Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Анатолий Кучерена, адвокат, член Общественной палаты РФ Что изменится с переименованием милиции в полицию?

Пресс-конференция
17.08 11:09
Анатолий Кучерена. Фото Ленты.Ру.
Анатолий Кучерена. Фото Ленты.Ру.

Анатолий Кучерена, адвокат, член Общественной палаты РФ

Что изменится с переименованием милиции в полицию?
6 августа президент Дмитрий Медведев объявил о переименовании российской милиции в полицию. После этого в интернете появился проект закона "О полиции", который любой пользователь интернета может свободно прокомментировать. Тем не менее, остаются вопросы, связанные с ребрендингом органов внутренних дел. Зачем нужно было переименовывать милицию в полицию? Можно ли изменить негативный образ милиционера одним лишь превращением его в полицейского? Почему сотрудников милиции при переходе на работу в полицию не будут переаттестовывать? Будет ли работать закон "О полиции" в том виде, в каком он был представлен общественности? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил адвокат, председатель центрального совета Общероссийского общественного движения "Гражданское общество", председатель комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолий Кучерена.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Alex [10.08 23:59]

Здравствуйте.

Почему изначально во главу угла было поставлено переименование, а не необходимость серьезных реформ? Именно такое впечатление складывается. Ведь можно было бы пункт о переименовании внести в закон уже на финальной стадии, когда проработаны другие, гораздо более существенные вопросы. Было бы куда меньше пустых разговоров.

Необходимо отметить, что работа по реформированию МВД вошла в активную стадию в конце 2009 года. Изначально реформа позиционируется как комплексная, поэтому нельзя сказать, что самым главным вопросом является переименование милиции в полицию. Работа ведется по многим направлениям, в том числе – обеспечение социальных гарантий сотрудникам полиции, ужесточение ответственности сотрудников за нарушение законодательства, формирование профессионального кадрового состава министерства, усиление общественного контроля, борьба с коррупцией, устранение тех функций, которые не являются профильными, и многое другое.

Владимир [10.08 18:04]

Обоснованы ли на Ваш взгляд затраты на переименование?

У общества к слову "полиция" особо позитивного отношения нет.

Относительно свежий пример переделки ГАИ в ГИБДД ничего не дал.

Так стоит ли огород городить? М.б. лучше на эти деньги лишних патрульных машин закупить или чего им там нужно?

а [11.08 02:36]

Почему нужно переименовывать милицию в полицию? Нельзя ли переменить систему, а название оставить? Милиция звучить так отечественно и так по-родному.

ирина [11.08 07:55]

в какую сумму встанет переименование всех документов из одного наименование в другое? если деньги некуда девать,не лучше бы их отдать на повыщение зарплаты сотрудникам милиции?

Vertigo [10.08 19:02]

Уважаемый г-н Кучерена,

В Казахстане милицию также переименовали в полицию, но никакого эффекта, как были "гоблинами" так ими и остались. Даже раньше среди них люди были, а сейчас... Ладно о Казахстане...

Так вот вы искренне верите что переименование может изменить систему?

Может все же взять пример с Грузии? Взять и начальником МВД поставить эффективного менеджера, человек который никогда не был связан с милицией и чинухами? Да элементарно сделать такие же прозрачные здания?

Олег [11.08 09:16]

Добрый день, Анатолий!

Не считаете ли Вы кощунством переименование милиции в полицию? Ведь согласитесь - так много негативных моментов связано с этим понятием у нашего народа - это и карательные органы императорской России, и формирования предателей во время Великой Отечественной войны, и многое другое. Не станет ли такое переименование ударом по национальным чувствам некоторых граждан нашего государства и, как следствие, нарушением их конституционных прав, связанных с гарантией свободы совести? Спасибо!

Владимир, считаю необходимым подчеркнуть, что переименование делается не ради самого переименования, а несет в себе особую смысловую нагрузку. А именно, формирование принципиально нового (насколько это возможно) отношения к данному органу.

Термин "полиция" у большинства сотрудников органов внутренних дел не вызывает неприятия. Многие сотрудники милиции считают, что фактически они уже давно полицейские - и по сути, и по форме. В таком качестве милицию нашей страны воспринимает и международное полицейское сообщество. МВД РФ является членом Интерпола — международной полицейской организации.

Романова Н. [11.08 05:07]

г-н Медведев сказал, что отдельного бюджета на переименование не будет и что оно произойдет не сразу, а за чей счет произойдет и как можно представить постепенное переименование такого огромного ведомства?

Конечно, возникает вопрос, сколько государство должно потратить денег. Вы знаете, я даже не хочу рассуждать, какая цифра может быть, но я считаю, что орган правопорядка - это ключевое звено в системе государства. Если мы хотим навести порядок, то мы должны, в том числе, и тратить деньги, а потом уже требовать с тех же сотрудников полиции. Должны быть повышенные требования в части привлечения ответственности в случае нарушения ими закона.

Н.Н. [11.08 05:10]

Чем отличаются понятия "Милиция" и "Полиция" с юридической точки зрения7

Антоха [11.08 13:47]

Добрый день, президент говорил что слово "милиция" уже не отражает обязанностей милиционеров.

В чем разница? как эти слова расшифровываются(если слова милиция и полиция вообще расшифровываются).

они правда думают что это может изменить негативный(сегодня) образ служителя закона?

Наименование "полиция" сложилось исторически. Начиная с XVI века, в Российской империи правоохранительные органы именовались полицией, а милиция появилась только после 1917 года уже в советской России. Общественная палата еще в начале этого года предлагала использовать историческое название, которое и было предложено. Конечно, переименование не должно сводиться только к смене "вывески", речь идет о комплексном изменении всей системы, ее психологии и философии. Идеология милиции формировалась большевиками... Нам пора уходить от тех оков, в которых мы были десятки лет.

Alex [11.08 00:29]

Анатолий, на Ваш взгляд:

1. Не достаточно ли исполнения милицией своих обязаностей в рамках действующих законов и конституции для поднятия общественного мнения? Не это ли главная проблема низкой оценки обществом действий милиции?

2. Не аналогично ли предлогаемое переименование присвоению звания Гвардейский полку с непрофессиональным личным составом, с целью поднять уровень профессионализма?

1. Проблема негативной оценки действий милиции обществом напрямую зависит от уровня профессионализма и компетентности каждого отдельно взятого представителя милиции. Милиция - это административно-исполнительный орган государства, призванный обеспечивать охрану общественного порядка, собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий. В общественном сознании милиция сегодня ассоциируется с организацией, которая не только не защищает своих граждан, но и всячески унижает и пугает их, осуществляя действия, которые могут представлять угрозу жизни граждан. Люди боятся милиционеров, к ним нет никакого доверия. Большинство граждан не спешат обращаться в милицию, а между тем в тех же США полицейский является принципиально важным участником социальных отношений граждан. Там они решают абсолютно любые, зачастую просто бытовые проблемы американцев. Их уважают и им доверяют.

В связи с критически низким уровнем восприятия и доверия к милиции, а также фактической недееспособностью самой структуры, которая насквозь пронизана коррупционными схемами, руководство страны считает необходимым осуществлять меры по кардинальному изменению имиджа, облика и самой внутренней структуры ведомства. Так как именно несовершенство законодательства во многом спровоцировало нынешнее состояние дел. Необходимо прописать и дополнить пункты закона в части меры ответственности сотрудников милиции, сделать так, чтобы у них не было возможности "проявлять инициативу", чтобы буквально каждый их шаг и последовательность действий были отражены в соответствующих документах, усилить контроль за исполнением их обязанностей и в то же время сделать их деятельность более открытой для общества.

2. В данном случае речь не идет только о переименовании. Реформа, в том числе, заключается и в повышении уровня профессионализма сотрудников. Необходимо вводить тестирование и иные формы контроля для кандидатов на должность сотрудника полиции и для действующих сотрудников.

Artur [11.08 11:36]

Добрый день!

Не считаете ли Вы что без усиления чувства гражданской ответственности, гражданского долга и неотвратимости наказания за совершение правонарушения у любого гражданина и чиновника, а так же искоренения правового нигилизма в стране, принятие подобных законов в любой форме не принесет результата?

Если да, то как с этим бороться?

Вы частично сами ответили на свой вопрос. Принятие новых законов, последовательное и обязательное их соблюдение, контроль за их исполнением, - все это основные инструменты, позволяющие повышать уровень ответственности граждан и формировать у них правосознание. И последовательность здесь именно такая: сначала формирование законодательной базы, которая позволяет регулировать все стороны жизни гражданина в обществе, а уже потом, в процессе соблюдения этих законов - формирование гражданской позиции индивидуума, которая базируется на четком понимании своих законных прав, интересов и обязанностей.

Это процесс постепенный, невозможно принятием нескольких законов, пусть даже очень продуманных и актуальных, просто взять и в один момент ликвидировать правовой нигилизм и правовую безграмотность в обществе, которое, по большому счету, не имело опыта функционирования в условиях демократического государства. Поэтому государственная власть, которая сейчас осуществляет последовательную политику по осуществлению комплекса мер, направленных на оптимизацию правовой стороны жизни граждан, идет к цели сразу с двух сторон: стимулирует и оказывает всестороннюю поддержку общественным правозащитным организациям, а также дополняет законодательство, создавая правовое обоснование и поддержку.

Андрей Волков [11.08 00:54]

Здравствуйте!

Я сам попробовал было начать правку предложенного закона, но потом быстро понял, что одному мне это не под силу. Но мой взгляд, закон абсолютно не проработан. Мало того, он в очередной раз показывает бессистемность как в работе руководства страны, так и в подготовке важнейших документов.

Как Вы считаете, не лучше-ли не ломать и заново строить (этим в последнее время наши руководители грешат все больше и больше), так как такие резкие движения все больше и больше расшатывают остатки системы, а мягко доработать существующие законы? И, самое главное, может пора от деклараций перейти к делу и реально исправлять ситуацию, а не менять каждый день законодательств? Ведь никакие законы не заменят здравого смысла, решительности, деловой, а не словесной, активности.

С уважением,

Волков Андрей.

Геннадий [10.08 17:55]

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ":

"Статья 2. Система государственной службы

1. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба"

Однако до настоящего времени правоохранительная служба единственный вид службы, который не регламентирован федеральным законом. Может быть целесообразнее надо принять федеральный закон о правоохранительной службе, а в ныне действующий закон о милиции вполне достаточно внести необходимые коррективы? Проект данного закона давно в государственной думе имеется! Что лично Вы думаете по этому поводу?

Андрей, законопроект "О полиции" действительно не проработан окончательно, но у нас с Вами имеется реальная возможность довести свои предложения и замечания до сведения законодателя. Данный законопроект призван не просто структурировать нынешнюю деятельность ведомства, он является важной составляющей в комплексе мер по реформированию МВД. Речь не идет о разрушении старого и спешном возведении чего-то нового. Это, скорее, системное изменение с целью вдохнуть свежую струю, изменить как внешний, так и внутренний облик ведомства, создать благоприятные условия труда для представителей правоохранительных органов, возродить справедливое уважение граждан к представителям ведомства, наладить тесный контакт между обществом и властью. Для этого просто необходимо что-то менять.

Данный закон в состоянии реально исправить ситуацию. Он более полно охватывает все сферы активности органов правопорядка. Как сказал Сергей Булавин, в новом законе будут конкретно прописаны требования к сотруднику полиции, его обязанности, права, а также запреты, связанные с прохождением службы. Это, в совокупности с другими, в том числе уже принятыми и реализуемыми мерами, позволит значительно повысить профессиональный уровень стража порядка. Что, в свою очередь, приведет к повышению уровня доверия граждан и, наконец, скажется на уровне комфортности проживания на территории России. Сознание того, что "моя полиция меня бережет" и является конечной целью реформы МВД.

Борис [10.08 17:57]

Здравствуйте, Анатолий!

Уже сейчас, на стадии обсуждения, выявилось несоответствие некоторых статей закона Конституции. Предполагаю, их может быть выявлено больше. Проходил ли текст этого нового закона "тестовую проверку" в КС РФ? Как, по Вашему, могло случиться, что Экспертный совет МВД России не "профильтровал" закон на предмет соблюдения статей Конституции, защита которой и является главной обязаностью МВД?

Спасибо зв ответю

Александр [10.08 18:27]

После прочтения нового закона о полиции, можно сделать выводы только о том, что он абсолютно не проработан, в скользких местах еще больше отсутствует конкретика о правах и обязанностях милиционера, за МВД оставляют ряд функций не специфичных для этого ведомства ну и т.д. и самое главное, что в текущем варианте этот закон просто не может решить те проблемы, которые озвучил наш президент, а именно снизить и коррупционную часть, вернуть доверие граждан к сотрудникам правоохранительных органов и т.д. Вопрос состоит в том, может ли Общественная палата реально повлиять на конечный вид законопроекта, будут ли власти и силовики прислушиваться к мнению граждан по данному вопросу или как всегда все решать между собой? Как быть с тем, что текущий вариант закона нарушает прямые конституционные права граждан РФ, в частности статью 27 и статью 25?

Данный законопроект не проходил "тестовую проверку" в Конституционном суде РФ. Проект федерального закона после общественных обсуждений претерпит значительные изменения, и вопрос проверки его положений Конституционным судом, возможно, вскоре будет поднят.

klaas [11.08 16:44]

п.п.2,3,5,7,12,14,15,19,20,23,31,34,41 ст.13 проекта данного закона расширяют и "обеспределивают" действия полиции на основании неких "достаточных оснований полагать",посягают на полномочия эксперта-криминалиста,ФНС,а также Конституцию РФ/ст.31/,противоречат КоАП,УПК,НК.Формат вопроса не позволяет провести доказательный анализ.Вопросы:

1.Что такое "достаточные основания полагать" ?

2.Не считаете ли Вы,что законопроект в его данной редакции сохраняет все ранее существовавшие "кормушки" МВД и добавляет новые для вновь создаваемой полиции?

Спасибо.

1. Статья 13 законопроекта ФЗ "О полиции" - Права полиции. Пункт 2. Полиция вправе проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении, а равно, если имеются достаточные основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или на осуществление определенной деятельности, контроль за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проверять иные документы;

Достаточные основания – это оценочный критерий. В одних случаях достаточные основания связывают с установлением фактических данных, в других - вероятных данных, в-третьих, допускают действия полицейских на основе оперативно-розыскной информации, сообщений прессы и тому подобное.

2. Представляется, что после общественных слушаний законопроект претерпит значительные изменения и будет дополнен с учетом поступивших предложений. Самое главное, необходимо добиться в новом законе прозрачности деятельности правоохранительных органов в целом и конкретного сотрудника в частности.

Алексей [10.08 19:03]

Анатолий Григорьевич здравствуйте.

1. Как по-вашему что подразумевал президент говоря о "обсуждении законопроекта в обществе"? Есть ли шанс что мнение общества будет услышано или же это просто возможность высказаться?

2. Считаете ли вы что возможно изменить систему( МВД ) не меняя её внутренних частей( сотрудников и особенно руководителей )? Каким образом структура способна сама себя реформировать? И самое главное кто будет отвечать когда все эти "потуги"( новый законопроект) с треском провалятся( сомнений в этом нет ни у одного гражданина)? Может ли общественная палата "надавить" чтобы президент назначил министров лично ответственных за реформу. Чтобы в случае провала они лишились своих мест.

Рядовые сотрудники действительно рискуют своим здоровьем и жизнью в отличии от высшего руководства. Если президента не устраивает облик МВД, то логично начать с отставки соответствующих министров. Именно они в большей степени портят "бренд" МВД.

Как вы считаете откуда надо начинать реформу, "снизу" или "сверху"?

И главный вопрос:

По каким критериям можно будет судить удалась реформа или нет?

1. Одной из основных целей нового законопроекта является его открытость. Закон должен быть не только для сотрудников, но и для граждан. Именно для учета мнения общества законопроект так широко обсуждается. Конечно, все предложения учесть очень сложно, ведь уже поступило более 15000 комментариев. Для того чтобы максимально учесть мнение общественности, в ближайшее время будет проведено заседание Комиссии Общественной палаты.

2. Я разделяю Ваше мнение о том, что во главе реформы МВД не должен стоять министр внутренних дел. Наиболее конструктивным решением данного вопроса было бы проведение реформы обществом. Необходимо существенно изменить кадровую политику, и проводить реформу как "сверху", так и "снизу".

Понятно, что такой острый вопрос, как функции правоохранительных органов, не оставляет никого равнодушным, и за время общественного обсуждения законопроект нашел как сторонников, так и противников. Я не совсем разделяю ваш пессимизм относительно данной реформы – ведь то, что президент принял решение опубликовать законопроект в сети интернет, как мне кажется, очень важно. Уже видно, какое количество человек обсуждает законопроект.

Оценивать результаты реформы МВД, на мой взгляд, можно будет только позже, когда он вступит в силу.

Александр [10.08 17:47]

Уважаемый Анатолий Григорьевич!

1. Блогеры считают, что новый закон усиливает репрессивный характер полиции. А меняет ли новый закон что-либо принципиально в позитивную сторону? Если не считать обязанности полиции рассказывать СМИ о своей деятельности.

2. Если закон "О полиции" не претерпит сильных изменений после общественного обсуждения, будет ли Общественная палата настаивать на внесении в закон изменений, например, основываясь на Вашем проекте реформы МВД?

Н.Е.Согласный [10.08 17:33]

Велики ли шансы у этого закона быть принятым федеральным собранием в нынешнем виде? Реально ли воспрепятствовать предусмотренному этим законопроектом усилению репрессивного потенциала милиции-полиции?

Евгений [11.08 10:03]

Здравствуйте.

Анатолий, участвуйте ли вы в обсуждении закона о полиции на сайте, если да то какие статьи комментируйте и какие из них на ваш взгляд самые противоречивые\бестолковые ?

1. Я не вполне согласен с тем, что новый законопроект усиливает репрессивные функции милиции. Вынесение данного законопроекта на всенародное обсуждение в интернете уже наглядно демонстрирует готовность государственных органов к поиску максимально правильного решения.

После обсуждения законопроекта, я думаю, он существенно изменится. Я и другие члены Общественной палаты намерены в сентябре провести расширенные слушания и выработанные предложения отправить президенту РФ, Дмитрию Анатольевичу Медведеву.

2. Общественная палата активно работает в данном направлении, в сентябре планируется проведение слушаний по обсуждению законопроекта, результатом которых станут конкретные предложения для направления президенту.

Wlad [11.08 01:23]

Здравствуйте Анатолий. В самом начале проекта закона ст.1 п.1 есть чудовищная фраза по поводу функций по выработке и реализации государственной политики. Убежден, это не ее функции. Полиция не должна быть послушным орудием насилия в руках правительства. Она должна быть вне политики и служить народу и Конституции. Ваше мнение? Честь имею.

Полиция не может быть изначально полностью самостоятельным органом, так как она создается государством как инструмент регулирования жизни граждан в обществе.

На сегодняшний день, очевидно, что власть осознает необходимость в переменах, активно способствует реформированию системы МВД, а механизм выполнения этой реформы в данном случае осуществляется посредством работы полиции.

Владимир [10.08 17:36]

Добрый день, Анатолий!

В новом проекте закона "О полиции" в ст.9 п.5 в частности говорится, что полицейский должен будет извиниться перед гражданином в случае ущемления его прав.

Так вот я считаю, что такое извинение следует осуществлять в письменном виде. Думаю, это повысит ответственность полицейских, а заодно и подкрепит статус полиции как структуры, реально признающей свои ошибки.

Каково Ваше мнение по этому поводу?

С уважением, Владимир. г.Пенза

Как вариант извинение в письменной форме вполне оправдывает себя. Но не думаю, что его нужно сделать единственно верным. Так как условия работы полицейских далеко не всегда способствуют такой форме извинения, у них просто физически может не быть возможности написать извинительную записку. Поэтому необходимо продумать, за какие ошибки можно отделаться устным извинением, а за какие в строгом порядке полицейский должен извиниться только в письменной форме!

Виталий [10.08 23:35]

Анатолий Григорьевич!

Вы юрист, и у Вас, вероятно, есть опыт знакомства с Законами (и проектами), составленные не в Российских (советских) ведомствах.

Неужели ВСЕ пишут так же БЕССИСТЕМНО?

(Бессистемность начинается с первой статьи из трех пунктов.)

Воспринять документ в подобном стиле едва ли возможно при объеме документа более трех страниц, если не пытаться систематизировать его самостоятельно с бумагой и карандашом.

Я, инженер, привыкший к технической документации, где тоже не все и не всегда ГЛАДКО, но не до такой же степени!

Я даже не настаиваю на компьютерном варианте с автоматическими перекрестными ссылками.

Неужели никто нигде не озабочен проблемой систематизации (структуризации) текстов, описывающих трудно формализуемые системы формализованными методами.

Мои вопросы имеют право на существование только в случае, если изначально не поставлена цель - все запутать.

КАК учитывать, обрабатывать и обсуждать в парламенте замечания и поправки, чтобы не оказаться в позиции "слона живописца" С.Михалкова ("Взглянули звери на пейзаж. И все сказали: ЕРАЛАШ!") при ТАКОЙ исходной "продукции".

Алексей [11.08 14:59]

Доброго времени, уважаемый Анатолий!

1. А есть ли вообще у власти кто-либо, кто отвечает за системный подход к постановке задач написания законопроектов?

2. Учитываются ли при написании подобных проектов обратные связи с уже существующим законодательством и иными правовыми актами?

Если да - то где, кем и как?

Действительно, систематизация законодательства является достаточно большой проблемой. Еще раз повторюсь, что для того чтобы исправить все недоработки законопроекта, в ближайшее время будет проведено заседание Комиссии Общественной палаты, на котором будут присутствовать блогеры, члены общественности, представители законодательных и исполнительных органов власти.

Алексей [11.08 15:27]

Если в Штатах полицейский остановит граждина просто так, он может сам сесть в тюрму за ограничение свободы. У нас же, милиционер может всегда найти кучу способов для "проверки документов" и ему НИЧЕГО не будет. Будет ли в новом законе исправлен этот изъян. А также, будет ли, если как в Штатах Вас остановили не законно, то и если и нашли, нарушение, то оно не действительно, т.к. е могли они даже установить Вас. К примеру, потребовали регистрацию, когда даже остановить меня не могли, то даже если и нет у меня её, ничего мне не будет, т.е. милицейский просто не имел права меня останавливать.

Вы правы: для того чтобы остановить кого-нибудь на улице, полицейский большинства штатов США должен иметь ордер на арест или обыск этого человека или "основательную причину" (reasonable suspicion) подозревать, что человек, которого он собирается остановить, совершил или намерен совершить правонарушение. Полицейский имеет право обыскать человека, если у него есть ордер на обыск (search warrant) либо если имеют место чрезвычайные обстоятельства (exigent circumstances), а именно: полицейский имеет основания тревожиться за свою безопасность, либо видит на вас при беглом зрительном осмотре что-нибудь нелегальное (оружие, наркотики).

Оба аргумента (насчет безопасности или о том, что нелегальная вещь была видна) используются полицейскими довольно часто и нередко безосновательно. Ни в одном государстве мира нет идеальной полиции или идеального общества. Однако, безусловно, позитивный опыт США и большинства европейских стран должен учитываться при разработке такого важного для всего российского общества закона.

link [10.08 22:57]

Нигде в мире нет такой огромной полицейской армии, как в России. Я имею ввиду внутренние войска, входящие в структуру МВД. Там солдаты тоже носят милицейскую форму, хотя и служат по призыву. Но об этом в новом законе "О полиции" - ни слова.А Вы что скажете?

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Задачи внутренних войск МВД России определены в Федеральном законе "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Илья, НН [10.08 23:49]

Добрый день,Анатолий Григорьевич. Обращаюсь к Вам,как гражданин не с юридическим образованием. Считаете ли Вы, что необходимо ужесточить наказания за преступления,совершенные при исполнении обязанностей и вообще сотрудниками полиции?

На Ваш взгляд, каким образом можно повысить требования к поступающим в ряды полиции и насколько в действительности система набора будет эффективной? Каким образом будет осуществляться контроль над деятельностью полиции? Есть ли в этом законопроекте положения,которые, ввиду своей неоднозначности, недобросовестные сотрудники полиции могут использовать в личных корыстных целях? И,наконец, есть ли у Вас или членов Общественной палаты уже какие-то предложения по доработке данного законопроекта?

По моему глубокому убеждению, полиция как орган правопорядка - это ключевое звено в системе государства. Если мы хотим навести порядок, то мы должны, в том числе, и тратить деньги, и реформировать систему, изменить не только название, но и уровень правовой культуры и правосознания сотрудников полиции и граждан.

Думаю, обозначенная Вами проблема также нуждается в подробном обсуждении в рамках реформы МВД. Что же касается доработки данного законопроекта, как мной уже было сказано, я и другие члены Общественной палаты намерены в сентябре провести расширенные слушания и выработанные предложения отправить президенту РФ, Дмитрию Анатольевичу Медведеву.

Антон [11.08 03:44]

Добрый день!

Много говорят о нарушении Конституции, ущемлении прав граждан, усилении репрессивного потенциала полиции. Однако, почти никого не интересует, что в законопроекте "О полиции" практически отсутствуют положения о социальных гарантиях сотрудникам полиции, денежном довольствии, материальном стимулировании, но, напротив, в изобилии различные ограничения и запреты в связи со службой в полиции.

Будет ли каким-либо образом исправлен подобный дисбаланс в отношении самих сотрудников?

С уважением, Антон.К. г.Абакан

Алексей [11.08 09:16]

Почему в законопроекте ничего ни сказано о бесплатном проезде к месту проведения отпуска и обратно, а так же членов их семей или это все таки будет компенсироваться заработной платой.

Старый [11.08 09:38]

Доброго времени суток! Изучив "законопроект" прихожу к выводу, что сотрудники данного силового ведомства жестко урезаны в своих конституционных правах. Так им запрещается давать оценку деятельности власти, а также на них распространяются иные ограничения. Согласен с тем, что определенные корпоративные правила вводить допустимо, но каким образом будет компенсироваться ограничение прав сотрудников? Не кажется ли Вам, что пока будут нарушаться конституционные права сотрудников невозможно от них требовать эффективной защиты и соблюдения закона?

Я считаю, что социальные гарантии, социальный пакет полицейского – это ключевые вопросы. Денежное довольствие сотрудникам полиции нужно значительно повысить - нужно создать нормальные условия для работы, нужно предоставлять жилье. Я, как и все члены Комиссии, знаю, что вопрос предоставления жилья – один из самых главных. В Комиссию приходит огромное количество обращений от сотрудников органов правопорядка, которые, работая много лет, не могут получить жилье.

Кроме того, по моему мнению, сотрудников необходимо вывести из той среды, в которой они сейчас оказались. Эта среда достаточно неблагополучная. Потому что когда сотрудник понимает, что у него нет возможности в другом месте заработать деньги, и при этом есть соблазн получить доход, общаясь с гражданами, с предпринимателями, это приводит к коррупционным процессам, в том числе, к уголовной ответственности, это ломает судьбы людей.

Иван Добровольский [11.08 01:41]

Здравствуйте, Анатолий Григорьевич.

1. Считаете ли Вы, что возможное преобразование милиции в профессиональную полицию, как говорит г-н Нургалиев, сможет привести к снижению численности сотрудников полиции (сейчас ок. 9,5 человек на 1000 жителей) и увеличении качества их работы?

2. Возможно ли, что некриминальная полиция станет универсальной (как в США, например) и каждый полицейский действительно будет обязан противодействовать незаконным действиям граждан (сейчас, насколько я понимаю, это отражено только в з-не "О милиции" и расходится с внутренними распоряжениями МВД)?

3. Возможно ли, что сократится бюрократическая составляющая в процессуальном законодательстве?

4. Как по-вашему должна проходить переаттестация и дообучение текущих кадров в случае реформы?

1. В данном вопросе я солидарен с Рашидом Гумаровичем Нургалиевым и также считаю, что преобразование милиции в профессиональную полицию сможет привести к снижению численности сотрудников полиции и улучшению качества их работы. Мы отправляли президенту ряд своих предложений о реформировании. Например, упразднить ряд дублирующих подразделений в структуре МВД. За счет этого освободится большое количество денежных средств, которые пойдут на повышение зарплат сотрудникам

2. Так как речь идет о федеральной полиции, я думаю, что как раз такой орган и должен быть создан. Данный орган, прежде всего, должен противодействовать организованной преступности, коррупции в органах власти, терроризму, экстремизму, должен заниматься незаконным оборотом наркотиков, преступлениями в сфере высоких технологий, массовыми беспорядками.

3. На мой взгляд, перспектива сокращения бюрократической составляющей весьма реальна. Законодателем было закреплено несколько положений о различных видах контроля за деятельностью полиции: государственный контроль, осуществляемый президентом Российской Федерации, Федеральным собранием Российской Федерации, правительством Российской Федерации и судебными органами в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (статья 51), общественный контроль, осуществляемый гражданами, Общественной палатой, общественными наблюдательными комиссиями, Общественными советами, образуемыми при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и при территориальных органах, входящих в его систему (статья 52), и прокурорский надзор (статья 53).

4. Кадровый отбор будущих сотрудников полиции должен существенным образом измениться. Тот, кто желает работать в органах внутренних дел, должен обязательно проходить тестирование. Наша страна нуждается в сотрудниках правоохранительных органов, которые будут обладать юридическими знаниями и высокими морально-этическими качествами.

Алексей [11.08 14:22]

Как полиция будет относится к милиции?

Вопрос не случаен, ведь милиция не единовременно станет полицией, а для этого должны произойти ряд процессов. Например, собеседование сотрудника милиции ради права стать полицейским.

Заинтересована ли будет полиция в наборе бывших или нынешних милиционеров или им будут интересны люди образованные, с определенным уровнем IQ, доказавшие, что не заинтересованы во взятках и унижении граждан.

Вопрос кадровой политики и вопрос о социальных гарантиях – вот краеугольный камень всех дискуссий. Я уже читал некоторые комментарии на сайте "Законопроект – 2010", о том, что в милицию идут те, кто не имеет образования, не хочет работать в других отраслях. На самом деле, это не так. Для того чтобы навести порядок, нужно проводить тестирование тех граждан, кто хотел бы стать сотрудником органов правопорядка, и тех, кто работает сегодня в милиции. Перед российским обществом сегодня стоит достаточно трудная задача – перевести тот орган, который сегодня именуется милицией, на качественно новый уровень, новый уровень образования и правосознания.

Иван Добровольский [11.08 01:45]

Уважаемый Анатолий Григорьевич!

Ещё один вопрос: возможно ли надеяться в случае реформы на публикацию статистики по криминогенной обстановке (как в тех же США) для обеспечения бОльшей обратной связи полиции с обществом? Предусматривает ли закон вообще создание/укрепление обратной связи?

В соответствии с законодательством Российской Федерации, пунктом 6 статьи 8 законопроекта "О полиции", полиция предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Таким образом, соблюдение данной статьи сотрудниками полиции будет способствовать возможности доступа граждан нашей страны не только к статистическим данным о криминогенной обстановке, но и к большому объему другой не менее важной и необходимой информации.

Сергей [11.08 10:25]

1. Что станет с участковыми милиционерами?

2. Познакомившись с проектом закона, кому по Вашему мнению будет в первую очередь служить полиция: государству или гражданину?

3. Будет ли создана дорожная полиция?

1. Участковые милиционеры, прошедшие необходимый отбор, станут участковыми уполномоченными полиции. Более того, этой категории сотрудников гарантируются дополнительные социальные гарантии: в соответствии с пунктом 3 статьи 46 законопроекта, сотрудники полиции, замещающие должность участкового уполномоченного полиции, не имеющие жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечиваются жилыми помещениями.

2. Я уверен, что данный закон должен быть не столько для сотрудников МВД, сколько для граждан. Этого же мнения придерживался и законодатель - в соответствии со статьей 9 законопроекта - полиция при осуществлении своей деятельности должна обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

3. Дорожная полиция, конечно, должна быть создана. Реформа МВД должна быть комплексной, она должна затронуть всю структуру сегодняшнего МВД. Дорожная полиция уже доказала свою эффективность в таких странах как Великобритания, Франция, Италия, США. Хотелось бы надеяться, что российское общество вместе с руководством страны смогут изменить не только название, но и качество работы ГИБДД.

Сергей [11.08 08:43]

Как вы считаете, выборность представителя правопорядка (шерифа) ну хотя бы на самом маленьком муниципальном уровне, хотя бы где-нибудь в деревнях имеет шанс быть принятой в России?

Данное предложение достаточно интересно. Как известно, подобная должность существует в США, где шерифы обычно подразделяются на три основные категории:

Шерифы с минимальными правами — отвечают за управление тюрьмой, транспортировку заключенных, в их обязанности входит: обеспечение безопасности судов, вручение повесток в суд и другое, а также проведение аукциона по продаже заложенной недвижимости или конфискация имущества по решению суда.

Шерифы с ограниченными правами в дополнение к вышеперечисленным обязанностям выполняют традиционные правоохранительные функции, такие как расследование преступлений и патрулирование внутри своего округа.

Шерифы, выполняющие весь набор правоохранительных функций, независимо от границ округа.

Такая система уже показала свою успешность на практике: как правило, шерифы достаточно независимы и подчиняются только конституции и законам страны. Не секрет, что в нашей стране главы местного самоуправления "связаны по рукам" директивами из "центра", что способствует коррупционности и беззаконию "на местах".

Корпорал [10.08 17:37]

Как думаете, как будут преобразованы отряды ОМОНа? Какие функции у них появятся?

Полиция так же рьяно будет разгонять митинги?

На данный момент, в соответствии с указом президента РФ от 12.02.1993 N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации", ОМОН относится к милиции общественной безопасности и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации. Основное предназначение ОМОНа - выполнение опасных заданий в городских условиях, включая захват и ликвидацию вооруженных преступников, а также силовое подавление массовых беспорядков. Это специально обученные сотрудники с огромным опытом решения по-настоящему трудных задач: ликвидация последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, а также чрезвычайных событий криминогенного характера; участие в мероприятиях, проводимых в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Таким образом, мне кажется преждевременным обсуждать вопросы преобразования ОМОНа, однако, очевидно, что данное структурное подразделение будет сохранено и в системе полиции.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15