01

02

03

04

05

06

Русский след

С королевским размахом

Люди Shell

Back in USSR

Новая реальность

Королевское топливо для «королевских гонок»

Как желтая ракушка концерна Shell подружилась с красными болидами Scuderia Ferrari.

Энцо Феррари

Далеко не все поклонники «Формулы-1» знают, что каждая гоночная команда имеет своего индивидуального поставщика топлива, масла и прочих жизненно необходимых для болидов расходных материалов. Так вот, эксклюзивным поставщиком итальянской Scuderia Ferrari, которая, между прочим, рекордсмен «Формулы-1» по завоеванным трофеям, уже много десятилетий является концерн Shell.

20-е

Scuderia Ferrari — в переводе с итальянского — «конюшня Феррари»

Сотрудничество началось в конце двадцатых годов прошлого века, когда Энцо Феррари еще был гонщиком команды Alfa Romeo. Именно тогда на его комбинезоне впервые появилась знакомая желтая ракушка, говорящая о том, что с Shell его связывают партнерские и дружеские отношения. Поначалу это было личное спонсорство гонщика, а когда в 1947 году Scuderia Ferrari стала самостоятельной командой, она уже на эксклюзивных условиях заключила партнерский контракт с Shell.

в

1947

Scuderia Ferrari стала самостоятельной командой и заключила партнерский контракт с Shell

Вовлеченность специалистов Shell в разработку и обслуживание гоночных болидов Ferrari гораздо выше, чем в аналогичных связках Elf/Renault F1 или Mobil/Toyota. Все дело в том, что Shell не просто спонсор, а полноценный партнер итальянской команды, и их сотрудничество строится на взаимной выгоде. Спортсмены получают самое высококачественное топливо и масла, а научно-исследовательский отдел концерна Shell получает возможность проверять свои идеи в экстремальных условиях самых престижных в мире гонок.

В годы основания «Формулы-1» топливные смеси делали химики. Они создавали их из таких веществ как бензол, метанол, ацетон и нитробензол, причем некоторые из этих смесей были настолько «токсичными», что после тестов или гонок их нужно было сразу удалять из двигателя, иначе моторы просто не пережили бы ночь. Позже, вплоть до конца 60-х годов, использовался керосин, но от него отказались по решению ФИА «для безопасности пилотов и механиков».

В 70-х

правила разрешали использование высокооктанового бензина. Тогда топливо с октановым числом 101 было доступно на заправочных станциях Франции, Италии, Германии и Англии, а для гонок его октановое число могло быть повышено до 102. Когда этот тип бензина исчез из открытой продажи, поставщикам команд было разрешено создавать специальное топливо. В результате гоночное горючее стало более сложным и сильно отличалось от того бензина, который можно было купить на заправках.

В 1992

ФИА запретила использование в гоночном топливе любых компонентов, которые не содержатся в коммерческом бензине. Таким образом, начиная с 1993 года и по сегодняшний день, разрешено использование только неэтилированного бензина, соответствующего стандартам EN228. Он не должен содержать иных компонентов, другое дело, что соотношение их может быть любым. Для каждого этапа Гран-при итальянская команда получает бочки с бензином Shell, рецептура которого разрабатывается в Технологическом центре «Шелл» в Гамбурге. Кстати, там же создают гоночное топливо для всех других спортивных гонок, в которых концерн принимает участие: WRC, 24 часа Ле-Мана, NASCAR MotoGP и Superbike.

Shell успешно использует гоночный опыт в маркетинговых целях

Но вернемся к «королевским гонкам», где, напомним, состав топлива строго регламентирован, но его можно варьировать только разной пропорцией ингредиентов. На выбор пропорций состава топлива для конкретного этапа влияет множество факторов: характер трассы, температура и влажность воздуха, предполагаемая тактика дозаправок… Для скоростных трасс обычно используется большее количество тяжелых, «мощностных» фракций. А для более медленных автодромов важнее снижение веса топлива и обеспечение плавного разгона с «низов», в чем помогают легкие фракции. Необходимый объем топлива для каждого гоночного уик-энда готовят непосредственно перед этапом, но так чтобы гарантировано успеть доставить его на место к началу соревнований. Естественно, весь процесс разработки тесно связан с графиком стартов Ferrari. 

C 1998

на фирменных заправках можно купить топливо Shell V-Power, в котором пакет присадок совпадает с гоночным на 99%. Среди любителей высоких скоростей этот бензин пользуется большой популярностью.

Помимо бензина, Shell обеспечивает красные болиды моторным маслом, маслом для коробки передач, жидкостями для гидравлических систем и специаль-ным маслом для охлаждения компонентов гибридной силовой установки. Состав моторного масла для болидов «Формулы-1» не регламентирован, но крайне специфичен. Ни о какой универсальности даже речь не идет. Температурный режим работы и нагрузки у гоночного двигателя чудовищные, поэтому и замена масла происходит после каждого заезда, будь то свободная практика, квалификация или гонка.

60

°C

температура, при которой запускается мотор автомобиля

300

километров

протяженность одной гонки

Например, мотор автомобиля запускается строго при 60 градусах по Цельсию. По словам специалистов, ресурс масла для моторов гоночных болидов Ferrari рассчитан на одну гонку, которая обычно составляет около 300 километров. Конечно, с достаточным запасом. А с тех пор как в 2007 году в «Формуле-1» ввели правило «один мотор на две гонки», роль присадок в масле возросла еще больше. Понятно, что гоночное масло не идет в свободную продажу, но получаемые данные очень важны для разработки новых видов смазочных материалов для городских автомобилей.

14

тыс

литров

надо масла на сезон для Ferrari

88

бочек по 160 литров

Знаете, сколько надо масла на сезон для Ferrari? 14000 литров! Это 88 бочек по 160 литров (американский баррель). Топлива нужно еще больше. Например, на этап «Формулы-1» в Сочи специалисты Shell привезли полторы тонны специального бензина. Кстати, качество топлива проверяется на всех этапах, в том числе непосредственно на месте гонок, уже после прибытия к месту дислокации команды перед очередным этапом. Естественно, оно должно точно соответствовать стандарту, иначе команда будет дисквалифицирована.

в 1997 году пилот команды «Макларен-Мерседес» Мика Хаккинен был лишен третьего места на Гран-при Бельгии

На гоночную программу работает более полусотни специалистов Shell, к тому же, на каждом этапе гоночную команду сопровождает специальная лаборатория. В ней проверяется качество работы всех материалов и, если надо, вносятся коррективы. Такое тщательное внимание к деталям приносит отличные результаты. По данным тестов, в 2015 году топливо Shell V-Power и моторное масло Shell Helix Ultra с технологией PurePlus обеспечили улучшение характеристик двигателя болида Ferrari SF15-T на 25%, что позволило пилотам выигрывать почти по пол-секунды на каждом круге или в среднем 30 секунд на протяжении всей гонки.

25%

улучшение характеристик двигателя болида Ferrari SF15-T

0,5

секунды

экономии времени на каждом круге

30

секунд

на протяжении всей гонки

2014

«Королевские гонки» приехали в Россию. Специально для этого была построена трасса «Сочи Автодром», которая уже три года принимает Гран-при «Формулы-1». Одна из особенностей трассы в том, что она находится в Олимпийском парке, где в 2014 году состоялась церемония открытия и закрытия Зимних Олимпийских игр. Команда Ferrari пока в России не побеждала, но на двух последних стартах была на подиуме: два года назад Себастьян Феттель пришел к финишу вторым, а в прошлом году Кими Райкконен стал третьим. В этом году старт гонки намечен на последний уикенд апреля, и у поклонников великой итальянской команды будет шанс увидеть историческую победу своих любимцев на Гран-при России.