Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Новый патриарх и будущее РПЦ На вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил эксперт по вопросам религии Николай Митрохин

Пресс-конференция
21.01 23:15
Николай Митрохин. Фото с сайта
Николай Митрохин. Фото с сайта "Радио Свобода"

Новый патриарх и будущее РПЦ

На вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил эксперт по вопросам религии Николай Митрохин
В конце января Поместный собор Русской православной церкви выберет нового патриарха Московского и всея Руси. Имена кандидатов назовет Архиерейский собор, который состоится 25-26 января. Основными претендентами на патриарший престол называют двух митрополитов: Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) и Калужского и Боровского Климента (Капалина). Что ждет РПЦ при новом духовном лидере? Пойдет ли церковь по реформаторскому пути или же верх одержат традиционалисты? Каков реальный авторитет РПЦ в России? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил научный сотрудник Центра Восточноевропейских исследований Бременского университета, эксперт по вопросам религии Николай Митрохин.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранена.
Olga [13.01 17:36]

1. Есть ли, на Ваш взгляд, шанс, что с приходом нового патриарха церковь станет более независимой от политики и от государства - иными словами, "ближе к Богу, чем к президенту"?

2. Какими моральными качествами должен обладать лидер РПЦ, чтобы быть авторитетом не только в церкви, но и в обществе - причем не только среди православных верующих?

3. В чем Вы видите первоочередные задачи нового патриарха?

1. Церковь самостоятельный, и, в общем и целом, независимый от государства общественный институт. Другой вопрос, что церковь и государство часто используют друг друга для достижения собственных целей. Это, как правило, неприятно людям, которые в церковь ходят редко (но имеют на нее какие-то надежды), в то время как постоянными посетителями храмов подобное взаимодействие принимается.

Но, конечно, конкретные аспекты взаимодействия сильно зависят и от личности руководителя церкви. Патриарх Алексий II в целом держал некоторую дистанцию. Митрополит Кирилл любит российское государство и этнических русских значительно сильнее, что, в случае его избрания, сильно повредит имиджу Церкви за пределами России – там, где находятся 60 процентов ее приходов. Других официальных кандидатов на патриаршество пока нет, но, в целом, все предполагаемые кандидатуры относятся к российскому государству более сдержанно и скорее готовы продолжить линию покойного патриарха.

2. Скоромность и открытость к простым людям. Но "короля делает свита", а вот поменять ее - задача в ближайшие десятилетия почти невозможная.

3. Конечно, каждому специалисту по социальным институтам есть что посоветовать руководителям изучаемой ими структуры. Другой вопрос, что им подобные советы, как правило, даром не нужны, и потому в своих публикациях я стараюсь воздерживаться от этого.

Тем не менее, отвечая на ваш вопрос, позволю себе огласить некоторые из них. На мой взгляд, верхний уровень системы управления РПЦ, сформированный по образцу сталинского политбюро в 1944 году, нуждается в модернизации с целью придания ей большей представительности и управляемости.

Например, повышение количества представителей украинской части Церкви, составляющей сейчас примерно 35 процентов от общего количества приходов, в Священном Синоде и на уровне руководителей общецерковных отделов. Также весьма остро стоят проблемы неразвитости и несоблюдения общецерковного законодательства. Много проблем в системе сборов и расходования внутрицерковных налогов. Сохраняет излишне много функций (которых хватило бы еще на пару самостоятельных отделов) и такое ведомство как ОВЦС (отдел внешних церковных связей Московской патриархии – прим. Ленты.ру). По объективным причинам (расширение ЕС и объединение с РПЦЗ (русская православная церковь за границей – прим. Ленты.ру) назрели перемены и в системе управления зарубежными епархиями и приходами.

Но мне кажется, что, скорее всего, в ближайшее десятилетие все будет по-прежнему. И для победителя, кто бы им ни стал, первоочередным будет не формулирование и решение общецерковных "задач", а удаление конкурентов и членов их команд из Москвы в провинцию. Оба наиболее вероятных кандидата уже два с лишним десятилетия входят в руководство Церкви. Их реформаторский потенциал (который по определению ожидается от лица, приходящего на высший церковный пост), если когда-то и имелся, давно исчерпан. Митрополит (тогда архиепископ) Кирилл, обличая недостатки церковного образования и поднимая прочие актуальные вопросы внутрицерковной жизни, был восходящей звездой на Поместном соборе 1988 года. Однако, уже полтора десятилетия все его предложения сводятся лишь к тому или иному варианту выбивания денег на церковные нужды у государства.

Ася [14.01 09:48]

Андрей, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как Вы для себя лично и как научный сотрудник понимаете суть религии - это все-таки путь духовного развития или инструмент власти? И как Вы считаете, каковы причины такого роста популярности религии, но при этом, как мне кажется, падение самой веры и духовности? Люди ведь фактически не верят в то, что говорят, это как дань моде. Вера в Божественную волю, Божественную любовь, отречение и тд - все, о чем пишут все святые писания, но это вес остается за кадром, как бы это все есть, но как бы и не нет. Зато есть выходной на Рождество, куличи на пасху и тд. И создается впечатление, что, как будто, все х это и устраивает, иллюзия религиозности, в которую мы погружаемся все глубже и глубже...

Во-первых, Николай. :- )

Я считаю, что Церковь - это самостоятельный общественный институт, у которого много функций, работающих (или неработающих) в зависимости от конкретно складывающихся обстоятельств. Среди них и "духовное развитие" и "инструментарий власти". Я не вижу никакого роста популярности религии и полагаю, что определенный, довольно стабильный уровень религиозности существует в любом обществе и просто имеет различные формы выражения. Это не только традиционная, институциональная религиозность ("больших" христианских церквей), но и внеинституциональные (народные) обряды, эзотерика, приверженность радикальным политическим и социальным учениям и так далее.

Владимир [15.01 09:45]

Здравствуйте.

Последние десять лет по всей стране построены тысячи новых храмов, это потребовало огромных финансовых ресурсов, большую часть из которых предоставило государство из бюджетов всех уровней. Принимая во внимание вышесказанное насколько по Вашему мнению РПЦ МП реально независима от государства?

Спасибо.

Да, большая часть финансирования строительства и реконструкции шла со стороны государства или контролируемых им коммерческих организаций. Однако единая государственная политика тут скорее отсутствовала, или, глядя под другим углом, скорее, церковь вынуждала сочувствующих ей государственных чиновников тратиться на свои нужды(возможно, небескорыстно). Последнее, впрочем, тоже имело определенные границы. Поэтому тут были отношения скорее партнерские. А в них каждый партнер соблюдает свои интересы. В частности, Церковь в целом не поддержала российские власти в войне с Грузией, поскольку для нее было важнее сохранить нормальные отношения и с Грузинской православной церковью, и с теми своими общинами за пределами России, верующие которых имели возможность переключать российское телевидение на что-то другое.

Андрей [13.01 19:35]

Здравствуйте, Николай.

Как известно, в соответствии с Конституцией, Россия - светское государство, и ни одна религия в нашей стране не может признаваться в качестве основополагающей. Вместе с тем, мы имеем государственный православный праздник - Рождество Христово. Кроме того,есть другие свидетельства превалирования русской православной церкви в духовной (религиозной) сфере общества. Не считаете ли Вы, что государству в связи с этим следует предоставлять больше свободы и возможностей другим религиям (конфессиям), если государство хочет быть истинно демократическим ? Спасибо.

Считаю. Но чтобы российское государство считалось демократическим, ему еще много надо сделать и в других сферах, помимо религиозной.

Nicolas [13.01 16:49]

Как по вашему мнению будет происходить диалог между РПЦ и Ватиканом (РКЦ) при новом патриархе?

Максим [13.01 16:54]

Здравствуйте.

оба претендента на патриарший престол являются "воинствующими" Православными. как по Вашему мнению изменится отношение РПЦ к другим христианским конфессиям, в частности к римско Католической церкви? Следует ли ожидать еще больших нападок?

Спасибо

В целом, нападки на РКЦ (Римско-католическая церковь – прим. Ленты.ру) зависят не столько от кандидатуры патриарха, сколько от общей системы образования РПЦ, по привычке демонизирующей католиков, а также от использования обвинений в прокатолических симпатиях во внутрицерковной борьбе за перераспределение власти между низовым духовенством и частью провинциального епископата с одной стороны, и руководителями церкви и частью образованного духовенства с другой.

Если патриархом станет митрополит Кирилл, то он скорее сначала постарается подавить очаги сопротивления фундаменталистов, потом пойдет на постепенное улучшение формальных отношений с католиками, которые сейчас заметно лучше, чем несколько лет назад. РПЦ (напомню, что РПЦ до сих пор получает значительную финансовую помощь от католических фондов), в целом согласна с консервативной позицией нынешнего руководства РКЦ по многим социальным вопросам и не против в союзе с ней побороться за общие интересы хотя бы в рамках ЕС.

Если говорить о митрополите Клименте, то у него симпатий к католикам явно меньше, однако, в отличие от митрополита Кирилла, ему не требуется по мотивам внутрицерковной политики эпизодически изображать свою к ним "непримиримость" и устраивать по этому поводу публичные скандалы.

Медведь [13.01 17:57]

Здравствуйте Николай !

Изменятся ли по вашему мнению отношения между РПЦ и УПЦ с приходом нового патриарха ?

Дмитрий из Одессы [13.01 19:04]

Извесно что Кремль не поддерживает возможного кандидата на патриаршество из Украины (Владимира). При том что УПЦ МП это почти 40% всех ипархий Русской православной церкви. Не вызовет ли избрание митрополитов Кирилла или Климента ослабление и волнение в рядах УПЦ МП в Украине, и усиление влияния УПЦ КП.

Спасибо.

УПЦ (Украинская православная церковь – прим. Ленты.ру), как известно – часть РПЦ. Процессы в ней носят объективный характер, вызванный тем, что украинская государственность состоялась. Курс на полную независимость УПЦ от РПЦ достаточно ясно определился после 2004 года, особенно с 2007 года. Он может быть несколько замедлен (например, срочными мерами по перераспределению власти между российскими и украинскими архиереями в рамках Священного Синода РПЦ, что маловероятно), или ускорен – например, какими-либо решительными действиями или неудачной речью нового патриарха.

Другим важным фактором могут стать перемены в руководстве УПЦ МП (Украинская православная церковь Московского патриархата – прим. Ленты.ру) и УПЦ КП(Украинская православная церковь Киевского патриархата- прим. Ленты.ру), когда новые люди, не отягощенные старыми обидами, будут более договороспособными. В принципе, думаю, что через десятилетие мы сможем увидеть на Украине единую поместную церковь и, возможно, существующий параллельно с ней экзархат РПЦ с сильными епархиями в Луганске, Донецке, Крыму и Закарпатье.

david [13.01 17:43]

Как известно ныне усопший патриарх Илья Второй не согласился от отделения Грузинской православной церкви эпархию действующей на територии Южной Осетии и присоединения ее к РПЦ, как вы считайте, новоизбранный глава РПЦ сменит позицию по этому поводу?

Наверное, все-таки не Илия, а Алексий. Если будет митрополит Кирилл, то подобное возможно.

Николай Шумилов [15.01 10:22]

Как вы расцениваете отношения между российским протестантизмом и русским православием сейчас. И изменятся ли эти отношения после избрания нового патриарха. Ваши прогнозы в этом направлении, будут ли более мягкие отношения, или все станет намного жестче?

Если будет избран митрополит Кирилл, то взаимоотношения могут стать более жесткими. Он и его сторонники за использование государственных ресурсов, в том числе правоохранительных органов, в борьбе с религиозными конкурентами.

В случае избрания митрополита Климента, все, скорее всего, останется по-старому. Поэтому надеяться на реальный диалог с ним протестантам вряд ли стоит. Если вдруг будет избран кто-то другой, например митрополит Филарет, то некоторого оживления отношения с протестантами ожидать можно. Однако это зависит и от самих российских протестантов – сумеют ли они продолжить развитие сети своих общин, смогут ли привлечь к себе больше молодых, образованных и энергичных людей, стать незаменимыми партнерами в социальной сфере для местных властей. То есть смогут ли они быть той реальной общественной силой, которой они являются в Белоруссии и на Украине.

Krosh [13.01 18:53]

Здравствуйте, Николай.

Скажите, пожалуйста, как по вашему мнению, если Церковь сейчас реформируется и сделает нескольно шагов навстречу так сказать "широкой общественности"(начнут вести службы на современном русском языке, введут уроки богословия в школах), готова ли эта "широкая общественность" к тому чтобы тоже стать ближе к церкви? Недавно на одном из телеканалов, при цитировании слов АлексияII, прозвучала такая фраза "маловерующий человек". Я понимаю это так-маловерующий это тот, кто верит в Бога, но не соблюдает всех правил, установленных Православное Церковью.Как вы думаете могут ли вообще какие-нибудь шаги православной церкви сделать ближе к себе атеистов и "маловерующих" и нужно ли вообще эти шаги делать? Поправьте меня, пожалуйста, если я не прав, но по-моему ни в одной мусульманской стране никому в голову не придет критиковать муфтиев за то что каран читают на арабском языке...

Юрий Разовский [13.01 17:19]

Русская православная церковь объединяет небольшое количествто верующих. Поэтому потеряла свою консолидирующую государственную роль. В стране много атеистов и представителей других конфессий.

Какая религия, вера, или идея может по вашему объеденить всех Россиян?

Может коммунизм?

Будет ли Православная церковь искать консолидирующую идею?

Степан [15.01 08:57]

Одной из стратегических задач РПЦ, согласно некоторым заявлениям её служителей, является исправление массового сознания молодёжи. Это нужно, чтобы сохранить семейные традиции и избежать вымирания коренного населения России по сценарию, который медленно, но верно реализуется в Европе.

Как вы считаете, реально ли осуществить такое? Были ли подобные прецеденты в истории человечества?

Валерий [13.01 23:07]

К сожалению большую часть населения нашей страны составляют люди неверуюшие. Следует ли в этой связи ожидать усиления миссионерской деятельности Русской православной церкви внутри страны?

Мне не кажется, что сейчас у Церкви есть реальные возможности в ближайшее, например, десятилетие изменить отношение к себе населения страны. По сравнению с началом 1990-х годов количество посетителей храмов даже уменьшилось. Сейчас внутри Церкви много говорится о необходимости миссии, но реально это невозможно. Миссия в современном общецерковном понимании – это фактически пропаганда, за которой не стоит ничего, кроме обращения внимания на существование Церкви и конкретных общин. Однако, придя в храм, человек видит реалии церковной жизни, которые ему, как правило, не особенно нравятся. Так что за исключением довольно немногочисленных успешных общин (две-три такие на российский регион, конечно, есть), сформировавшихся вокруг активных, талантливых и потому "некопируемых" священников, российское православие остается лишенным привлекательности. И в силу его современного организационного устройства, и общего качества "человеческого материала", составляющего аппарат церковного управления и круг церковных "делателей", разработать или даже восстановить из дореволюционного прошлого "технологии" вовлечения в церковную жизнь ему не удается. Хотя, конечно, профессионализм миссионеров растет. Какая-то, правда очень небольшая, часть городской молодежи на их призывы клюет, успешные общины все более абсорбируют и используют дореволюционный и современный западный опыт. Просто масштабы всего этого скоромные. Этой православной молодежи в огромной стране хорошо если десяток тысяч.

Что касается консолидации, то я не считаю, что Церковь кого-либо консолидировала до революции, и странно ожидать, что такую роль она будет играть сейчас. И вообще, у меня есть некоторые сомнения, что только один из социальных институтов способен выработать "национальную идею", обычно она медленно, десятилетиями, если не столетиями, созревает, пока все основные общественные силы не придут к консенсусу.

Галина [14.01 11:51]

Николай, как по вашему мнению будут складываться отношения церкви к медицине, например к стволовым клеткам, клонированию и пр.

Как ко всем радикальным научным открытиям и тенденциями моды – сначала отторжение и даже борьба с…, потом игнорирование, затем признание на определенных условиях.

Анна [14.01 11:30]

Образовательный и даже интеллектуальный уровень многих провинциальных( да и столичных) священнослужителей оставляет желать лучшего. Предполагает ли Патрипрхия предпринимать какие-то действия для изменения сложивший ситуации ? Заранее благодарна. А.А.

Перефразируя: "Других священников у нее для вас нет". На деле предпринимаются некоторые, довольно вялые усилия по повышению качества церковного образования. Вялость связана и с привычным недостатком финансирования, и с личными качествами главы Учебного отдела Московской патриархии. В целом, в связи с резким сокращением числа вновь открываемых приходов и обострением в связи с этим конкуренции среди духовенства за рабочие места, повышением срока обучения в семинариях с 4 до 5 лет, принятием в некоторых епархиях мер по принуждению уже рукоположенного духовенства к учебе в духовных училищах и семинариях, а также появлением среди абитуриентов семинарий воспитанников православных гимназий – общий уровень образованности духовенства начал расти. Однако среди не очень внятно сформулированных в интервью светским СМИ "программ" потенциальных кандидатов в патриархи, повышение образовательного уровня духовенства не значится.

Мака [13.01 17:45]

Здравствуйте, Николай.

Сейчас много разговоров ведется о том, что митрополит Кирилл является очень активным общественным и политическим деятелем. С его приходом ожидают

серьезных изменений в политике РПЦ. По Вашему мнению, какие бы это могли быть изменения, проще говоря, чего нам следует ожидать от РПЦ, если во главе её встанет митрополит Кирилл?

Спасибо.

Denis [13.01 17:38]

как скажется на голосовании прошлое г-на Кирилла Гундяева (его дела с гуманитарной помощью, табаком и пр) и вхождение в "избирательную комиссию" людей так или иначе связанных с бизнесом (в т.ч. табачным) и представителей государства (например, жена Приморского ГУбернатора Дарькина)?

Dave [13.01 17:10]

Здравствуйте,

В прессе было много информации о внецерковных делах митрополита Кирилла -- незаконная торговля табачными изделиями и т.д. Допускаю, что это неправда и наговор на честное имя Гундяева.

Как Вы считаете, может ли быть патриархом человек, который "засветился" в подобных скандалах?

Александр [14.01 17:39]

Очень интересно Ваше мнение по поводжу высказывания Кирилла на Рожденственском богослужении о виновниках экономического кризиса. Как Вы к этому относитесь? В случае избрания Кирилла будет ли церковь и в дальнейшем вмешиваться в такие "малоцерковные" дела и не станет (стала) ли очередным пропогандистским орудием в руках государства?

Митрополит Кирилл является человеком глубоко политизированным и очень любящим фигурировать в медиапространстве. Это в значительной мере влияет на его поступки и поведение. Кроме того, человек он резкий и властный и, на мой взгляд, не очень хорошо понимающий, где необходимо остановиться, что наиболее ярко продемонстрировала ситуация с табаком. Поэтому в случае его избрания следует ожидать большого количества резких заявлений и потока требований, обращенных к государству, обществу, иностранным партнерам. Другой вопрос, какие действия последуют за тем? Пока можно предположить, что митрополит Кирилл займется интенсивной заменой чиновников Московской патриархии и ее отделов на "своих людей" (которых у него много), а также постарается укрепить свои позиции в среде епископата – опять же, за счет резких кадровых решений.

Что же касается его участия в ввозе подакцизных товаров и, в первую очередь, табака по пониженным пошлинам в 1996-1997 годах, то это правда. Впрочем, митрополит Климент в тот момент был его первым замом. Ну, должен же кто-то финансировать ту купеческую роскошь, в которой живут руководители Церкви. Раньше были табакоторговцы. Но они сейчас, судя по выборам в Ростове, финансируют рядовой епископат, а члены Синода сейчас на содержании более крупных и уже государственных компаний.

Надежда, г.Челябинск [13.01 21:29]

Как митрополит Кирилл относится к женщинам-священникам христианских конфессий в США, Англии и др. странах? Возможно ли налаживание отношений с такими церквями? Впадают ли прихожане в грех, если посещают службы, которую проводит женщина-священник? Спасибо.

Насчет греха – вопрос не ко мне. Официальная позиция церкви – отрицательное отношение к женскому священству в христианских церквях.

Антон [14.01 10:54]

Как по вашему мнению будет развиваться диалог между РПЦ и старообрядческими конфессиями, если патриархом станет митрополит Кирилл, занимающий, кроме всего прочего, пост главы Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством. И вообще какой взгляд на решение старообрядческого вопроса у обоих основных претендентов на патриарший престол?

Отношение к старообрядцам, в общем и целом, очень периферийный вопрос для руководства Церкви. В целом, РПЦ рассматривает их как своих союзников в борьбе "традиционных" российских конфессий с "нетрадиционными". А что еще хотеть от столь раздробленной, пассивной и малочисленной религиозной общности?

проскинеза [14.01 14:02]

1. От верующих неоднократно приходилось слышать, что если патриархом станет митр. Кирилл, то, с одной стороны, это приведет к росту авторитета РПЦ в обществе, но, с другой стороны, духовному смущению и оскудению, т.к. патриарший местоблюститель "не молитвенник" и будет решать проблемы административным давлением, а не христианской любовью. Как Вы относитесь к этому мнению?

2. От кругов, близких к С. Белковскому, исходит мессидж, что в условиях кризиса Русская Православная Церковь может стать центром кристаллизации новой элиты, не связанной с единороссовской бюрократией. Насколько оправданно данное мнение?

1. Не думаю, что увеличение объемов показа митрополита Кирилла на телеэкране вызовет увеличение авторитета Церкви. Он интересен не обществу в целом, а части "политического класса", пусть и обильно представленному в медиапространстве. Реального эффекта это иметь не будет.

2. Не считаю Станислава Белковского серьезным человеком, а его прогнозы - достойными внимания.

Maria [15.01 09:40]

Как Вы считаете, будет ли митрополит Кирилл на патриаршем престоле поддерживать и далее экуменистическое движение?

Не является ли в этом контексте консервативная кандидатура Климента более благоприятной для сохранения чистоты православной веры в России?

Контакты с экуменическим движением при митрополите Кирилле, безусловно, сохранятся. В какой-то мере они сохранятся и при Клименте. Не думаю, что он такой уж "борец за чистоту веры", каким его хотят видеть оппоненты митрополита Кирилла. Нормальный церковный бюрократ.

Николай [14.01 14:24]

Николай, как Вы оцениваете степень и характер влияния следующих субъектов и групп на результаты выборов Патриарха собором:

1. Власть.

2. Епархиальные архиереи (т.е. не постоянные члены Синода)

3. Монашество.

4. Автономные церкви МП - УПЦ, БПЦ.

5. РПЦЗ.

Постоянных членов Синода я не упоминаю, т.к. предполагается, что именно они будут основными кандидатами.

И еще вопрос: не планируете ли Вы новое издание Вашей книги об РПЦ?

Спасибо!

У российских властей, насколько я знаю, нет четкой позиции по данному поводу, поэтому самая значимая группа, влияющая на выборы патриарха – епархиальные архиереи, в том числе из УПЦ. БПЦ (Белорусская православная церковь – прим. Ленты.ру) - точно, а РПЦЗ - возможно, займут консолидированную позицию.

Книги в ближайшее время не будет, но я и так довольно много публикуюсь по данной тематике. В том числе, регулярно на страницах журнала "Неприкосновенный запас" (он доступен в Сети) и на сайте "Грани".

Интересующийся [15.01 02:08]

Ходили слухи, что одной из причин непроведения Поместных соборов было нежелание затрагивать тему статуса УПЦ. Но сейсас Поместный собор неизбежен, и сторонники полного отделения УПЦ от РПЦ поставят его ещё до выборов Патриарха.

Насколько, по вашему мнению, дстоверны эти слухи? Действительно ли есть вероятность отделения УПЦ в то время как зарубежная ПЦ наоборот, присоединилась к РПЦ? Вызван ли конфликт лишь духовными, или наоборот лишь меркантильными, финансовыми соображениями? Если второе, то как повлияют на Собор всемирный экономический и украино-российский кризисы? Повлияют ли подобные "внешние" события на ход Собора и результаты выборов? Или подобрые вопросы останутся за пределами обсуждения Собора?

Кризисы вряд ли повлияют. Об отношении к УПЦ -смотрите выше. На cоборе эта тема, думаю, будет подниматься.

samlowry [13.01 17:20]

Какие шаги осуществляет РПЦ для предоставления современного христианского образования, адаптированного для обычных людей нашего времени? Я в последнее время много общался с молодёжью из США, и заметил, что подобное образование является причиной доброжелательности, раскованности и открытости в общении. Все ребята получали подобное образование. У нас, насколько я знаю, такого нет.

Иван [14.01 12:57]

Как вы считаете, при новом Священноначалии возможно ли

будет хотя бы частичное исполнение известных всем либералистических пожеланий, таких как перевод Богослужения на современный русский язык, переход на католический григорианский календарь, установка на налаживание отношений с католической церковью любой ценой, отказ от преподавания основ Православной культуры в школах и т.д.

Я думаю, это весьма беспокоит всех православных людей, поскольку всем очевидно, что это было бы крайне опасно и разрушительно для нашего Православия.

Дмитрий [13.01 17:49]

Стоит ли ожидать либеральных перемен в Церкви: обсуждения вопроса о женщинах священниках, возвращения роли поместных соборов, и т.д.

Vovan [14.01 00:56]

Николай, вы православный воцерковленный, человек учавствующий в таинствах Церкви?

А какие реформы думаете будут, если будут, устава, языка, календаря, или что?

Victor [13.01 17:47]

Можно ли ожидать рефрм, которые давно назрели и неоправнанно откладывались, а именно, перевод богослужения на современный русский язык и принятие григорианского календаря?

Людмила [13.01 21:44]

Здравствуйте Николай!Когда РПЦ перейдёт на современный календарь,по которому мы живём?Мне кажется для жизни России,празднующей церковные праздники по старому стилю это является тормозом и одновременно отдаляет нас от всего мира,получается поговорка-всё не как у людей.Спасибо

Эрик [15.01 14:16]

Есть ли шанс, что календарь изменится и, как и до революции, мы будем праздновать Рождество одновременно с католиками 25 декабря? Кроме того, не стоит ведь забывать о тех православных,которые живут за рубежом или имеют общие с католиками семьи. Кстати, в некоторых странах, это разрешено, и это прекрасно.

Андрей Б. [13.01 23:32]

Николай, станет ли в школах России популярнее такой предмет как "Мировые Религии" или История РПЦ? Половина детей в России креститься правильно не умеет, в то время как мусульмане, где бы они не проживали, даже сейчас чтут все каноны ислама, что делает их гораздо сплочённее, на мой взгляд.

*anonymous* [14.01 20:55]

Здраствуйте.

Уже давно заглохло обсуждение преподавания основ православия в наших школах.Как вы считаете будут ли какие то изменения/активные действия с приходом нового патриарха?

Реальных перемен, вне зависимости от итогов выборов, не предвидится. Часть образованного духовенства и епископата в принципе готова была бы перейти на григорианский календарь (как это сделала половина православных церквей в мире), однако небезосновательно боится раскола в церкви.

ОПК (основы православной культуры – прим. Ленты.ру) "не продвигается", потому что этого не хотят ни школьники, ни их родители, ни учителя. А местные власти вскоре после введения этого предмета в качестве экспериментального курса убеждаются в этом (равно как и в потенциальной взрывоопасности религиозных предметов в массовой школе глубоко секулярного общества). Думаю, что, несмотря на это, ОПК останется в части школ в ряде российских регионов.

Митрополит Кирилл (но вряд ли Климент), как и покойный патриарх, будет, конечно, активно давить на власти (как центральные, так и местные) с целью введения предмета, однако не ожидаю, чтобы это давление привело к успеху. Скорее всего, он получит "утешительный приз" из какой-то другой сферы.

Дмитрий [14.01 14:40]

Ждет ли церковь свой "пакет антикорупционных мер". Это сейчас очень кстати. Ведь сребролюбие среди священников один из главных факторов роста недоверия к религии в гражданском обществе.

Чтобы такой пакет мер принимать, надо самим принимающим иметь чистые руки и спокойную совесть. Пока же необходимость данных мер и уменьшения аппетитов в Церкви всерьез не обсуждаются. Правда, покойный патриарх раз в год на епархиальном собрании делал ритуальные заявления о том, что необходимо обращать внимание на реакцию общества на подобные "излишества", но ни церковная пресса, ни церковные чиновники тему предпочитали не развивать.

Илья [13.01 19:21]

Николай, добрый день,

Очень интересует вопрос о процентном соотношении атеистов и верующих различных конфессий в России к общему числу населения, а также социально-демографический портрет этих групп. Проводились ли серьезные социологические исследования по этому вопросу? Какая информация есть у Вас? Что можно почитать в Интернете?

sitnic [13.01 18:03]

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, на который мне не удается услышать внятный ответ. Пожалуй, ответить на него можете только Вы (и в какой-то степени органы МВД, обеспечивающие порядок во время великих христианских праздников, но они отвечают несколько о другом). Звучит вопрос внешне просто:

Сколько членов у РПЦ в России(клира и мирян)?

Иначе говоря, не верующих в стране, не христиан и не православных вообще (есть другие номинации, а большинство - не является прихожанами ни одной из них). И даже не количество приходов РПЦ (поскольку половина из них находится за пределами России). И не количество людей, приходящих к храму на Рождество или Пасху.

Трудно получить вопрос именно на строго сформулированный вопрос: Сколько на сегодняшний день именно у РПЦ как организации членов: священников и мирян?

Понимаю, что вопрос сложный, но по другим странам подобные данные доступны. Здесь, ввиду отсутствия учета именно прихожан в храмах РПЦ, а не просто приходящих и заходящих по разным причинам в храм (например, "поставить свечку" или на "побывать в церкви на праздник")видимо возмжна лишь приблизительная оценка. Но хотелось бы услышать оценку численности именно данной, узкой категории верующих: т.е. членов РПЦ как организации.

Заранее благодарен, вопрос сложный, но задать его, кажется, больше некому (имея в виду получить корректный ответ).

Подробно эти вопросы разбираются в моей книге "РПЦ: современное состояние и актуальные проблемы" (Москва, 2006) и ряде статей, которые были опубликованы позже и доступны в Сети. Довольно подробный анализ традиционных массовых опросов содержится в двух изданиях известной специалистам книги Д. Фурмана и Кариалайнена "Старые церкви – новые верующие".

По моим подсчетам и расчетам (на основе полевых исследований и различных видов официальной статистики), в православную церковь регулярно ходят (то есть отстаивают значительную часть службы хотя бы раз в месяц) примерно полпроцента граждан страны. Несколько раз в год заходят "поставить свечку" и, быть может, немного поприсутствовать на службе 2,5-3,3 процента граждан. 3,3 процента - это число граждан России, присутствующих по данным МВД, на Пасхальной службе или хотя бы вошедших в эту ночь в церковную ограду. Хотя бы пару раз в год заходят по случаю больших церковных мероприятий, имеющих "оздоровительный" оттенок (разбор Крещенской воды, купание в Иордане, приложиться к "гастролирующим мощам", покупка связанной с этим литературы), с учетом всех предыдущих групп граждан, до 7,5 процента. Каждый читатель может сделать свой собственный вывод о том, кто из них является "настоящим православным". Но для меня точно таковыми не являются те, кто о своей православности вспоминает только в споре за бутылкой с соседом-мусульманином или отвечая по телефону на вопрос социолога.

Количество священников всегда примерно равно количеству официально зарегистрированных приходов, либо незначительно его превышает. Для России на данный момент это порядка 15000. Монашествующих, которые не являются священниками, относительно немного. Думаю, что порядка 5000.

Алексей [13.01 20:34]

Хотелось бы узнать, имеет ли РПЦ какое-то отношение к уже ставшему скандальным в Рунете проекту http://zapatriarha.ru/

Администрация сайта уже неоднократно показывала всю "демократичность" своего референдума. Конкретно я говорю о неоднократном сбросе голосов за митрополита Токийского Даниила, потом удалением Даниила и ещё одного японского иерарха из списков голосования. Сейчас на сайте средствами администрации идёт накрутка голосов Кириллу и оставление провокационных комментариев на странице Даниила. Администрация также удаляет критические комментарии к странице Кирилла.

Полагаю, что это частная инициатива в целом православных граждан.

sitnic [14.01 21:37]

Верно ли, что некоторые приходы РПЦ, находящиеся за рубежом (например, в США из числа вошедших в РПЦ в составе РПЦЗ, а также в некоторых других странах - Новой Зеландии и.т.д.)празднуют христианские праздники по новоюлианскому календарю? Спасибо за ответ

Про такое не знаю. Но если подобное явление существует, мне самому было бы интересно узнать подробности.

Евгений [13.01 17:06]

Николай, вы верующий человек?

Извините, но на личные вопросы я не отвечаю.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше