Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Стартап в условиях кризиса На вопросы читателей "Ленты.ру" ответил главный редактор BFM.ru Антон Носик

Пресс-конференция
18.11 16:50
Антон Носик. Фото Николая Данилова.
Антон Носик. Фото Николая Данилова.

Стартап в условиях кризиса

На вопросы читателей "Ленты.ру" ответил главный редактор BFM.ru Антон Носик
12 ноября состоялся запуск делового портала BFM.ru, который расскажет широкой аудитории о финансовых и экономических новостях, касающихся ее напрямую. BFM.RU рассчитывает занять в нынешний кризис ту же нишу, которую РБК открыло на русском интернет-рынке в кризисном 1998 году. Как запустить новый интернет-проект в кризисное время? Как не дать ему стать жертвой этого самого кризиса? Чем BFM будет принципиально отличаться от других деловых порталов? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил главный редактор BFM.ru Антон Носик.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранена.
Валерий [12.11 15:55]

Антон, где вы видите нишу для вашего проекта? Финансовые, экономические и биржевые новости, сопровождаемые серьезной аналитикой в рунете представлены множеством профессиональных и высопосещаемых ресурсов. Их более популярное изложение присутствет на всех сколько-нибудь серьезных новостных ресурсах, на той же ленте. Зачем это все?

Это все затем, что моя оценка ситуации в отрасли существенно расходится с Вашей. Потому что мы с Вами на разные стороны одной медали смотрим. Когда Вы говорите о "высокопосещаемых" ресурсах экономической тематики, я просто не понимаю, о чем Вы: ни половины, ни четверти траффика РБК ни у одного ресурса экономической тематики в последнее десятилетие не наблюдалось. А когда Вы говорите "множество профессиональных ресурсов", то, видимо, имеете в виду высокий профессионализм авторов текстов. И тут я с Вами вполне соглашусь: да, в Рунете есть внушительные кладбища контента, где под неудобным интерфейсом и немыслимо запутанной навигацией погребены действительно высококачественные тексты. Так же, как высококачественный контент газеты "КоммерсантЪ" в том или ином виде был погребен на сайте kommersant.ru с 1995 года. И за первые 10 лет существования этого сайта его месячная посещаемость не добралась до 350000 человек. А за последний квартал она добралась до 2,5 млн уникальных посетителей и четвертый месяц уверенно держит эту планку. Неужели так сильно выросло качество материалов за последние три года? Или целевая для "Ъ" аудитория интернета увеличилась за эти три года больше, чем на 5-10 процентов? Фокус в том, что контент мало иметь. Его нужно уметь донести до читателя — так, чтобы читателю это было удобно, своевременно, интересно, симпатично и в жилу. Восьмилетний опыт покойного проекта Рамблер Новости, который просто работал свалкой чужого контента и сожрал миллиарды показов на головной странице портала, доказал: один и тот же текст, если он опубликован на Ленте.Ру или на свалке контента с Ленты.Ру, по-разному воспринимается и читается. Разница в аудитории любого одного материала может составлять и 10:1, и 100:1. Это функция грамотной подачи материала, правильной организации вещания, тайминга, навигации, анонсирования.

Илья [13.11 11:12]

Уважаемый Антон,

Как бы вы сформулировали основные шаги, необходимые для открытия иформационного ресурса (тематика, хостинг, формат, реклама)?

Спасибо

Пункт первый - ниша. Кто Вас должен читать? Много ли их? Где они? Как им попасться на глаза? Как дать им понять, что Вы — их долгожданный луч света в темном царстве? Желательно знать ответы на эти вопросы перед тем, как нанимать редакцию.

Фуад [13.11 09:56]

Здравствуйте, Антон!

Информационно-новостных и прочих деловых ресурсов в сети достаточно много и существуют многие из них давно. Что на ваш взгляд необходимо сделать, чтобы схожий ваш ресурс занял бы достойное место? Активное рекламное продвижение? Удобный интерфейс? Особая оперативность? Другое?.. Помнится недавно прогремел top4top с миллиоными вложениями, пока тишина.

Насчет тишины я б поспорил. Проект top4top с довольно громким треском закрылся, спалив примерно треть из тех денег, которые нарисовала ему газета "Ведомости" в качестве стартового бюджета. Но он и не мог иметь другой судьбы. Потому что в штате не было ни людей, понимающих, как правильно строить интернет-вещание, ни специалистов по организации социальных платформ. Пришли люди из офлайна, которые сказали: "Нам плевать, как до нас тут все было устроено, потому что мы ща тут все устроим по-нашему, у нас на это хватит денег и телерекламы". Публика пожала плечами и, озадаченная, разошлась.

Чтобы мой ресурс BFM.RU занял место под солнцем, он не должен быть схож с существующими проектами, это главное. Самая большая ошибка интернет-строительства — вечные попытки клонировать чужие успешные образцы. Это сразу установка на опоздание. Новый Гугл не нужен, потому что старый уже есть с 1998 года. В любой области надо делать следующий шаг, а не имитировать предыдущий. Следующий шаг в деловой журналистике — это сайт, непохожий как на РБК, так и на К2Капитал, и на Финмаркет, и на Финам, и на iGuru, и на RB.RU, и на "Ведомости" с "Коммерсантом". Сайт со своей аудиторией, со своей навигацией, со своей интонацией и редакционной политикой, со своим набором функциональных возможностей, со своим порядком сбора и исполнения пожеланий читателей.

Это одна из важнейших вещей — пожелания трудящихся. И в случае экономического сайта это куда более понятная тема, чем в случае той же Ленты.Ру. Скажем, приходит на Ленту один читатель, пишет: хочу больше аналитики. Другой: хочу больше новостей. Третий: зачем у вас резиновый дизайн? Четвертый: фоток побольше сделайте!!! И непонятно, есть ли смысл кого-либо из них слушать, потому что противоположных мнений — не меньше. А на экономическом сайте пожелания гораздо конкретней и исполнение простое. Пишут: сделайте мне кросс-курс до четвертого знака после запятой. Делаешь. Пишут: почему только 4 металла? Делаем 10. Пишут: почему у вас по нефти задержка такая большая? Проверяем, уменьшаем задержку по нефти. Пишут: добавьте название валюты в цене золота, а то цена в рублях за грамм и в долларах за унцию — очень похожие величины, можно запутаться. Добавляем. И люди видят, что их услышали, что они смогли помочь улучшить сайт. И появляется мотивация дальше его развивать совместными усилиями.

Владимир [12.11 16:14]

Здравствуйте, Антон Борисович.

Прочитал вашу статью-приветствие на BFM.ru и появилось несколько вопросов-уточнений к Вам:

Во-первых, Вы, на мой взгляд, лукавите, когда говорите, что другие Интернет ресусры схожего толка являются вашими "соратниками, коллегами и партнерами"? Цель любого проекта - получение прибыли и всегда в конкурентной борьбе.

Во-вторых, почему Вы убеждены, что психоторопия в электронных СМИ вредна для мыслящих людей? У любого автора статьи, эсксперта есть своя точка зрения, которая в некоторой мере влияет на поступки и решения читателей. Пример, Ваша харизматичная фигура в интернете, которая помогла через Ваш ЖЖ привлечь читаталей на BFM.ru уже в тестовом режиме (Вы сами статистику приводили).

В-третьих, как часто Вы в роли главного редактора пропускаете публикации через Вашу собственную цензуру?

Спасибо.

Во-первых, конкурентная борьба по определению возникла из понимания физической конечности ресурса. Скажем, если у человека есть некая сумма на покупку "Жигулей", то он ее потратит либо в одном салоне, либо в другом. И два этих салона - жесткие конкуренты, потому что один заработает, другой останется в пролете. На рынке интернет-СМИ таких жестких ограничений нет. Им тут неоткуда взяться. Внимание читателя к интернет-сайтам не ограничено фиксированным числом минут в день. Об этом я уже писал в своей статье. Но и бюджеты рекламодателя не ограничены никакой фиксированной суммой. Когда-то был один Яндекс.Директ. Потом появился Google AdSense. От этого директа стало только больше. А потом появился Бегун, он стал сильно крупнее в России, чем AdSense (так, что Гугл его теперь купить пытается), но ни у Директа, ни у Гугла с появлением Бегуна не убавилось денег. Доходы всех трех сетей растут ежемесячно, и партнерские сети расширяются. Потому что они не борются за рекламу друг с другом, а вовлекают тех, кто не рекламировался вообще, или рекламировался вне интернета. Создают новые рынки. Создают их вместе. Борются не между собой, а осваивают ничейное пространство.

Я не употреблял слова "вредна". Я всего лишь констатирую, что не все хотят, чтобы им мозги промывали. Кто хочет, я ему не мешаю к гипнотизеру ходить или ящик смотреть. Просто обслуживаю иной спрос.

У меня нет никакой "собственной цензуры" и не предвидится. Вообще, в интернет-СМИ в этом посвободней, чем в традиционных медиа. Почитайте, скажем, что Лента.Ру пишет про Потанина, который вроде как ее собственник. Никаких попыток скрыть, какие суды у него Прохоров выиграл, и какие проблемы испытывают его бизнесы в связи с нынешним кризисом. И не приходит Потанину в голову звонить Акопову, чтобы тот звонил в редакцию и требовал снять эти тексты. Ну, нет такой традиции просто, и все. И не было никогда, ни в одном из моих проектов.

Стас [13.11 16:49]

Прочитал вашу вступительную речь непонятно:

1.Вы пишите: кричащие пердящие баннеры, в моде статика, при этом на bfm.ru стоит 3 флеш-баннера. Так какова же ваша позиция?

2.Вы пишите: мы не будем ни с кем конкурировать, места хватит всем. При этом для рекламодателя ссылаетесь на какой то нагон траффика с фишек, явно намекая на РБК.

Зачем же в первый же день мочить конкурентов?

3.Вы ратуете в тексте за прозрачность, но при этом свою статистику, которая для начинающего проекта очень и очень велика, скрываете.Откуда аудитория то?

4.В своем ЖЖ вы пишите что не будете покупать рекламный траффик, но ведь траффик просто так не берется, откуда пришли все эти люди, которые вывели вас сегодня на первое место в статистике (пусть и в Деловых изданиях)?

1. Моя позиция — что это плохо. Плохо для сайта, плохо для читателя, плохо для рекламодателя, плохо для рынка и интернета в целом, что именно такие баннеры пытаются ставить. С этим надо бороться. Надо объяснять рекламодателю, что есть этика, эстетика, приличия. К нему я и обращался, попросив ставить к нам приличные баннеры. Не поможет — будем вводить ограничения. Надеюсь, отрасль меня поддержит.

2. Это для Вас явно, что я намекаю на РБК (оно по известным причинам прикрыло лавочку с покупкой траффика еще в августе). А для меня явно, что десятки вполне приличных сайтов покупали до кризиса траффик в огромных количествах, чтобы открутить рекламные показы, которые у них к тому моменту были заказаны рекламодателем из тучных, докризисных бюджетов. Читаем про это апрельские тезисы Глейзера. Эффективность тех бюджетов в смысле click-to-buy была менее важна, чем арифметическое число показов. Но дальше поезд не идет. В кризис рекламу не будут откручивать по валу. Ее будут оценивать по эффективности. На РБК, кстати сказать, реклама эффективная. Там реально и машины продают, и квартиры. Поэтому они отказались от массированного нагона, а рекламодатель никуда не девался. Но бизнесы, которые рекламируются на единственном сайте, или которые откажутся от возможности нового эффективного размещения — это по нашим временам экзотика. Рекламируются все и всюду, где есть эффект. Мобильные операторы входят в контекст. Вдумайтесь в это обстоятельство.

3. Не знаю, кто Вам сказал, что я скрываю статистику, но он Вас обманул, я ее наоборот публикую. Причем нельзя сказать, чтобы эта традиция пошла со времени создания BFM: всегда и во всех моих проектах статистика была открытой и общедоступной для всех желающих, и для рекламодателей, и для партнеров, и для конкурентов. Потому что скрывать мне нечего. Другой вопрос, что я не готов ставить на свой сайт счетчик, данные которого могут быть использованы для идентификации моих пользователей на других сайтах, для сбора базы их поисковых запросов и для другой несанкционированной, незадокументированной слежки за посетителями со стороны третьих лиц.

4. Вот все источники, откуда они брались на прошлой неделе. Больше 40 процентов пришли своим ходом, набрав bfm.ru в адресной строке. Из разных ЖЖ довольно много народу перешло, не только от меня, но и, например, от Рустема Адагамова. Многие СМИ, включая Ленту.Ру, написали про наш запуск, оттуда тоже пришли пользователи. Поисковыми машинами BFM.RU хорошо проиндексирован: тысячи документов находит Google, новостной поиск и аггрегатор Рамблера с каждым днем дают нам все больше читателей. Скоро и Яндекс, надеюсь, подтянется. Обещали изучить наш RSS и подключить к Новостям. Ленте новостей радиостанции Business FM Яндекс дает много переходов, около 3-5 тысяч в день. Хотелось бы верить, что и мы заслужили хотя бы 10 раз по столько. :)

Филипп [12.11 18:29]

1. Антон, я не увидел ни в одной из новостей ссылок на первоисточник. Причем большинство из них явно заимствованы с Интерфакса, Рейтера и пр. В чем причина? Ваши программисты не успели сделать строчку под ссылки или это принципиальная позиция все новости выдавать за "общие"?

2. Будете ли вы заключать глобальный договор с одним из рекламных агентств или намерены продавать рекламу своими силами?

1. Вы, вероятно, какой-то другой сайт смотрели, Филипп. Там, может быть, тоже три буквы в адресе, но другие.

У нас редакторы обязаны указывать источник не только всей новости, но и каждого отдельного факта, который они приводят в самой коротенькой новостной заметке. Можно себе представить, что некоторые новые сотрудники нарушают правила иногда, по неопытности — но так, чтобы посмотреть две заметки подряд, и ни в одной чтобы не был указан источник, это для нас было бы ЧП с суровыми оргвыводами. Так что со ссылками на конкретные тексты Ваш вопрос было б проще обсуждать — и принимать меры по результатам обсуждения. Напомню, сухой остаток от иска "Ведомостей" к РБК: воровство чужих текстов стоит сегодня в России порядка 28200 рублей за каждый украденный текст. В таких условиях, если не приучать редакторов к корректной работе с информацией, можно очень быстро разориться.

2. Нашу рекламу продает та же компания Artics Internet Solutions, которая разработала сайт. То есть даже если рекламное агентство "Объединенные медиа" продает сайт в пакете, скажем, с эфиром Business FM, то это размещение тоже идет через "Артикс". Надеемся, что крупные агентства и клиенты получат от "Артикса" хорошие и комфортные условия, со всеми поправками на кризис.

Имя Леонидович [13.11 22:33]

Откуда собираетесь черпать информацию?

Тут велосипеда не придумаешь. Есть ленты агентств, на которые мы подписаны. Есть штат журналистов, добывающих информацию своими силами (он значительно больше, чем в большинстве интернет-СМИ, благодаря наличию такой службы на радио и нашему сотрудничеству с этой службой). Есть интернет, эфир, печатные издания, личные связи сотрудников редакции. Так что набор источников весьма разнообразен. Хотя читателю не так важен источник информации, как его правдивость. При всем уважении к "Интерфаксу", читателю интересней узнать правильный курс доллара со ссылкой на Васю Пупкина, чем неправильный — со ссылкой на "Интерфакс". Это абстрактный пример, если кто вдруг не понял.

Иван [13.11 16:08]

Антон, добрый день!

Как можно посотрудничать с вашим ресурсом?

Перепечатка ваших новостей etc.

На сайте живет документ "Правила использования информации", анальная юридическая бумага, сочиненная до моего прихода в БФМ, в которой сказано, что только с письменного согласия и тому подобное. Я не привык так работать. Я ее поправлю, разумеется, с участием юристов, чтобы люди могли смело перепечатывать наши материалы и ничего не бояться. И тогда открою эту лицензию для публики. Как делал во всех прежних проектах.

Алексей [12.11 14:59]

Антон, добрый день!

Лента, обросшая нынешним дизайном еще при вас, очень гордилась тем, что она "резиновая". И это стало своего рода хорошим тоном. Почему же BFM решил пойти иным путем? Да и вообще, с дизайном все очень некузяво. Говорить о редизайне на первый день после старта глупо?

Помните, Алексей, басню Михалкова про слона-живописца?

Меня ужасно забавляют комментарии от обладателей дисплеев шириной в 2000 точек, что они не могут расхлопнуть наш сайт на всю эту ширину. Они просто себе не представляют, какой это ужас — строка текста десятым кеглем, длиной в 2000 точек. Шею можно вывернуть, такое читая.

"Резиновость" Ленты — это грандиозная революция для того 2003 года, когда она рисовалась. Но, знаете ли, есть понятие об удобстве для глаз. И главная колонка шире читательской головы — это совершенно неудобно.

Вы никогда не задумывались, почему все книги для чтения имеют страницы примерно одного и того же формата?

Почему романы в твердой обложке не издаются в размере А3, а страницы не печатаются без полей? Почему не делают ноутбуков с дисплеем в 32 дюйма?

Кирилл В. [13.11 10:42]

Антон, добрый день! Скажите,как вы оцениваете качество сайтов, которые запускает Студия А.Лебедева? И есть ли вообще определенный стиль в их работе? Заранее благодарю.

Студия Артемия Лебедева — это группа в высшей степени талантливых, креативных, изобретательных и открытых арт-директоров с прекрасным вкусом, которым в радость каждый день выдумывать что-то новое, ставить себе цели, до которых никто до них не додумывался. Им так жить интересно. А чужое клонировать их даже под дулом заставить нельзя. Разумеется, есть в этом подходе свои недостатки: иногда в погоне за новизной они могут сделать клиента заложником своего новаторства и экспериментаторства — а эксперимент интересен как раз тем, что результат заранее неизвестен. Поэтому некоторые жалуются. Но у меня богатый, с 1996 года, опыт сотрудничества с этой студией, и мне с нею чрезвычайно повезло. И "Вечерний Интернет", и Газету.Ру, и Ленту.Ру, и сайт фонда Pomogi.Org они сделали прекрасно. Кстати, на сайте Фонда от них не только дизайн, но и движок, известный Парсер.

Митя [12.11 14:27]

Антон - доброго.

А не планируется ли на ресурсе освещение не только российских, но и украинских сми, компаний и т.п.?

У нас нет установки освещать только Россию. Да и глупо это было бы: экономика в 2008 году глобальна, наши доллары и евро не в Гознаке печатают.

У нас есть географические теги, там все страны мира, включая Южную Осетию и Абхазию, все регионы и федеральные округа РФ, все города-миллионники, ряд мировых столиц... Украиной специально мы заниматься пока не планировали. Если захотим туда пойти, то для начала должны будем определиться с региональным партнером. Это такое особое место, куда не очень интересно идти самостоятельно. Был бы жив мой друг Игорь Ткаченко, мы б с ним, конечно, это дело обсуждали. Но Игоря скоро уж три года, как нет в живых. А другие мои друзья там какими-то своими делами заняты и не выказывали пока заинтересованности.

Важин Кирилл Валериевич (экономист) [13.11 14:18]

Здравствуйте, Антон. Как бодрость духа!

Планируете ли Вы в дальнейшем делать не только русскую версии Вашего нового портала, но и англоязычную, немецкую или монгольскую, например?

У меня был один хороший англоязычный проект, который назывался MosNews.com. 700000 англичан, американцев, канадцев, питерских и московских экспатов ежемесячно знакомились там с российскими новостями. Весело было его делать, и читатель подбирался довольно лояльный... Но структура собственности на этот актив была проблемной, и это затрудняло привлечение рекламы. Так что проект закрылся. Но домен остался. И принадлежит не поверите кому. Так что я не оставляю надежды на скорый перезапуск. И, надеюсь, материалы BFM.RU составят заметную часть его контента.

Миша [12.11 15:15]

Антон, в своих мыслях "О чем песня BFM.ru" вы гвоорите, что от ваших посетителей и рекламодателей зависит судьба проекта не в меньшей степени, чем от редакторов и журналистов.

Как именно посетители рекламодатели будут влиять на будущее проекта?

Посетители — приходя читать, формируя ядро аудитории, помогая нам своими ценными замечаниями (и просто своим поведением на сайте) понять, в какую сторону его развивать.

Рекламодатели — покупая рекламу на сайте, позволяя ему окупиться, развиваться, расширяться.

Jokerwebmaster [12.11 18:19]

У РБК, есть еще свой телеканал, собираетесь вы повторить этот путь?

Я лично — нет (как главред БФМ.Ру), а вот генеральный директор ИД "Объединенные медиа" считает этот шаг совершенно естественным этапом развития холдинга. Я с ним в этом совершенно согласен, но тех десятков миллионов долларов, которые нужно инвестировать на длительный срок, чтобы запустить и поднять достойный телепроект, у нас сейчас в свободном доступе нету. Будут серьезные инвестиционные предложения — будем обсуждать. А пока работаем над качеством тех СМИ, которые уже входят в холдинг. Всему свое время.

Elena [13.11 14:29]

Антон, добрый день,

У меня вопрос, связанный с вакансиями в BMF - я довольно продолжительное время работаю в области Интернет технологий, нужны ли Вам новые специалисты, куда можно обратиться?

Спасибо

Можно мне написать, на антон@nossik.com.

Иван Победа [13.11 12:03]

Здравствуйте Антон!

Мне всегда было интересно, сколько денег необходимо вложить, чтобы открыть портал такого уровня как BFM.ru?

Смотря кому, Иван. Если приходит человек, у которого много денег и мало понимания интернета, то он может спалить десятки миллионов, а результата не получить. А если делать все с умом и с опытом, то денег нужно довольно-таки немного. Меньше, чем расходовало РБК до кризиса в месяц на скупку траффика. Немногим больше миллиона долларов на первый год, включая все.

Юрий [12.11 16:37]

Антон, проекты Гайдамака получались на редкость неудачными с экономической точки зрения

Возникает вопрос - Гайдамак пытается создать прибыльные проекты или его издания просто нужны ему на случай информационных войн?

Если пытается получить прибыль - вам не страшно связываться с инвестором с такой кармой?

Начну с того, что если бы проекты Гайдамака не приносили ему денег, то мы б с Вами никогда не узнали этой фамилии.

Еще напомню, что для ведения информационных войн на здешнем рынке есть достаточное количество испытанных бойцов, от Доренко с Леонтьевым до Третьякова, и все открыты для предложений, как показывает их послужной список за последнюю пару лет. Меня для таких нужд приглашать совершенно незачем, у меня нет ни опыта ведения инфовойн, ни интереса к занятию.

А насчет "кармы" у инвесторов — это, знаете ли, индийская мифология. Реальность гораздо скучней.

В реальности нет никакой такой "кармы" номинального учредителя. Вы на Ленту.Ру взгляните, хотя бы.

Акции "Норникеля" падают камнем, австралийский рудник Cawse остановил производство из-за издержек, а Ленте.Ру хоть бы хны. Прет себе вверх и прет, стабильно с августа аудитория за 5,4 млн в месяц зашкаливает, реклама на каждой странице висит.

Потому что проект делает не фамилия инвестора, а команда. И проект будет успешен ровно настолько, насколько эта команда знает и любит свое дело.

В любом крупном холдинге есть проекты успешные и не очень, хотя деньги за теми и другими стоят одни и те же.

јлексей [12.11 14:40]

Антон, добрый день!

А каков путь монетизации, этого стартапа?

Только реклама или платная аналитика?

Спасибо

Платная аналитика — это забавный эвфемизм. Нет, в нашем бизнес-плане нет строки про заказуху.

Информационные услуги, которые мы можем оказать, помимо баннеров — это что-то типа инфоспонсорства и промо-сайтов, но в строгом соответствии с федеральным законом "О рекламе", то есть без попытки выдать оплаченный кем-то материал за мнение редакции или кого-то из авторов.

Алексей [12.11 18:34]

И еще вопрос. Антон, раскройте секрет для молодых и зеленых: проект едва стартовал, но даже в бета-версии (new.bfm.ru) был весь обвешан коммерческой рекламой. Как?! :-) На многих куда более посещаемых проектах (серьезных, новостных) спустя годы такое только снится

Ларчик просто открывался. Есть ряд компаний, которым наш проект был интересен до того, как они его впервые увидели. И мы им дали попробовать, как работает (и выглядит) их реклама на этом сайте, дали тестовые показы. Открутка тестовых показов закончилась в прошлую пятницу. Посмотрим, оправдала ли она ожидания.

Дмитрий Амиров [13.11 11:34]

Антон, здравствуйте.

А есть ли кризис?

Кризис — объективная реальность, данная нам в ощущении. Когда крупные предприятия закрываются или продаются за бесценок, люди теряют работу, от белых воротничков до таджиков-нелегалов на городских стройках, сбережения и активы обесцениваются, ипотека умерла, недвижимость дешевеет, а Центробанк делает противоречивые заявления о видах на девальвацию национальной валюты, то кризис — налицо.

Другой вопрос, что можно к этому по-разному относиться.

Для кого-то это катастрофа, для другого — удачное время, чтобы начать новую жизнь и новые проекты.

Я отношусь к последней категории, чего и Вам, Дмитрий, желаю.

Глеб [12.11 14:29]

Антон, добрый день!

Как вы считаете:

1. Отразится кризис на рекламе в Интернете?

2. Как кризис может отразиться на социальных сетях?

Спасибо!

1. Реклама в интернете за счет кризиса будет расти быстрей, чем в любом другом секторе медиа. Потому что она тут самая эффективная и более всех прочих носителей недооценена. При этом внутри рынка интернет-рекламы случится заметный передел. Были огромные бюджеты на так называемый "имидж", не предполагающие реальной коммерческой отдачи, они схлопываются. А эффективные размещения пользуются повышенным спросом. Ожидаю серьезного перетекания денег из ящика, принта и наружки. Ничего не могу сказать про радио, не знаю этого сегмента.

2. Соцсетям кризис пофиг, они отродясь от РТС или инвестбанков не зависели. Но, конечно, рабочая сила в кризис дешевеет, и кризис на рынке недвижимости позволит желающим сократить издержки на аренду. А сборы Мамбы от SMS вряд ли сократятся из-за кризиса.

Данечка [13.11 14:40]

Отразится кризис на Интранете?

Смотря в какой компании этот интранет. На интранете московского офиса Lehman Brothers уже отразился. :)

Алексей [14.11 13:53]

К вопросу о стартапах - насколько охотно инвесторы сейчас вкладывают деньги в интернет?

Что именно сейчас является основным критерием отбора заявок?

Весной нынешнего года был чудовищный перегрев рынка стартапов за счет прихода инвесторов из других областей, которые таким образом диверсифицировали свои активы. Им надо было срочно распихать излишки, возникшие из-за разбухания двух пузырей под названием "нефть" и РТС. Потом оба пузыря лопнули, и у тех инвесторов сгорело разом 50-70 процентов их сбережений. Им стало не до интернета. Но, с другой стороны, а куда сегодня девать деньги, скажем, тем же инвесткомпаниям? Ну, потеряли они 70 процентов вверенных вкладчиками денег на "реальном секторе", но надо же оставшиеся 30 процентов заставить работать. В такой ситуации к интернету невольно обращаются взоры тех, кто еще в апреле считал себя слишком крутым, чтобы отвлекаться от серьезных вложений в РТС ради каких-то там стартапов. Потому что в акции вкладываться им теперь страшно. А интернет продолжает уверенный рост.

Денис [12.11 15:28]

Антон Борисович, как, по вашему мнению, должны вести себя во время ситуаций, подобных нынешнему кризису, когда любое неосторожное заявление способно, грубо говоря, обвалить всю банковскую систему страны? Осознаете ли Вы и Ваши сотрудники цену своих слов?

За свои слова надо отвечать в любое время. Независимо от того, кризис сейчас в стране или благоденствие. В США всегда сажали людей, пытавшихся использовать СМИ для манипуляции курсами акций. И правильно делали. Когда-нибудь и мы к этому придем.

Иван [13.11 01:43]

Антон Борисович, здравствуйте!

Скажите пожалуйста, новые проекты в стиле афиша.ру, в частности, интересует inthecity.ru, имеют возможность сейчас успешно развиваться?

Такую возможность в нынешней фазе стартапа им может дать только инвестор. Я не знаю, кто финансирует Олега, просто не спрашивал. Поэтому не могу знать, что его инвестор думает сегодня про свои весенние обязательства.

WebSculptor [13.11 02:42]

Здравствуйте, Антон.

Говорят, что китайский иероглиф "кризис" состоит из двух символов - "опасность" и "возможность". Желаю вашему проекту преодолеть все опасности и реализовать возможность стать крупнейшим деловым порталом Рунета.

Я с партнером запускаю тоже свой стартап - небольшую, но, надеюсь, зубастую вебстудию, основной сферой деятельности которой должны стать предельно недорогие сайты-визитки.

Как вы считаете - упадет ли спрос на элементарную вебразработку в условиях кризиса и чтобы вы порекомендовали в плане позиционирования и т.п. начинающей вебстудии в это противоречивое время.

С уважением, Павел.

Спасибо, Павел, за добрые слова про наш проект. Зубастые вебстудии нужны всегда.

Кто умеет действовать быстро и оперативно, кто готов рисковать и экспериментировать, для того этот кризис — одни сплошные возможности.

Сергей [13.11 14:27]

Здравствуйте.

Дайте пару советов, человеку запускающему информационный тематический портал, я имею ввиду стоит ли прислушиваться к мнению всех экспертов и правил, или следует делать то что считаешь, чувствуешь нужным?!

Спасибо.

Разумеется, надо делать то, что подсказывает тебе твоя чуйка. Потому что ты за свой проект отвечаешь, а все эксперты и авторы сводов правил — нет. Если наделаешь ошибки, пусть лучше это будут твои ошибки, чем заемные. По крайней мере, ты делал то, во что верил сам. А чужим умом жить в кризис — кратчайший путь к разорению.

Володий Ф. [13.11 14:27]

Антон Борисович, бодрого духа Вам.

Скажите пожалуйста, если бы РПЦ приняло решение о создание мощного информационного ресурса и предложили возглавить этот проект Вам, пошли бы вы на это? Если нет, то почему? Аналогично если бы согласились.

Спасибо.

Опальный Володий

Они бы не предложили мне это, потому что семидесятое правило святых апостолов запрещает им мыться со мной в бане и получать из моих рук даже медицинскую помощь.

А если бы предложили, я бы им напомнил про Номоканон.

Алекс [12.11 16:49]

Антон, здравствуйте!

Скажите, осваивать бюджет и покидать проект - это Ваше хобби?

Я покидаю проект, когда он более во мне не нуждается. Посмотрите вокруг. Вот, Лента.Ру, которую я придумал и создал с нуля, зачем я ей сегодня нужен? Чем я ей могу еще помочь? Бюджет в 100000 долларов, который был мне в свое время выделен на ее создание, действительно был "освоен". Лента.Ру создана. Она работает. Она успешна. Она приносит своим акционерам миллионы долларов. Что мне тут дальше делать? Пенсию получать? Я для этого слишком молод.

Михаил [13.11 18:50]

Уважаемый Антон!

Можно ли усилиями простых граждан превратить интернет в мировой разум?

Есть ли какая-либо идеология, что может способствовать этому?

С уважением,

Михаил.

http://melfimov.narod.ru

Интернет — это и есть мировой разум. Все уже случилось, слава Богу. И идеологии никакой не потребовалось, люди сами сообразили, что им тут делать.

КурТ [12.11 17:23]

Исчезнет ли когда нибуть потребность в человеке у информационной гиперструктуры (Интернет). Тоесть наступит ли момент когда интернет станет самодостаточной средой ?

Интернет состоит из пользователей, а не из сайтов и сервисов. Он самодостаточен лишь постольку, поскольку людей в нем достаточно, чтобы обеспечить аудиторией и Гугл, и Яндекс, и Ленту.Ру, и Мамбу.

Andrei [13.11 19:52]

Антон, есть ли будущее у новостных порталов, построенных по принципу социальных сетей? Например таких, как www.sobkor.org или того же BFM.ru, использующего элементы web 2.0? Интересует именно личный, субъективный взгляд, а не взгляд руководителя проекта :).

В BFM.RU не сделано никакой ставки на user generated content. Вся юзерская активность тут схлопнута до возможности настроить сайт под себя, любимого. Я думаю, что портал, замотивировавший пользователей на добавление новостей — это большое достижение и очень перспективная тема.

Илья [12.11 17:45]

Есть два раздела интернета - социальные сети и новостные сайты, можно ли ожидать синергии если эти два стрима соединить?

Вы забыли поисковые машины и другие востребованные сервисы. А интернет пока что в основном из них и состоит.

Соединить новостное СМИ с соцсетью легко. Очень сложно вывести из этой синергии новое качество.

У немногих получалось. Но попробовать всегда интересно.

Николай [13.11 11:20]

Добрый день, Антон.

Как относитесь к видео? По-моему, новости без видео - анахронизм, как черно-белая газета.

Я фанат текстового формата доставки и получения информации. В видео не верю. Случаи, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, есть, но они не то чтобы слишком типичны. Это катастрофы, сцены насилия, ужасы. Даже послание Медведева Федеральному собранию лучше читать с экрана, чем слушать. Ящик был способом доставки новостей у моей бабушки 40 лет назад. А интернет — это здесь и сейчас. И основные его новостные сайты — текстовые.

Сергей З. [13.11 11:10]

Добрый день Антон!

Интересует ваше мнение по такому вопросу - если тененция к "умиранию" не "двухсторонних"(если так можно сказать псевдостатических, статических) сайтов (порталов), т.е. построенных не по принципам социальных сетей? Или "потребление" информации в сети интернет останется главным принципом?

Если у Вас есть контент, интересный людям, то Web 1.0 — классический рецепт его доставки. Если у Вас есть умение собрать в одном месте людей, способных генерить контент, то Ваша ниша — Web 2.0, UGC.

Макс [13.11 17:53]

Антон, как думаете отстает ли рунет в развитии от, например, американского интернета и подобных? И на сколько?

В каких-то отношениях на 4-5 лет, в основном демографически. По уровню развития непоисковых технологий Яндекс впереди Гугла на 2 года. К сожалению, обратное тоже верно. Яндекс первым вводит сервисы для России, Гугл первым доводит их до ума для Америки.

Александр [12.11 14:52]

Антон, приветствую.

Скоро введут .рф, как Вы считаете будет ли она популярной через полгода, год после старта и возьмет ли BFM.RU себе БФМ.РФ ?

Я думаю, что это дополнительный налог на законных держателей торговых марок. Мне придется регистрировать БФМ.РФ, чтобы жулью не досталось. Переходов с этого адреса не предвижу.

Дмитрий [12.11 16:31]

Здравствуйте Антон!

Подскажите как вы думаете будут проходить выкуп доменов RF? Ведь не могут просто в определенное время сказать - начали! Я думаю существует очень много желающих купить домен RF.

Я думаю, их будут продавать по 20 долларов за штуку. Не думаю, что спрос будет ажиотажным.

Ирина А. [13.11 14:44]

Антон Борисович, здравствуйте.

Я хочу написать книжку про вас. Как нам можно встретится для предварительных набросков.

Прошу не игнорируйте, гонорар я уже потратила на поездку в Индию, так что напишу в любом случае, но как честный писатель хочу что бы материла полностью соответствовал правде.

Заранее спасибо.

Ирина А.

Мой телефон и адрес почты можно найти через Гугл. Если Вы не умеете пользоваться Гуглом, то советую научиться. Может быть, окажется, что можно написать материал, полностью соответствующий правде, без моего участия.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше