но когда подрядная организация дополнительно обследовала предметы охраны, в частности «ажурные элементы» — плиты фасада и оконные ограждения, стало ясно, что работы по их реставрации надо организовать и провести отдельно.

«Данные элементы требовали разработки дополнительных методик по реставрации и ремонту, — объясняет Ильдар Билялетдинов. — Было принято решение скорректировать проектные решения и разработать точечные методики по реставрации. При обследовании выяснилось, что необходимо еще заменить часть деревянных окон в местах общего пользования. Так что сейчас проектной организацией ведется согласование новых решений и методик. Работы будут возобновлены по завершению согласования и прохождения историко-культурной и Московской государственной экспертиз».

«Это практически панелька». Удивительная история московского Ажурного дома и его жильцов

© Кадр: Департамент культурного наследия города Москвы / YouTube

«Из окна кухни можно смотреть сразу два салюта»

В Ажурном доме проходит много киносъемок, он очень атмосферный. Сериал «Звезда эпохи» про Симонова и Серову в начале 2000-х снимали тут две недели. Однако, хоть это и дом-звезда, назвать его удобным нельзя. Жильцы объясняют, что и планировки квартир могли бы быть лучше, и лифтов могло бы быть больше.

«Единственный плюс — высокие потолки, — говорит Антон Кабанов. — Хорошо, конечно, что здесь такие большие коридоры, но как по мне — лучше бы побольше была сама квартира. Кухня маленькая, санузел совмещенный с ванной. У всех здесь стоят газовые колонки. Зато из окна кухни нашей квартиры на 9 мая можно смотреть сразу два салюта. Пьешь чай и смотришь: один на Красной площади, а другой на Поклонке. С точки зрения транспортной доступности дом расположен просто шикарно: «Динамо», «Белорусская», «Петровский Парк», «Беговая», «Савеловская» - все рядом. До Красной площади можно на автобусе за 15 минут доехать. Меня это очень радует, и я даже задумываюсь иногда, как это люди в спальных районах живут, если нет машины?».

Сейчас на первом этаже Ажурного дома находятся магазин «Магнолия», аптека и салон красоты, который занимает то самое помещение, где в советские годы была парикмахерская.

«Но там такие цены, извиняюсь, что мы всей семьей ходим в другое место, — рассказывает Антон Кабанов. — А были бы цены приемлемые, все было бы, как архитектор Буров задумал: вышел в тапочках, подстригся, обратно домой поднялся. В город можно даже не выходить. Для этого изначально из холла первого этажа был предусмотрен проход к магазинам, но только он никогда не работал. Его перекрыли сразу после того, как дом достроили».