Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Александр "Чача" Иванов, музыкант Нужны ли России социально активные музыканты?

Пресс-конференция
22.10 17:23

Get the Flash Player to see this player.

Видео "Ленты.Ру". Кликните по изображению для воспроизведения.

Александр "Чача" Иванов, музыкант

Нужны ли России социально активные музыканты?
Экс-вокалист "Наива" Александр "Чача" Иванов не словом, а делом продолжает доказывать, что "поэт в России больше, чем поэт". В рамках своего нынешнего сольного проекта "Radio Чача" он поет о несогласных и басманном правосудии, выстреливает вместе с Нойзом МС лозунгом "Устрой дестрой", а на презентацию дебютного DVD "Live Slow. Die Old" заботливо приглашает пенсионеров. Даже соглашаясь на эту пресс-конференцию, Чача предложил заострить внимание не на музыке, а на таких темах, как национальная идея, модернизация, гражданские права и свобода слова в России. Эти и другие не менее животрепещущие социальные вопросы Александр Иванов обсудил в интервью с читателями "Ленты.Ру".
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Станислав [16.10 16:43]

1. Александр, что вы понимаете под соц. активностью музыкантов?

Если различные благотворительные концерты, акции и фонды - это без обсуждения, честь и хвала таким людям.

2. Но если же говорить об участии в политической жизни страны, то не кажется ли вам что тогда музыкант, особоенно в стиле рок-музыки, который бесспорно близок к народу, станет простым политиканом, который либо поддерживает оппозицию, либо "продался" существующей власти, а это уже куда дальше от народа? И согласны ли вы с тем что, если бы Ю.Ю.Шевчук не был извесным поэтом и композитором, а простым оппозиционером, то нашумевший диалог с В.В.Путиным не произвел бы тогда такого эффекта, а выглядел просто обыденой оппозиционной "выходкой"?

Юрий [17.10 16:25]

Здравствуйте, Александр.

Не кажется ли Вам что нынче серьезно путают понятие социально активного (от слова act - действие) человека и человека, который выражает свою точку зрения?

К первой категории причисляют людей которые вещают на митингах о том как все плохо, а про тех кто молча что-то делает даже не вспоминают.

Новая форма синдрома активного лентяя - дальше кухонь и митингов дело не движется.

Согласны ли Вы с тем что модернизацию неплохо бы провести в собственных головах для начала и наконец перестать ныть?

С уважением, Юрий.

1. Сегодня музыкант это, наверное, еще и шоумен, потому что, к сожалению, мы находимся в такой стадии развития общества, когда музыка как искусство в чистом виде уже не интересует народ, она интересна в привязке к персоналии – к какому-то устоявшемуся бренду или лицу. Есть очень много молодых талантливых музыкантов, художников, которые никому не известны, потому что вокруг их имен нет необходимой шумихи, а если ее нет, то нет и внимания к их творчеству.

В этом смысле все так называемые публичные люди (я говорю не только о музыкантах) работают в очень странной сфере - это уже не искусство в чистом виде, но и не то чтобы сплошной пиар, это некая компиляция между одним и другим. Надо сказать, это довольно скотская работа. Если долго в этом работаешь, понимаешь весь цинизм этого бизнеса, понимаешь, как легко все считается, насколько все прагматично, здесь нет места не то что романтическим порывам, но и даже просто творческой жизни.

Работа скотская, и правила игры в ней достаточно жесткие и неприятные. И для себя я понял следующее – если уж у меня такая работа, то я хотя бы постараюсь использовать ее во благо. В своем творчестве я поднимаю социально значимые вопросы, связанные с гражданскими правами, так как считаю это своего рода моральным оправданием того, чем я занимаюсь. Если в сложившихся условиях музыка не несет никакого социального мессаджа - это преступление. Наша страна сейчас в крайне тяжелом положении, может быть, я немного сгущаю краски, но, мне кажется, мы стоим на пороге каких-то серьезных изменений, и не говорить об этом, я считаю, невозможно. Поэтому хорошо, что такой тренд появился, и мы из бездушного и бездуховного гламура переходим в тренд социально активных творческих людей. Это в целом здоровое стремление, хотя, на самом деле, это не более чем очередная модная тенденция. Я думаю, что общество таким образом развивается - нулевые прошли под знаком равнодушия всех ко всему, когда считалось, что надо просто быть богатым и крутым, и это уже круто, потреблять как можно больше , но это может позволить себе очень небольшой процент населения, остальные вынуждены симулировать этот шик. Мы сейчас находимся в точке, когда общество устало от этой симуляции, на нее больше нет средств. Плюс ко всему кризис, который произошел, уже не позволяет людям исповедовать свою старую гламурную религию, на смену которой естественным образом приходят социально значимые заявления, люди начинают понимать, что действительно происходит вокруг.

В этом смысле музыканты абсолютно не оторваны от общества, они являются его частью. И как люди, наиболее восприимчивые к общественным изменениям подобного рода, они находятся в некотором авангарде, они начинают поднимать эти темы, и данное движение становится актуальным.

Лента.Ру: А в чем разница между социально активным человеком, который говорит об этом на митинге или где-то еще, и тем человеком, который действует и делает что-то конкретное?

Я думаю, что на митинги музыкантам ходить все-таки не обязательно. Можно конечно, но только в том случае, если ты действительно можешь найти тех, с кем на эти митинги идти. Очень сложно выйти из своей "анархической башни", высоко стоящей над миром реальной политики. Реальная политика - это действия совершенно определенных людей и интересов, и примкнуть к той или иной группировке довольно сложно, потому что, примыкая к кому-то, ты теряешь свою независимость. Я как анархист с 20-летним стажем могу сказать, что позиция "против всех" очень удобна, я никому не доверяю и позволяю себе какие-то заявления в своем творчестве. Я думаю, что для музыканта, в первую очередь, важно то, что он делает как творческий человек. Ходить на демонстрации, драться с ОМОНом – это круто. Если у кого-то есть силы, например, заниматься творчеством, а 31 числа собраться и выйти на площадь, то я очень уважаю этих людей, они молодцы, они пытаются осуществлять прямое действие не только словом, но и делом. Но для творческого человека, как мне кажется, преимуществом все-таки является творчество, потому что это то, что задевает других. То, что ты выходишь на демонстрацию, к сожалению, видят только 500 ОМОНовцев, которые пришли тебя разогнать, и случайные прохожие, которые по привычке, оформившейся в гламурных нулевых, идут и посмеиваются. Вот когда на эти демонстрации начнет выходить больше народа, когда это станет реальной силой, когда оппозиция получит какой-то рупор, тогда можно подумать о том, чтобы влиться во все это. А сейчас ты просто послужишь пушечным мясом в борьбе с милиционерами. Я не думаю, что музыкант обязательно должен в этом участвовать. Но те, кто это делают, вызывают у меня большое уважение.

Ромыч Неумоев [17.10 13:23]

Привет Чача как ты относишься к творчеству Егора Летова и Гражданской обороны?

Мое отношение к Летову менялось не один раз за его долгую творческую карьеру – от восторженного восприятия до крайне негативных оценок. Он ведь тоже очень неоднозначный человек. Нельзя сказать, что он всегда был против – когда-то он был против Компартии, а потом с этой Компартией дружил против ельцинской власти.

Лента.Ру: Потому что он всегда был против власти.

Я просто хочу сказать, что он однозначно один из самых трагических персонажей русской музыкальной культуры. Он точно повлиял на огромное количество людей, он точно придумал классный маркетинговый ход, причем одним из первых - он, всячески избегая открытости, не давал публичных интервью, отказывался от выступлений на телевидении и радио, при этом, в отличие от всех остальных, кто пытался вести себя так же и кому сказали: "Ах, не хотите? Да вы здесь завтра выстроитесь в очередь к нам! Не хотят они!" - он сумел на самом деле сказать "я не хочу", и за ним все-таки бегали журналисты. В этом смысле, он, мне кажется, серьезно победил систему, оставаясь анархистом и не предавая своих убеждений.

Еще он, без всякого сомнения, является примером для музыкантов многих поколений, он как раз такой негосударственный пример. Представить, чтобы он пел в Кремле на елках, просто невозможно. Что можно еще сказать? Вечная ему память, пусть земля ему будет пухом.

Рустам [18.10 01:38]

Александр,

Вот на соседней странице БГ в интервью Ленте сказал про вас, социально активных, что "это не имеет никакого отношения к музыке, это социальные привычки людей, которые занимаются музыкой". Вы согласны?

Лента.Ру: Неделю назад мы беседовали с Борисом Гребенщиковым, и он на эту тему высказался в том духе, что личное дело всех музыкантов, как они выступают с общественно-политической точки зрения, что это не имеет никакого отношения к музыке, это, скорее, социальная привычка.

Мне кажется, что рок возник как жанр протестный и критический к реальности и власти как к ее самому главному выразителю. Кто определяет нашу реальность, то, в какой стране мы живем, какие правила здесь действуют? - В первую очередь, власть. И рок изначально так и возник – как некая реакция самой радикально настроенной публики. Рок как социокультурный феномен предполагает некий протест, и под ручку с властью ходить ему, мне кажется, не свойственно. Да, понятно, что может быть как угодно, но это как-то против самой идеи рока, как мне кажется. Я не согласен, что музыка отдельно, а общественно-политическая жизнь отдельно. Если слушают твое творчество, то значит, песни ты сочиняешь хорошие, а если ты потом идешь на сговор с какими-то силами – это что, другой ты, да? Я не согласен с такой позицией. Все-таки человек должен стремиться к некой цельности.

Лента.Ру: Скорее, тут такой момент, что есть крайние примеры - когда люди выступают на концертах, организованных движением "Наши", и так далее. Мне кажется, что БГ, скорее, имел в виду, что он абстрагируется. Известно, что он не в плохих отношениях с властью, он участвовал в этих встречах музыкантов. Но может ли музыкант вообще абстрагироваться от общественной жизни? Тот же Леонид Федоров из "АукцЫона" - раньше он сочинял песни социального содержания, а сейчас ему это неинтересно, и он больше этого не делает.

Вообще, если рассматривать творческий процесс, то все люди переживают разные стадии развития. Если мы посмотрим на историю любого известного музыканта или художника, то увидим, что она вся разделена на какие-то периоды. Потом, как правило, уже посмертно, в серии "ЖЗЛ" о нем пишут – был у него такой период, когда он интересовался этим, а затем он увлекся вот этим, а потом его увлек дзен-буддизм и он уехал в Тибет и так далее. Я это к тому, что спектр интересов художника может меняться естественным образом. И я абсолютно не считаю, что творчество должно быть обязательно социально значимым. Есть огромное количество примеров, когда люди сидят в своей башне из слоновой кости и смотрят на нас грешных с высоты птичьего полета, что я, кстати, очень уважаю, это тоже очень круто.

Шоу-бизнес сам по себе порочен. В настоящий момент свое участие в шоу-бизнесе я могу оправдать перед самим собой только тем, что я поднимаю социально и граждански значимые вопросы, иначе у меня нет морального оправдания этим заниматься, я не могу заставить себя это делать просто из любви к деньгам или музыке. А кому-то такого оправдания вполне хватает, кто-то в таких категориях даже не мыслит и действует по другой схеме. Ну и слава Богу.

Просто мы сейчас находимся в такой ситуации, когда все чересчур плохо. Сейчас нельзя не говорить. Настал некий момент, когда общество должно консолидироваться, и оно может консолидироваться через творческую интеллигенцию. Я считаю, что такой путь еще возможен, что нас не обязательно ждет кровавая диктатура. А вдруг нам повезет? Сейчас 21 век, и мы не скатимся к гражданской войне, границы не закроют. Информация сейчас распространяется легче, такого либерального периода в истории России долго не было. Как правило, такие периоды бывают очень короткими, и им на смену всегда приходит жесткая реакция. Я продолжаю рассматривать оптимистические сценарии, хотя надо мной смеются все серьезные люди и говорят, что невозможно в России ждать чего-то хорошего, на это нет никаких шансов, все очень плохо кончится. Но я продолжаю верить. Поэтому поднимать социально значимые вопросы в творчестве важно, в частности, для музыкантов, потому что их слушает большое количество людей.

атомик [16.10 17:18]

привет Чача!

1. Ты часто бываешь в США, видишь всё изнути и к тому же у тебя имеется их гражданство.

Скажи, а американские рок-артисты исполняют песни на остросоциальные темы?

и второй вопрос:

2. как прокомментируешь последние альбомы группы Ляпис Трубецкой, которая обрела большое количество поклонников именно играя соц. темы. Выходит играть песни такие сейчас выгодно? Или ты сторонник, что рок - это всегда музыка протеста. независимо от обстановки в стране на какой-то промежуток времени.

Иван [17.10 00:04]

Социально направленная музыка это хороший бизнес?

Лента.Ру: Мне кажется, вопросы Атомика и Ивана можно объединить в одну тему, потому что группа Green Day, как известно, выпустила свою самую успешную запись именно на этой волне.

Да, их пластинка "Dookie" имела самый большой коммерческий успех. Давайте приблизимся к дате релиза "American Idiot" и посмотрим, что было перед этим – альбом "Nimrod", уже не такой яркий, после этого была пластинка "International Superhits!", в которой они просто собрали свои лучшие песни, и, казалось, что группа уже сливается из актуальных артистов, и пора закрыть лавочку. Но потом они сумели записать действительно хорошую пластинку "American Idiot". Я думаю, что все-таки речь не идет о том, что кто-то им сказал, что надо сделать именно так. По тому, как она сделана, какие мелодии были написаны, как это все записано, видно, что эта работа сделана с большим вдохновением. Я такие работы определяю как боговдохновленные (наверное, я не имею на это права, так как не являюсь религиозным иерархом).

Просто музыканты действительно чувствуют время, в котором они живут. По крайней мере, какая-то их часть. А через кого общество формирует свои идеи? Через писателей или музыкантов, они и являются выразителями идей, а люди поддерживают их или нет. В этом смысле абсолютно естественно в сложившихся исторических обстоятельствах поднимать социально значимые вопросы, просто нет иного выхода. Другой вопрос - как это вяжется с бизнесом.

Лента.Ру: Закавыка-то в том, что после альбома "American Idiot", Green Day решили, что пойдут дальше и сделали еще один концептуальный альбом, который мне, например, совсем не нравится.

Мне тоже, там лишь пара вещей неплохих.

Лента.Ру: При этом альбом является продолжением того же тренда - мы будем говорить правду про Ирак и так далее, и продавался он тоже, наверное, неплохо.

Да, я думаю, у него были хорошие продажи. Но мы говорим о таких вещах, которые для местных артистов вообще невозможны. Какие-то серьезные легальные прозрачные продажи музыки, на основании которых составляются действительные чарты - это же для России вообще из области фантастики! Мы же не в такой реальности живем. Тут никаких критериев того, насколько ты влиятелен, нет. Еще в России интересно, что то, насколько тебя знают и насколько ты знаменит, не всегда связано с тем, сколько у тебя денег. Если ты звезда в Голливуде, то это значит, что ты обеспеченный человек, а здесь звездный статус абсолютно не гарантирует тебе наличия миллионов.

Алексей Ю [18.10 09:46]

Скажите, пожалуйста, как вы считаете, насколько реально, с помощью культуры, появляющейся снизу (не со стороны власти) можно изменить политическую обстановку в стране (за счёт изменения общества, революции или каких-либо других способов смены обстановки). И сколько времени и других ресурсов (количество исполнителей, выпускаемых книг и т.д.) потребуется для достижения в стране приемлемой, на ваш взгляд, политической обстановки и приемлемого уровня жизни.

Александр [16.10 01:19]

Привет, как ты считаешь, социально активные музыканты в силах реально повлиять на обстановку в стране, если да, то в какой форме это выражается?

Маша [15.10 15:32]

Александр, добрый день.

Если предположить, что рок-музыка (которая по моему мнению, а-приори должна быть вне политическиъ движений и организаций) способна каким-либо образом влиять на политические решения в этой стране, какова вероятность, на ваш взгляд, "подкупа" этой самой властью "рупоров народа" в лице отдельных музыкантов? и как тогда будет возможно определить, свою ли позицию выражает музыкант, или предложенную ему?

спасибо

Я думаю, что от музыкантов реально что-то зависит, и я надеюсь (причем, я не жду и не пытаюсь накликать революцию), что система может быть реформирована. И чем больше людей будет думать о возможности реформ, о возможности изменения жизни к лучшему, тем это лучше и правильнее. Конечно, об этом стоит говорить в творчестве, потому что многие люди слушают музыку, кто-то из них может на это реагировать. А какие есть другие легальные возможности для донесения информации? Она может быть донесена только теми, кому люди доверяют. Просто нравоучения и морализаторство в чистом виде не работают, нужны люди, которых слышат потенциальные потребители.

Андрей [15.10 15:55]

Здравствуйте, Александр. "Национальную идею не получается родить", а нужна ли она нам именно как идея, неужели недостаточно просто законности (которой нет) и человеческой совести (которой тоже дефицит)? И не опасаетесь ли вы очень распространенного варианта когда национальная идея выражается в обычном национализме? Спасибо.

Skrewdrvier [15.10 16:29]

Что по твоему национальная идея? И как она может воплощатся в России, где в год вымирает по миллиону коренного Русского населения ?

Артур [15.10 17:19]

Привет!!!! Какая России нужна национальная идея(нужна ли)? В какой стране было лучше жить( СССР ИЛИ РФ)? Как ты относишься к нашей власти? Можешь ли ты дать оценку " Разговору Путина и ЮЮ" И "Медведева и рок артистов"? Как ты мошешь прокомментировать ситуацию, в которую попал Нойз в "Сталинграде"?

Спасибо за ответы, у вас позитивная музыка и адекватная данной власти гражданская позиция!!!!

О национальной идее многие рассуждали, была даже попытка сформулировать ее на государственном уровне, и, как мне кажется, это ни к чему убедительному не привело.

Но лучше всех сформулировал национальную идею Александр Дугин – в его формулировке, национальная идея в России – это воровство. Воровство - это универсальный способ жизни, который очень понятен всем здесь живущим, занимающимся либо физическим, либо интеллектуальным трудом. Если у человека рабочей профессии есть возможность украсть что-нибудь на заводе, то у интеллектуальной элиты, творческой интеллигенции есть возможность распилить бюджет. Воровство - это некий способ жизни, который абсолютно доступен и понятен всем, просто он не признан официально. Ведь нельзя же во главу угла в цивилизованном государстве ставить воровство.

Почему я считаю, что пришло время социальных заявлений? Потому что мы находимся в такой фазе развития общества, когда кроме воровства его ничего не может объединить, и самое страшное, что и признать это нельзя. Что, Кремль скажет, что теперь у нас национальная идея – воровство? Это же против всех правил, против логики, которая лежит в основе любой власти, государства, в конце концов, воровство - это христианский грех. А кроме этого нас ничего и не объединяет, все остальные интересы локальны. Вполне возможно, что и не нужно формулировать никакую национальную идею.

Хобо [15.10 17:13]

Здравствуйте, Александр! Социально острые песни, это же как новости, по факту высказались, а дальше? И может стоит концентрироваться не национальных идеях, а на общечеловеческих? У меня ощущение, что люди просто не знают о выгоде добра, простаты и всепрощения, как вы считаете?

Да, это так. Человеческая мораль гораздо более взрослая по отношению к морали национальной. Все государства существуют в истории какое-то ограниченное количество времени, а фундаментальные моральные ценности были сформулированы тысячелетия назад, и просто по праву рождения они имеют больше прав. Но все-таки в России, мне кажется, сейчас важно попытаться построить гражданское общество. Может быть, это в принципе невозможно. Такие мнения тоже звучат, тех, кто так думает, я называю пессимистами. Они считают, что страна просто проклята, в доказательство этому они приводят нашу чудовищную историю на протяжении веков – грубо говоря, со времен Ивана Грозного идет непрекращающаяся резня, то внешняя, то внутренняя. Самых активных, самых интересных, самых пассионарных людей из нации вымывает, а мы являемся наследниками самых вялых, слабых и социально неактивных людей, которые во всей этой мясорубке под названием российская история остались живы. Может быть, никаких перспектив у нас нет, но мне все-таки хотелось бы верить в то, что они есть, и что, поднимая вопросы, которые касаются всех нас, может быть, мы, в конце концов, придем к какому-то подобию демократии. У нас же сейчас суверенная демократия, это тоже сформулировано в рамках национальной идеи, специально для нас, для ущербных и убогих.

Это все очень сложные вопросы, тем не менее, нужно стремиться к гражданскому обществу. Проблема в крайне апатичном населении, любые идеи, которые могут потенциально изменить жизнь людей к лучшему, все равно воспринимаются основной массой населения так: "Не надо нам, мы уже столько раз наступали на эти грабли с изменениями, что пускай будет хотя бы так, как есть, а то сейчас начнем что-то делать, и только хуже станет". Пока такая идея доминирует в обществе, конечно, любые изменения фактически невозможны.

Дмитрий [17.10 16:38]

Как Вы считаете, на выборах 2012 года победа кремлёвского кандидата неизбежна? Если нет, то что, на Ваш взгляд, следует делать тем, кому небезразлично будущее России, чтобы в 2012-м году произошли настоящие выборы, а не формальный процесс передачи власти?

Во-первых, мы не знаем, по какому сценарию это все будет развиваться - будет ли Медведев конкурировать с Путиным

Лента.Ру: Похоже, что будет.

Да, похоже, что будет. Значит, нам предлагают такую схему – либеральная или силовая башня, и, на самом деле, если вдуматься, как Медведев обошелся с Лужковым, непонятно, кто из них либеральная, а кто силовая. Виктор Пелевин в своих романах, описывая ситуацию в стране, говорит, что принципиальной разницы между этими силовой и либеральной башнями нет, есть только разница в деталях, а фундаментально это одна и та же группа.

Мне кажется, нас ждут очень сложные перспективы. В целом, общество все равно должно будет поделиться по такому принципу – либо помягче, либо пожестче, как это сделано в Америке - есть демократы, которые помягче, а есть республиканцы, которые пожестче. Если мы идем в этом направлении, может быть, это все равно лучше, чем "единый центр по управлению полетами". Но неизвестно, насколько он един, и насколько вообще возможен такой сценарий. Все-таки и Путин, и Медведев говорили о том, что не допустят сумятицы в умах. Из этого следовало, что они не будут друг с другом конкурировать, потому что они одного дерева яблочки.

Иргуш [16.10 17:57]

Александр, могут ли музыканты, рокеры и люди искусства реально договориться и до выборов 2012 "агитировать" за Своего Единого Кандидата в Президенты?

Александр, если не договорятся о первом, то могут договориться о втором - не агитировать за ЕдРо в 2012?

Ченыч [15.10 15:42]

Александр, как думаете, кто станет (именно "кто станет", а не "кого изберут") Президентом в 12 году? За кого будете голосовать для проформы?

Реально ли Шевчуку баллотироваться в Президенты?

П.С. Как Вы относитесь к Кате Гордон? Я имею в виду как оппозиционную, так и музыкальную деятельность :)

Это было бы прекрасно! Я только думаю, что вряд ли такое допустят. Дело в том, что власть в России всегда едина, она всегда сильна и может каким-то образом собраться, консолидироваться, предпринять какие-то усилия и что-то решить или чего-то добиться, может быть, не всегда результат будет хорошим, но она может это сделать. А вот оппозиция всегда крайне слаба. В оппозиции доминируют такие настроения: "Я враг системы, а вы все – козлы, то есть я самый главный". Как этим многочисленным "я" договориться, если они всех остальных считают козлами, а себя самыми главными? Я недавно написал об этом песню, она так и называется "Я враг системы". Многие думают, что она о власти, а она скорее об оппозиции.

Оппозиции сложно выдвинуть единого кандидата. Я бы лично приветствовал Шевчука как единого кандидата. Я думаю, что он действительно может объединить, как Виктор Цой, который объединяет поколения русских людей. Может быть, Шевчук старомодный, но, с другой стороны, мы же все-таки выбираем президента, а президент не должен быть 20-летним пацаном, это должен быть взрослый мужчина с жизненным опытом.

Но разве власть может допустить кого-то еще к этой игре, кроме каких-то аутсайдеров, по которым сразу понятно, что они не могут составить конкуренцию? Мне кажется, что нет. Но лично я бы всячески приветствовал кандидатуру Шевчука, я бы участвовал в его предвыборной кампании, Юра может на меня в этом вопросе положиться. Все остальные кандидатуры для меня под вопросом, а вот Юрий Шевчук - нет.

Ziky [15.10 17:15]

Александр, что можете сказать по поводу "Химкинского леса" Шнура и ответа Ивана Алексеева? Это чистой воды PR, али что-то большее?

Redalert [16.10 10:48]

Александр Владиславович, добрый день!

Такой вопрос - как Вы относитесь к последним событиям, связанными с песней Ленинграда "Химкинский лес" и ответной реакцией Нойза? Не кажется ли Вам, что здесь имеет место скорее шутка и "подкол" со стороны Шнура, нежели это спланированная акция поддержки Кремля и т.д. и т.п., как это преподносится некоторыми людьми? Спасибо.

Веснушка [16.10 07:25]

Добрый день, Александр!

И продолжая тему Химкинский лес-Noize MC-Ленинград.

Не кажется ли тебе, что, действительно, социально активная музыка дискредитирована сомнительной искренностью "политически активных" исполнителей? Я не говорю, Боже упаси, что таким является, к примеру, всё тот же Иван Алексеев, но ведь это очень лёгкий путь для популистов. "Что вы, братцы, я ж за вас...", громкие выпады в сторону власть имущих - и внимание публики и прессы музыканту обеспечено. Даже если он так и не думает на самом деле.

На самом деле, история с песней "Химкинский лес" очень странная. Какая мотивация у Сергея, я, честно говоря, не знаю. Сейчас он говорит о том, что просто посмотрел на эту ситуацию с другой стороны - все склонны возвеличивать людей, которые поднимают граждански значимые вопросы, приводят таких людей в качестве хорошего примера, а он показал другую сторону медали, что это тоже своего рода бизнес. Я не знаю, какова его мотивация. Он скандальный художник, он тоже чувствует время, видит, что происходит, пытается об этом говорить, и на протяжении долгого времени у него это получается. Просто мои симпатии на стороне людей, которые говорят о гражданских правах. Хотя у Шнурова тоже есть песня "Зомби-мент", одна из недавних, это тоже понятная и близкая мне реакция.

Почему так происходит, я не знаю. Трудно понять. Может, действительно, все объясняется пиаром. Может быть, это просто ревность, как вы сказали, или это какая-то здоровая конкуренция. Мы к ней еще не привыкли, ведь в российском шоу-бизнесе (здесь я соглашусь с Артемием Троицким) очень долго было принято, что о коллегах говорят либо хорошо, либо ничего, как о покойниках. И сейчас на наших глазах рушится эта хрупкая сфера, в которой вроде бы не было скандалов. Рок-музыканты публично друг с другом не ругались, мы таких историй особенно не знаем. Была история, как Шевчук ругался с Киркоровым, но это все-таки другое. Здесь же люди с одного поля публично выясняют отношения, причем на повышенных тонах. Может быть, это как-то связано с развитием общества, расстановкой точек над "i". Я сожалею о том, что происходит такой раскол, мне бы хотелось верить в то, что творческие люди едины и выступают за свободу и за все хорошее.

Лента.Ру: То есть и Нойза, и Шнура вы бы хотели видеть в предвыборном штабе Шевчука?

Я был бы рад. Мне кажется, это был бы хороший штаб.

Россия как суверенное государство, после того, как она перестала быть Советским Союзом, все-таки унаследовала большую часть какого-то советского номенклатурного уклада. Все партии у нас очень скучные, общественная жизнь не связана с каким-то настоящим движением, надо быть чьим-то родственником или персоной, особо приближенной к государю-императору, чтобы серьезно участвовать в политической жизни. А я за демократический процесс.

Кстати, про Шевчука вопрос поднимается всерьез или все-таки это на уровне слухов?

Лента.Ру: По-моему, это предложил кто-то из блогеров.

Это интересная инициатива. Я думаю, вот кто бы еще мог так сплотить людей? Уж если за Шевчука не проголосуют, то все, точно, у нас шансов нет! Какая еще фигура может быть более цельной для нашего многострадального общества?

Айрат [16.10 16:53]

Доброго времени суток Александр Владиславович.

Особых вопросов нет, хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу недавней встречи Дмитрия Анатольевича Медведева с Российскими рок-музыкантами, как Вы думаете зачем это?

Так же хотелось бы услышать что Вы думаете по поводу отсутствия на этой встрече Юрия Юлиановича Шевчука, казалось бы какая разница но в свете недавних событий (встреча Шевчука с В.В.Путиным) мнения по поводу его отсутствия на встрече с президентом просто немогут быть однозначными. И что Вы думаете о словах господина Вадима Самойлова комментировавшего отсутствие Ю.Ю.Шевчука на встрече с президентом и что Юрий Юлианович занимает "достаточно подростковую, нонконформистскую позицию, а на подобных встречах все-таки нужно стремиться к диалогу".

*anonymous* [15.10 15:29]

Саша, добрый день. Как Вы относитесь к недавней встрече рок-музыкантов с президентом? Почему они стали подстраиваться и прогинаться под "изменчивый мир" неужели настолько гнилы внутри?

Елена [15.10 22:00]

На встрече Президента с рокерами Владимир Шахрин поднял наисерьезнейший вопрос о наркомании, тесной взаимосвязи милиции и наркомафии в Свердловской области, о деле Егора Бычкова. Президент дал распоряжение Генпрокуратуре провести проверку по данному вопросу. Но так как на встрече не произошло ничего эпатажного, никто никому не нахамил, пресса и блогосфера дали негативную оценку событию. Как вы считаете, активная гражданская позиция обязательно подразумевает хамство?

Владимир [16.10 01:33]

Здравствуй, Чача. Всегда следил за развитием Наива, не пропуская ни одного альбома. На мой взгляд, социально активная позиция в песнях появилась после трека Героин. Как ты можешь прокомментировать уголовное дело в отношении нижнетагильского борца с наркоманией Егора Бычкова?

О чем говорит эта встреча? Я историк по образованию и исповедую соответствующий подход к оценке событий. Для примера я хочу взять ситуацию 1996 года. Это совсем недалекое прошлое, но его уже никто не помнит. Тогда был замечательный тур "Голосуй или проиграешь!", заимствованный у MTV, чистая калька с программы, которую они в свое время проводили в поддержку Клинтона – "Сhoose or Lose!", то есть технология, которая легла в основу поддержки Бориса Николаевича Ельцина, была скопирована с американской модели. Список групп, которые участвовали в этом туре в поддержку Ельцина, находится в открытом доступе в интернете, можно найти его и посмотреть. Кстати, интересно, что названия этих групп повторяются и при другом президенте. Вроде бы, новый человек у власти, актуальный парень, с iPad-oм, гоняет совсем другие телеги, а на встрече с ним большая часть людей из того же старого ельцинского списка.

Лента.Ру: Но там же могла быть и другая мотивация – например, группа "Сплин" тогда только начинала, и ее позвали в тур по стране с монстрами рока.

Да, могла быть. Мотивация могла быть и просто в деньгах. У тебя гарантированно есть месяц выездных концертов с ценником как минимум в два раза выше, чем твой стандартный. Конечно, обвинять людей в том, что они это делали, может повернуться язык только у человека, который пренебрегает условиями жизни.

Лента.Ру: В своем интервью Шахрин вспоминал, что рассуждал тогда так: ну, как-то казалось, что за Зюганова совсем плохо агитировать, поэтому…

Поддержим Бориса Николаевича.

Я не осуждаю никого из своих коллег, но я понимаю, что для меня это вряд ли было бы возможно. Я являюсь такой фигурой, которую вряд ли пригласят.

Мне очень понравилось, как было сформулировано отсутствие Шевчука – на таких встречах подростковый нонконформизм не катит. Я как раз в этой подростковой нонконформистской стратификации, и в глазах общества, и в глазах власти. С другой стороны, власть не может приглашать меня на подобные мероприятия, потому что есть возможность и опасность, что я откажусь. А такой пиар "Чаче" Иванову делать никто не будет. Типа: "Саша, мы тебя зовем". А я говорю: "А, нет, я не пойду, потому что считаю для себя это невозможным". Ну кто в здравом уме пойдет на такое?! Пригласили людей, которые, по крайней мере, изжили подростковый максимализм и готовы к обсуждению.

Честно говоря, мне во всей этой встрече понравился Шахрин, потому что он хотя бы поднял предметный и очень серьезный вопрос. Действия Егора Бычкова кажутся спорными, они точно неоднозначные. С другой стороны, он это делал не ради корысти, не ради каких-то садистских удовольствий. В его городе молодежь просто торчит и погибает. Он понимал, что вопрос вообще никак не решается, а он может хотя бы попробовать решить его вот таким образом. Его это задевало, и, по сути, он считал для себя возможным брать людей в заложники, насильно удерживать их. Другой вопрос, что изначально ему хотели инкриминировать гораздо более серьезные статьи, хотели посадить его на срок до 12 лет, а вместо этого дали 3,5 года – может быть, это и так мягкий взгляд.

И Шахрин на встрече с президентом вел себя достойно, он спросил о предметном деле, понимая, что у нас в стране вопрос могут заволынить и на низшем, и на среднем уровне. Вот он и обратился к гаранту конституции, к самому главному человеку. И Медведев согласился обратить на это внимание, взял это дело на свой контроль. Я считаю, это хорошо, это здорово. А просто ходить туда… Во-первых, никто меня не позовет, меня многие спрашивали: "А вот ты бы, Сань, пошел?". Бессмысленно меня спрашивать, потому что меня бы никто не позвал. Власть не будет ставить себя в глупое положение и звать того, кто может отказаться, они умные люди. Например, на Первый канал тебя никогда не позовут, если могут предположить, что ты откажешься. А власть-то еще ловчее, чем Первый канал.

Лента.Ру: На встрече также присутствовал Илья Черт из группы "Пилот", у которого в свое время была песня "Королевство шлюх" с достаточно жестким текстом. Он был в числе приглашенных, но никак не выступил на этой встрече. У меня просто возникла такая ассоциация, потому что "Пилот" имел некоторое опосредованное отношение к панк-сцене.

Конечно, в России группа "Пилот" ассоциировалась с панк-сценой, по крайней мере, у какой-то части музыкальных поклонников. Участие Ильи Черта в этой встрече мне сложно объяснить. Наверное, в Питере плохо дела идут, все сложно. Я не считаю преступлением пойти на встречу с президентом, особенно если есть что там спросить по делу. Люди меня спрашивают, есть ли у меня вопросы к президенту. У меня есть вопрос: законодательно у нас закреплено разделение церкви и государства, нельзя ли закрепить разделение рока и государства, дабы не вводить в соблазн обе стороны, дать им возможность развиваться естественным образом? А то теперь, получается, какой-то рок вокруг Кремля. Мне кажется, рок все-таки был не об этом.

Лента.Ру: Возвращаясь к вопросу Шахрина. Медведев сказал, что берет дело под свой контроль, Генпрокуратура проведет проверку. На следующее утро Бычкову дали 3,5 года тюрьмы – получается, такое промежуточное решение - и на 12 лет его не посадили, но и не отпустили, хотя весь Урал протестует, Шахрин собирается устраивать рок-фестиваль в его поддержку. А есть ли реальный эффект от прямого обращения к президенту?

Я думаю, что эффект будет. Если не будет, то получается, что вообще все лишено смысла, тогда только кровавая революция может что-то изменить. Я против кровавой революции. На моих глазах одна страна разрушилась, а другая страна с тех пор пытается как-то подсобраться и у нее это не очень получается. И я не хотел бы, пока мое сознание отчетливо работает, быть свидетелем такого глобального изменения. Я верю в хорошее, надо пытаться законным путем поднимать активность масс, пытаться заставить людей задуматься и добиться чего-то, я не хочу резни.

Аня [15.10 19:27]

Насколько я знаю, вы раньше были довольно хорошо знакомы с господином Якеменко, который теперь руководит "Нашими". Интересно ваше мнение о деятельности этой организации и о его участии. Вас, кстати, не предлагали с ними дружить? Вы бы стали?

Это интересный вопрос, я отвечу на него подробно. Есть два Якеменко – Боря и Вася. С Борей Якеменко я учился в одной группе в Университете дружбы народов, еще в советские времена. Мы с ним пару лет назад встретились на концерте Бориса Гребенщикова, как однокашники обнялись, поговорили, обсудили какие-то вопросы. Мне было очень неприятно думать, что может сложиться такая ситуация, когда нам придется смотреть друг на друга "через прицелы винтовок". Сейчас Борис Якеменко возглавляет православный корпус движения "Наши". Я помню его как студента, молодого человека, мы все надеялись на лучшее, ждали перемен, в студенческие годы он был абсолютно нормальный чувак, ничего плохого о нем я сказать не могу. Так сложилось, что мы находимся "по разные стороны баррикад". Это, конечно, громко сказано, потому что баррикад пока нет, пока продолжается нормальный диалог, власть еще не перешла в отношениях с народом ту черту, после которой общение невозможно.

Что касается Васи, я его никогда не видел, только по телевизору.

В целом, мне не нравится, что делает движение "Наши". Местами мне бывает страшновато, местами мне кажется, что они ходят по тонкой границе, за которой, если ее перейти, нормальные отношения с этими людьми будут невозможны. Это симуляция гражданского общества, которого на самом деле нет, это все для того, чтобы был какой-то красивый фасад. Мы живем не в безвоздушном пространстве, на нас смотрят представители разных культур и стран, и демократическому обществу положено иметь гражданское общество, должны быть люди, которые ходят на демонстрации.

Лента.Ру: А выйдет ли движение "Наши" на баррикады, если возникнет какая-то конфликтная ситуация? Говорить с одобрением о том, что какие-то крайне радикальные оппозиционные люди готовы это делать, наверное, не стоит. Тем не менее, спорная акция в Химках с погромом администрации была, это факт. А движение "Наши", чьих представителей обычно привозят на митинги на автобусах из разных городов, может что-то подобное продемонстрировать?

Я думаю, что нет. Любое движение может продемонстрировать что-то, если оно настоящее. А движение "Наши" все же ненастоящее, это имитация уличной политической жизни, причем, как я понимаю, не слишком щедро профинансированная (у них там скромные бюджеты, переговоров с их бухгалтером я не вел, но это то, что я слышал).

Все, что ненастоящее, рано или поздно перестает существовать. Даже настоящее перестает быть, все мы ограничены во времени, всем нам, и людям, и общественным движениям, и группам, и арт-группам отпущен какой-то срок. И мне кажется, что такое надуманное движение, как "Наши", обречено на исчезновение, вряд ли они выйдут на баррикады.

Никита [16.10 12:25]

1. На твой взгляд, все ли яркие события современного мира находят отражение в творчестве музыкантов?

2. Как ты относишься к современному строю, политике российского государства? Какая форма правления и строй, на твой взгляд, наиболее подходящи для России?

3. Ну и, разумеется, когда ждать нового альбома? Планируется ли воссоединение "Наив" вновь?

Лента.Ру: Давайте поговорим о музыке. Я знаю творчество группы "Наив" и слышал "Radio Чача". Для меня новый ваш проект ассоциировался в первую очередь с песней "Влюбленный металлист", которую крутили по радио. При этом есть позиционирование этого проекта именно как социального. Чем в этом смысле был плох "Наив", он ведь тоже был под флагом анархии?

С "Наивом" ситуация следующая - честно говоря, это был просто творческий кризис в группе. Часть коллектива видит творческое развитие одним образом, а вторая часть – совершенно по-другому. В "Наиве" наметилось тяготение в сторону классического рока, среднетемпового, более спокойного, менее агрессивного, и это нормально, с учетом того, что у группы 20-летняя история, это абсолютно естественная, законная эволюция. Просто для меня это рано, мне интересно делать то, что я сейчас делаю в "Radio Чаче". Не знаю, обратила ли внимание слушающая аудитория или нет, но "Наив" никогда не закрывался как проект, формально мы находимся в творческом отпуске, уже 2 года. Для того чтобы собраться как группе "Наив", нам необходимо преодолеть творческие противоречия, они не связаны ни с личными плохими отношениями, ни с финансовыми претензиями участников. Один художник видит так, а другой – иначе, чтобы действовать вместе, если это возможно, им нужно придти к какому-то общему знаменателю. Пока этого не происходит, я занимаюсь тем, что мне хочется, в рамках своего творческого проекта, я очень этим доволен, мне очень нравится, как все развивается. Я абсолютно не исключаю для себя возможности вернуться к "Наиву", когда это будет уместно, когда я буду чувствовать, что это возможно. То ли группе "Наив" придется стать немножко пободрее, то ли мне чуть-чуть поуспокоиться, но в целом это возможно, все равно это некоторая перспектива. Сейчас я занят тем, что работаю над второй пластинкой группы "Radio Чача", и все мои творческие силы направлены на это.

KonSerV@ [17.10 09:22]

Привет, Александр! Огромное спасибо за группу РадиоЧача.

1) Скажи, как относишься к недавно образовавшейся группе "Глеб Самойлoff & The Matrixx"?

2) Хотел бы ты вернуть старые добрые времена, Диму Снэйка в состав своей группы и вообщей вернуть группу Наив?

Спасибо! Творческих успехов!!!

Дмитрий Олегович [16.10 17:21]

Разделяете ли вы взгляды Глеба Самойлова, одного из бывших вокалистов группы Агата Кристи, ныне вокалиста и идейного вдохновителя The Matrixx?

1. Сегодня я целиком прослушал их пластинку, некоторые треки мне понравились. Мне кажется, это сделано достойно, музыкально и поэтично, но вопрос в том, что, может быть, лично для меня, слишком пессимистично. Возможно, эта пластинка должна быть не рекомендована для прослушивания подросткам.

Это серьезная работа, Глеб Самойлов поднимает важные вопросы в своих текстах, это музыка для размышления, предназначенная для взрослых людей, не для детей, дети могут ее очень неправильно понять, это может привести их к кризису. Я не сторонник какой бы то ни было цензуры, но, будучи отцом 18-летнего подростка, я думаю, что эта пластинка слишком пессимистична, и мне кажется, что на маленьких детей пластинка может произвести неизгладимое и нехорошее впечатление, близкое к отчаянию.

Я понимаю, что Глеб, видимо, человек ранимый и глубоко эмоционально сопереживающий тому, что происходит вокруг него, к сожалению, его это часто уводит, как говорят в "Звездных войнах", на темную сторону, причем несознательно, он поэт и таким образом просто фиксирует свои ощущения. Но в любом случае, это очень достойно. Он честен перед собой, перед слушателями. Может быть, порой излишне честен. Может быть, кого-то это пугает, в том числе и меня. А может быть, настоящий поэт таким и должен быть – выше морали, выше временных быстроменяющихся ценностей, он должен быть выше этого и просто говорить о том, что он чувствует.

Алексей [16.10 01:55]

Привет, Саш, скажи какие молодые панк группы нравятся, если таковые имеются, возможно зарубежные, если среди отечественных таковых нет? следишь ли вообще за тем что происходит в панк\хардкор\ска сцене нашей и на западе??

Лента.Ру: Есть ли сейчас, как пел Гребенщиков, "молодая шпана"?

"Молодой шпаны" слишком много. Когда был Гребенщиков, беда была в том, что ее не было, и это действительно прекрасно зафиксировано в его песне, которая является историческим документом. А вот теперь проблема в том, что ее слишком много. У многих теперь есть возможность фиксировать на пленку или на хард-диск свои музыкальные экзерсисы. Я вообще сторонник свободы информации и всего, что связано с открытым обществом, мне нравятся эти идеи. Но я понимаю, что сейчас слишком много свободы, разрушена иерархия, представления о том, что хорошо и что плохо. В таком объеме информации, когда у всех есть возможность записаться, выпустить пластинку и выложить ее в интернет, где критерий, по которому это все оценивать? Как перелопатить такой объем информации? 90 процентов - это порожняк, но 10 процентов - хорошие интересные перспективные проекты. Хорошо, если ты опытный человек, но как разобраться в таком потоке информации современному тинэйджеру, как ему найти что-то достойное и интересное? Я думаю, что сейчас даже стало сложнее, свобода создала больше проблем, чем ее отсутствие.

Лента.Ру: Последние лет 5 среди независимых групп в России стало больше хороших музыкантов. Сейчас нет всех этих фестивалей, как в начале 1990-х, на которых мог выступить кто угодно, чтобы выступить, надо уметь играть.

Но теперь в YouTube лежит "Школа игры на гитаре", можно купить настоящие нормальные гитары, а не табуретки со струнами, можно купить хорошее оборудование. Тем более, теперь не обязательно записываться на студии, ты можешь записываться дома. В этом смысле процесс серьезным образом демократизировался, и, без сомнения, вырос общий технический и музыкальный уровень. Это нельзя недооценивать. Но как в таком потоке ориентироваться, каким образом это все систематизировать – непонятно. Раньше хотя бы был рынок продаж носителей, который позволял хоть как-то ориентироваться в том, что происходит. А теперь как? Теперь все могут скачивать все абсолютно бесплатно.

Лента.Ру: А вы вообще за пиратов или против?

У меня двоякое отношение. Естественно, как у правообладателя мои интересы не на стороне пиратов. А как у потребителя… Тоже, наверное, нет.

Понятно, что законы об авторском праве в той форме, в которой они были и существуют сейчас, устарели. Но оставить автора вообще без всего тоже невозможно. Наверное, необходим какой-то компромисс, который, может быть, невозможен.

Роман [18.10 09:29]

Александр, скажите пожалуйста, зачем нам вообще нужен отечественный коммерческий панк-рок, если при его прослушивании в 99,99% случаев слышишь абсолютно вторичное переигрывание западных образцов (Green Day, The Offspring и прочие мною уважаемые группы).

Национальное прочтение есть у всего. Панк-рок – жанр, который провозглашал превосходство и необходимость минимализма, как он вообще может быть оригинален? Панк-року уже много лет.

Есть национальное прочтение. Зачем оно нужно – я не знаю. Видимо, существующим этносам в истории и во времени хочется каким-то образом себя выражать. Есть же русская опера. Она же не отменяет, а только дополняет итальянскую и существует как законный международный жанр, исполняется на русском языке, иногда даже не обязательно его носителями. Раз есть такой жанр, почему бы не быть русскому панк-року? Другое дело, что русская опера может конкурировать на международном уровне, а русский панк-рок пока нет. Не получается, видимо, нет политических или экономических предпосылок, может быть, недостаточно талантливо мы пока это делаем. Но у немцев, например, тоже не получается, все школы панк-рока локальные. Международными пока являются только американские группы. Вообще, имеет место быть американский культурный империализм. Можно спорить о том, насколько законно они захватили все и доминируют…

Лента.Ру: Но ведь эта вспышка возникла в Англии, когда появились Sex Pistols, а теперь это дело там уже немного завяло.

Почему европейские группы проиграли американским? Американцы, когда устраивали в туры по Европе, не пили – у них было такое правило. Много концертов – много переездов, бухать нельзя. А когда европейцы приезжали в Америку, они страшно угорали. Американцы победили просто из-за более осмысленного и здравого подхода.

Лента.Ру: Я так понимаю, что в какой-то момент вы отказались от употребления крепких алкогольных напитков?

Да, я не пью.

Лента.Ру: В песне "Суперзвезда" вы обещали баллотироваться в президенты, когда перестанете пить.

Я могу выставлять свою кандидатуру только после Шевчука. Если в обществе существуют настроения о том, что он должен баллотироваться, я целиком и полностью готов трудиться в его предвыборном штабе, работать на благо этой идеи. Пока среди нас есть Юрий Шевчук, я могу только быть в его штабе. Если когда-то он устанет от праведных трудов и уйдет на покой, уедет жить на дачу, не будет участвовать в общественно-политической жизни, в некой отдаленной перспективе можно об этом подумать. Но пока он здесь - нет. Я абсолютно искренне говорю. Странно, но почему-то считается, что музыканты более молодого поколения должны над Шевчуком смеяться и ерничать.

Лента.Ру: У "Тараканов" была песня про русский рок:

Что с тобой сделал русский рок, парень?

Такой молодой, а уже Сергей Галанин.

Что с тобой сделал русский рок, друг?

Такой молодой, а уже Шевчук!

Сид теперь не поет эти слова осуждения, после встречи Шевчука с премьером он поменял тест песни на более уважительный.

Я хочу сказать, что Юрий Шевчук не делал ничего такого, над чем можно было бы смеяться, издеваться, ерничать, он взрослый человек, поэт, он наш с вами старший современник, стихи которого точно будут рассказывать следующим поколениям (если они будут в нашей стране, если она продолжит свое существование как единое государство), его стихи будут рассказывать о нашем времени. Он такой современник, которого мы все должны всячески уважать, лелеять и любить. Меня совершенно не смущает, что он из Уфы (многие столичные и околостоличные люди ставят ему в упрек, что, мол, он "лох из Уфы"), мне наоборот нравится, что он из регионального города, не из центра. Он талантливый человек, гражданин, который честно и достойно себя ведет. Он вызывает и всегда вызывал у меня уважение. Да, я не согласен с той формой, в которую он облачает музыку. Но это дело десятое. Может, его музыка действительно кому-то кажется старомодной, но он поэт и достойный гражданин.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше