Лента добра
Главное
Больше интересного — в нашем Twitter

Ректор Московского технологического института "ВТУ" Григорий Бубнов и генеральный директор Moscow Business School Евгений Плужник

Пресс-конференция
03.12 21:02
Григорий Бубнов (слева), Евгений Плужник. Фотографии МТИ
Григорий Бубнов (слева), Евгений Плужник. Фотографии МТИ "ВТУ"

Ректор Московского технологического института "ВТУ" Григорий Бубнов и генеральный директор Moscow Business School Евгений Плужник

Каковы перспективы дистанционного образования?
В последние несколько лет технологии развиваются с огромной скоростью. Новые технологии коммуникаций и представления информации позволяют иначе подойти к процессу образования – сейчас можно обучаться какой-либо профессии, не выходя из дома. Насколько распространено дистанционное образование в России? Знания в каких областях можно получить по интернету? Можно ли повысить квалификацию или получить новую профессию с помощью подобных программ обучения? Каковы преимущества и недостатки такого типа обучения? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответили ректор Московского технологического института "ВТУ", президент IMD Alumni Club of Russia, доктор экономических наук Григорий Бубнов и первый проректор МТИ "ВТУ", генеральный директор Moscow Business School Евгений Плужник.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Анна [26.11 15:59]

Что вбирает в себя дистанционное образование? Это чтение электронных книг или же это еще и видео-конференции (подобно тем, что мы делаем в Skype)… какие технологии применяются для передачи знаний через интернет?

На сегодняшний день дистанционное образование включает в себя значительно больше, чем чтение электронных книг. Алгоритм учебного процесса следующий:

1. Сначала происходит входное тестирование или экзамен для оценки имеющихся знаний.

2. Затем предоставляется доступ в систему дистанционного обучения - к образовательному контенту, состоящему из электронных учебников, видеолекций, флеш-анимаций и виртуальных практикумов.

3. В ходе обучения проводятся он-лайн семинары (вебинары) и видеолекции.

4. По прохождению отдельных модулей проводится тестирование знаний и пишутся курсовые работы, которые проверяются в системе "Антиплагиат" и после этого подвергаются проверке преподавателями.

5. Групповая работа происходит на форумах. На форуме обсуждается определенная ситуация, как правило, модератором форума выступает тьютор.

6. Также тьютор дает индивидуальные задания, которые потом подвергает проверке.

7. По ряду предметов возможно выполнение виртуальных лабораторных работ.

8. На сессиях, которые проводятся в очном формате, проводятся те лабораторные работы, которые невозможно провести в он-лайн формате, а также происходит сдача экзаменов и зачетов.

9. Также на сессиях в очном формате отрабатываются навыки, которые невозможно отработать в он-лайн формате.

10. Итогом является написание выпускной аттестационной работы и ее защита.

Наиль [29.11 08:37]

Уважаемый Григорий, Евгений!

Несколько вопросов, связанных с моими ближайшими планами по получению дистанционного образования:

1. Какие организации по вашему мнению являются лидерами в предоставлении дистанционного обучения в России по бизнес-образованию: менеджмент, финансы, маркетинг в сфере управления проектами в высокотехнологичных отраслях? Есть ли аналогичные лидеры за рубежом, предоставляющих обучение для англоговорящих россиян?

2. Какой формат проведения дистанционного обучения считается наиболее эффективным на сегодняшний день?

Петр [28.11 17:46]

Здравствуйте! Какие западные ВУЗы предоставляют возможность дистанционного обучения для россиян? Пользуются ли они популярностью?

1. На наш взгляд, российские ВУЗы на данный момент находятся в самом начале пути, лидерами в области дистанционного обучения являются Томский государственный университет управления и радиоэлектроники, Тюменский государственный университет, Московский институт менеджмента, экономики и права, Московский технологический институт.

В области дистанционного бизнес-образования лидером в СНГ является Московская бизнес школа, очень интересные вебинары и видеоконференции проводит Московская школа эправления "Сколково".

Что касается предложений американских и европейских бизнес-школ и вузов, то выбор здесь велик: американские можно выбрать в этом каталоге, лидерами являются Phoenix University, Kaplan University и Capella University. Европейские бизнес-школы можно подобрать из этого рейтинга.

2. На наш взгляд, наиболее эффективным является комплексный формат (blended education), сочетающий в определенной пропорции оффлайн и онлайн обучение. Для каждой специальности соотношение должно определяться специалистами, в среднем соотношение должно быть в пределах 80 к 20, где 80 процентов - дистанционное обучение и 20 - интенсивные очные занятия.

Юрий [26.11 13:22]

Здравствуйте, Господа.

Неквалифицированные спец-ты настоящий бич современного работодателя. В рамках тезиса:

1.Скажите как вы себе видите проблему подтверждения полученных знаний? Ведь проблема несколько шире чем котируемость диплома.

2.Считаете ли вы перспективным удаленный консалтинг при оценке квалификации претендента на должность? Мне кажется такие услуги будут все более востребованными работодателями.

3. Чем принципиально отличается просмотр курса видео лекций от дистанционного обучения? Как решается проблема с обратной связью между абитуриентом и лектором?

4. Имеет ли право на жизнь модульная система, когда читается какой-нибудь узкоспециализированный короткий курс, а абитуриент сам выбирает набор этих курсов?

На Петербургском Экономическом Форуме в этом году на одной из панелей рассказывали о популярности мини университетов, ориентированных в основном на иностранных студентов. Из-за значительной разницы в стоимости образования. Отсюда вопросы:

5. Как вы относитесь к преподаванию в России на английском языке? Ваша целевая аудитория? Планируется ли привлечение иностудентов для снижения стоимости?

Хочется пожелать успехов в создании схем при котором вам выгодно учить а нам выгодно учиться. :) ну и чтобы это было действительно массовая услуга.

Заранее спасибо за ответы.

Спасибо Лента.Ру за интересную тему

С уважением, Юрий.

1. Есть два аспекта так называемого "подтверждения полученных знаний". Один можно назвать "педагогическим", когда в процессе обучения происходит аттестация или оценка полученных знаний, навыков. Другой аспект – "социальный", когда выпускник выходит на рынок труда, с новым качеством своей рабочей силы.

По-видимому, Вас больше интересует второй аспект. Полагаем, что рыночная экономика внесла достаточно универсальную схему принятия на работу, занятия искомой должности – схему прохождения так называемого "испытательного срока". Именно в этом процессе происходит выявление квалификационных характеристик соискателя на предмет соответствия должностным обязанностям или инструкциям. Если такого соответствия нет, то работодатель, не взирая на 1 или 5 дипломов, уволит незадачливого соискателя…

И еще. О так называемой "котировке" диплома. Это – вопрос рейтинга вуза. Чем меньше срок трудоустройства после окончания вуза и выше размер оплаты труда, то тем выше рейтинг вуза и "котировка" диплома. Это – мировая практика.

2. Удаленная "оценка" квалификации – это выдача производственного задания. Здесь две опасности: работодатель может выдавать сотни заданий без последующей оплаты, паразитируя на соискателях. А с другой стороны, вряд ли он пойдет на это: задание может включать информацию коммерческого характера, составлять тайну.

На наш взгляд, наиболее жизнеспособная форма - это отбирать потенциальных работников еще в процессе обучения, наблюдая за траекторией развития.

3. Отличие такое же, как и отличие частного от общего. Дистанционное обучение это – система формализации, передачи и контроля знаний. Еще Эдисон считал, что появление фонографа предопределит революцию в образовании. Однако этого не произошло и с появлением радио и телевидения. Должна быть интерактивность. Новые инфо-телекоммуникационные технологии позволяют добиться этого. Но даже самые идеальные технологии не заменят очного обучения.

4. Кредитно-модульная система – это логическое разбиение учебного курса на модули, равные по трудоемкости усвоения одной зачетной единицы (кредита). А выбор происходит и сейчас (только не абитуриентом, а студентом): в учебном плане всегда присутствуют так называемые "дисциплины по выбору" студента.

5. Для снижения цены обучения для соотечественников? – Нет. Мы вообще считаем, что "качество" услуги должно быть одинаково вне зависимости от местожительства клиента. Тогда и цена должна быть одинакова. Интернет как кольт – уравнивает всех :-). Однако если формализация и контроль знаний идет, например, на английском или ином языке, то здесь есть дополнительные расходы, которые должны быть, безусловно, компенсированы.

Leonid [27.11 09:33]

Вопрос к представителю Московской бизнес школы. Как вы считаете насколько дистанционное обучение подходит формату MBA? Понятно, что это решает вопрос времени и места учеба для занятных людей, но на данном этапе ключевая задача - это развитие навыков, а не зубрежка терминов. Потому многие западные программы проводят выездные сессии (и часто не одну) в другие страны, не говоря уже о дискуссиях в классе и неформальное общение. Насколько дистранционная форма корректна для программ MBA?

Как мы уже говорили выше, идеальный формат обучения - это комплексный формат обучения (blended education), при котором дистанционное обучение сочетается с очным обучением и стажировками. Вы совершено правы, кроме знаний необходимы еще и навыки, которые довольно сложно приобретать при дистанционном обучении. Однако вопрос соотношения времени, затрачиваемого на обучение вместе с косвенным временем на транспорт, является основным. Сегодня я ехал на утреннее совещание порядка полутора часов, в такие дни меня все больше посещают мысли, почему бы не проводить совещания в Second Life.

В линейке программ Московской Бизнес Школы есть программы любой продолжительности и комбинации форматов обучения. Начиная от очной недельной директорской программы обучения, потом программы на 650 часов с очной сессией в Москве или в одном из городов Европы, в зависимости от отрасли, затем программы на 1200 часов с двумя сессиями в Москве и стажировками, например, в Париже или Лондоне, и заканчивая full-time программой совместно с Lincoln University, USA.

Алексей [29.11 01:34]

Какой популярностью на западе пользуются дистанционные программы высшего обучения и MBA?

Дистанционное бизнес-образование довольно популярно в США и Европе. Первое место в мире по количеству студентов на программах MBA занимает бизнес-школа при Phoenix University, к которой дистанционно обучаются порядка 50-ти тысяч студентов, на втором месте Эдинбургская бизнес школа - 8560 студентов, на третьем месте программа MBA University of Leicester - порядка 7200 студентов, на четвертом месте в мире мы с 5630 студентами по состоянию на 1 декабря 2010 года.

Людмила Нечаева [26.11 20:01]

Людмила Нечаева

Здравствуйте, возможно ли дистанционное обучение по школьной программе, начиная с первого класса? Существуют ли подобные учебные заведения на текущий момент и насколько эффективно проходит такое обучение?

Людмила, очень правильный и своевременный вопрос. Существует следующая классификация людей – analog generation, shift generation и digital generation. Аналоговое поколение - это поколение людей, появившееся до появления компьютеров и интернета, им сложно воспринимать информацию с экрана и они практически не пользуются компьютерами. Изменяющееся поколение (shift generation) - это поколение, начавшее активно использовать компьютер уже в сознательном возрасте. Цифровое поколение - поколение, которое не знает мира без мобильного телефона, компьютера, игровых приставок. Дети начинают раньше писать смс-ки, чем приобретают навыки рукописного текста. На наш взгляд, цифровое поколение будет учиться гораздо быстрее своих родителей. Это будет возможно при наличии правильно составленных образовательных программ.

С чем это связано? При дистанционном обучении мозг ребенка может осваивать гораздо большие массивы информации, так как не затрачивается время на лишние операции.

Наиболее ярким примером на данный момент времени является Education Program for Gifted Youth Stanford University, Школа для талантливой молодежи Стэнфордского университета. С данной школой сотрудничает большинство ведущих американских средних школ, на сегодня по этой программе занимается порядка 50 тысяч американских детей и детей из других стран. Самым талантливым ученикам по окончанию присуждаются гранты на обучение в Стэнфордском университете.

В России таким примером является Заочная физико-техническая школа при МФТИ, однако по своей технологичности она существенно уступает EPGY.

Александр [26.11 14:52]

Уважаемый Григорий!

1. Способно ли дистанционное образование искоренить коррупцию в вузах?

2. Можно ли говорить, что этот уровень передачи знаний не только удобен, но и экологичен?

3. По информации с сайта вашего вуза, вы преподаете в дистанционном формате не только "популярные" для всех вузов предметы (маркетинг, менеджмент и т.п.) но и в т.ч. строительство и электроэнергетику, насколько правильно преподавать столь сложные науки в дистанционном формате?

4. Насколько корректно сдавать экзамены через интернет?

2. Да, конечно (если иметь в виду, что клиент не приезжает на своем авто в ВУЗ и тем самым не загрязняет окружающую среду… Шутка).

3. По техническим направлениям не так все просто. Государственный или корпоративный образовательный стандарт предусматривает обязательное проведение лабораторных работ и практических занятий. И это – правильно, ибо выпускник должен обладать не только знаниями, но и умениями и практическими навыками. Последнее пока не может быть достигнуто и за счет, например, компьютерных (виртуальных) лабораторных практикумов. Практикумы же "удаленного доступа" и дороги, и редки. Не случайно в мире нет тех вузов, которые готовят "технарей", применяя стопроцентные интернет-технологии. Здесь следует применять технологии "смешанного обучения" (blended learning или flexible learning). Подобными организационными технологиями мы обладаем и активно их внедряем.

Василий [26.11 18:28]

Дистанционное образование во многом похоже на заочное, но существует главное отличие - в дистанционном образовании процесс обучения проходит практически без всякого непосредственного контакта между студентом и преподавателем.

Каким образом вы видите решение данной проблемы?

Если иметь в виду законодательство Российской Федерации, то есть установленные формы обучения (очная, очно-заочная, заочная, экстернат и другие) и педагогические технологии. К последним относятся дистанционные образовательные технологии, которые применимы ко всем выше обозначенным формам обучения. Если брать Ваш пример (заочное обучение), то и здесь есть определенные организационные формы непосредственного педагогического контакта. Однако этот контакт может реализовываться в дистанционной форме: видео-лекция, вебинар, ЧАТ, форум.

Константин Кочнев [26.11 21:57]

Уважаемые Григорий и Евгений! Позвольте вначале небольшую реплику. У меня трое детей. Все они получили "семейное образование" - мы с женой взяли на себя ответственность, дети наши в школе только аттестовывались и закончили её экстерном. Старшему сыну 27 лет, он кандидат химических наук, окончил МИТХТ им.М.В.Ломоносова и аспирантуру, и факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им.М.В.Ломоносова (второе высшее). Младший сын, 25 лет, окончил те же вузы, диссертацию по химии должен защищать после Нового года. Дочь, 17 лет, студентка 3-го курса МИТХТ. Причина, побудившая нас самим заняться обучением своих детей - мы поняли, что можем это сделать лучше, чем доступная нам школа. Но всем советую крепко подумать, прежде, чем браться за такое дело! Вопрос же следующий. Я читал на сайте Deutsche Welle, что в Германии, по данным социологов, работодатели ценят дистанционное образование даже выше очного. Причина: качество дистанционного образования там ничем не отличается от обычного, что достигается хорошим информационным обеспечением и качеством экзаменов при отсутствии коррупции. А проводились ли какие-то исследования об отношении работодателей к российскому дистанционному образованию? В каких отраслях в России ценят "заочников"?

Да, не каждому под силу сделать то, что Вы сделали для своих детей!

По Вашему вопросу. Есть как бы общий тезис: работодатель должен ценить того специалиста, который, получив знания дистанционно, и далее способен их пополнять, не прерывая работу. Он научился учиться в интернете. Для него вся последующая (после вуза) жизнь – это обучение длиною в жизнь. Это – 30-35 лет постоянного "образовательного консалтинга", который позволяет преодолевать противоречия между его квалификационными характеристиками и новыми должностными обязанностями, задачами, вопросами, проблемами.

Если говорить о российских работодателях, то вряд ли они представляют себе ценность этих новых технологий. Исключением могут быть крупные распределенные сетевые корпорации, которые просто вынуждены применять данные технологии в повышении квалификации, ибо это и "единые знания", и экономия времени/денег. Это и мировая практика. Идет создание корпоративных университетов (learning organization) как отражение не высокой, к сожалению, результативности существующих систем образования, но усиливающейся диверсификации труда, сокращения жизненного цикла технологий. Смотрите опыт мировых компаний: McDonalds (Hamburger University), IBM (IBM Global Learning), Microsoft, Cisco Systems, Xerox, Ford (Ford Learning Network), Reuters и другие.

О каких-то значимых современных исследованиях востребованности новых технологий среди работодателей России нам неизвестно.

Константин Кочнев [29.11 17:10]

Уважаемые Григорий и Евгений! Возникает ощущуние, что по уровню развития дистанционного образования Россия отстаёт, например, от Евросоюза. Это на самом деле так?

В октябре 2000 года в Брюсселе Комиссией Европейского сообщества был опубликован Меморандум по учебе через всю жизнь (УЧВЖ). Исходными его посылками явились следующие: большинство предложений нынешних систем образования организуется и преподается так, как если бы традиционные методы планирования и организации жизни людей не изменились за последние полвека; учебные системы должны адаптироваться к образу, которым сегодня люди живут и познают жизнь. Была введена новая терминология: "LifeLong" (учеба через всю жизнь) – акцентирует внимание на времени – постоянно или периодически; "LifeWide" (учеба во всей жизни) – обогащая картину, акцентирует внимание на размах учебы, которая осуществляется во всем диапазоне нашей жизни, на любом ее поприще. Девизами Меморандума стали: "Неразрывный континуум – "от колыбели до гроба"; "Управление "портфелем времени – жизнью". Здесь же была сформулирована общеевропейская Стратегия:

1. Обеспечение всеобщего и постоянного доступа к учебе для получения и обновления умений, необходимых для длительного участия в обществе знаний.

2. Заметное увеличение инвестиций в человеческие ресурсы для того, чтобы установить приоритет наиболее важного достояния Европы - ее людей.

3. Разработка эффективных методов преподавания и учебы и условий для континуума учебы всю жизнь и во всех ее проявлениях.

4. Значительно расширить области, в которых участие в учебе и ее результаты понимаются и ценятся, особенно неофициальная и неформальная учеба.

5. Обеспечение того, чтобы каждый имел легкий доступ к высококачественной информации и советам о предложениях учебы во всей Европе и в течение всей жизни.

6. Предоставление УЧВЖ как можно ближе к учащимся, в их собственных общинах и при поддержке, где целесообразна информационно-вычислительная техника (ИВТ).

Следует отметить, что в рамках Стратегии особое место занимает "e-Learning" как часть инициативы "e-Europe".

E-Learning – это прежде всего планирование завтрашнего образования. Поэтому ставятся следующие задачи: все люди, заканчивающие школу, должны иметь цифровую грамотность; введение диплома о базисных умениях работы на компьютере; превращение школ в многоцелевые местные учебные центры, подключенные к сети интернет и доступные людям всех возрастов; возможность для студентов дистанционного обучения "переводить" свои зачеты из одного виртуального университета в другой, что облегчило бы процесс получения ими степеней; применение по всей Европе инновационного подхода: "one-stop-shops" (покупки за одну остановку); создание сети из агентств, создающих возможность местным провайдерам через Еврофонд находить специалистов ("евроинженер", "европреподаватель"), предлагать по-настоящему подогнанные услуги на индивидуализированной основе; развитие интернет-инструментов для саморуководства, когда обучающийся должен тратить до 40 процентов времени на дистанционные формы обучения, примерно 40 процентов – на очные, а оставшиеся 20 процентов – на самообразование. Особо подчеркивается роль преподавания: преподаватели становятся руководителями, инструкторами, наставниками и посредниками; их профессиональное умение – способность разрабатывать и использовать открытые и участвующие методы преподавания и учебы; должен появиться "маклер по руководству", который способен собрать и подогнать широкий круг информации для принятия решения о направлении действий на будущее, развить способности для информационного менеджмента и анализа информации, помочь искать свой путь в информационном лабиринте знаний.

Европейская комиссия определяет "e-Learning" как "использование новых технологий мультимедиа и интернета для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями, и совместной работы". Лет десять назад интернет-технологии на Западе начали вытеснять компьютерные курсы на CD/DVD-ROM. Появились учебные заведения нового типа, ориентированные на работу только в среде интернет.

Российское образование, к сожалению, адекватно не отражает потребности современного общества, его членов. Формы организации получения и обновления знаний практически не изменились: система централизованного планирования приема студентов и выпуска специалистов; объемы госфинансирования по статьям бюджетной классификации; 70-летняя советская административная "курсовая" система обучения (перевода с "курса" на "курс") по жесткому, не меняющемуся годами учебному плану (что, кстати, не есть наследие дореволюционных российских университетов). Менталитет основной массы ППС сформирован предыдущим социально-экономическим строем. Коренные процессы в общественном производстве (законы рыночной экономики), включая формирование рынка труда, не привели к адекватным изменениям места и роли университетов, особенно профильных: рост выпуска кадров во многих вузах по одним и тем же специальностям; дробление специальностей; отсутствие нового тарифно-квалификационного справочника; всемирно признаваемая теоретическая подготовка специалистов (что не требует серьезного пересмотра учебного плана десятилетиями) при отсутствии прикладного характера образования (из-за отсутствия связи с участниками рыночной экономики) и так далее.

В России слишком много требуется решить проблем. Например, это психологическая проблема: ни преподаватели, ни студенты психологически не готовы воспринимать образование, полученное по сети интернет как полноценный аналог образованию, полученному традиционными средствами. Есть организационно-методические проблемы: отдельному вузу, у которого, как правило, нет специалистов по ДОТ, трудно разработать методическое обеспечение по своим курсам. Технологическая проблема: вузу практически невозможно собственными силами создать работающую программную оболочку для применения ДОТ. Это – достаточно дорогостоящее, требующее наличия высококвалифицированных специалистов удовольствие. Ну, и конечно, и правовая проблема: не смотря на то, что кое-какие документы, регламентирующие применение ДОТ все же существуют, но практика их применения на местах только складывается. О них либо не знают, либо не умеют их применять.

В основном идет стихийное, бессистемное создание учебно-методических материалов по отдельным дисциплинам в примитивном электронном виде вне технологических и дидактических стандартов.

Полагаем, что Россия отстает на 5-7 лет…

Андрей Боков [29.11 01:39]

Почему государственные вузы не занимаются активным внедрением дистанционных программ обучения с таким же энтузиазмом как частные вузы? Можно ли говорить, что государственным вузам не интересна данная практика из-за коррумпированности руководства и практически 100% поддержки государства или есть какие-то другие причины?

Ныне наблюдается некая деформация государственного образовательного сектора в целом. Дотации государства всегда ограничены его годовым бюджетом. Госвузы постоянно зависят от казны, требуют все возрастающие средства. Возникают противоречия между обязательно-автоматическим механизмом государственного финансирования и отсутствием качественно-оценивающей функции государства относительно "своих" вузов, рычагов воздействия на качественный уровень обучения. Не оговоренное никакими условиями субсидирование государственного вуза ставит государство в ситуацию неспособности увязывать интересы вуза и интересы государства в виде государственных программ преобразования общества в целом, а тем более – с интересами транснационального капитала. Государство объективно перестает быть прямым поставщиком большинства товаров и услуг, так как не может себе позволить оплачивать возрастающие требования, например, к качеству рабочей силы в рамках растущей интернационализации экономики, транснационального общественного производства. Государство должно быть лишь "помощником", "регулятором", "партнером" и "катализатором" процессов.

Отметим важное: ИКТ (особенно интернет-технологии) повышают возможности для получения транснационального образования. Новые провайдеры предоставляют возможность получения транснационального образования, не прибегая к традиционной инфраструктуре с устаревшими библиотечным (бумажным), педагогическим и дидактическим инструментариями. Все это открывает возможность предложения всем и в любое время программ ведущих университетов на любом расстоянии, конкурируя с множеством национально или регионально расположенных вузов. Образовательные провайдеры уже конкурируют с существующими вузами, прибегая к простой покупке услуг преподавателей, составлению и частичной корректировке учебных программ таких университетов для распространения их по всему миру.

Глобализация политики объективно проявляется в образовательной политике. Так, например, ВТО и ГАТС стремятся создать условия либерализации сферы продажи образовательных услуг, рекомендуя следующие способы их "доставки": поставка услуг за рубеж (торговля на основе использования телефонной связи, почты или факсимильного аппарата и, конечно, сети интернет); потребление услуг за границей (обучение за рубежом, международный туризм и лечение за границей); коммерческое присутствие (через частные фирмы, совместные предприятия и другие юридические лица); поездки физических лиц (временные выезды физических лиц с целью предоставления услуг на территориях иностранных государств). Причем следует отметить, что обязательства ГАТС должны выполняться безотносительно к технологии, посредством которой предоставляются образовательные услуги (технологический нейтралитет).

Либерализация свободной торговли объективно приводит к феномену образовательной глобализации – глобализации высшего профессионального образования (транснациональное образование) и глобализации университетов (их укрупнению для завоевания доли мирового образовательного рынка при подходах, объективно заимствованных у бизнеса).

Образование интегрируется с международной политикой правительств и крупного бизнеса. Транснациональное образование, отражая тенденции развития глобального рынка с ярко выраженным экстерриториальным спросом на квалифицированную рабочую силу, объективно предполагает появление международного документа на соответствие квалификации, что неизбежно обесценивает университет как изначально созданный культурно-исторический, национально и государственно-ориентированный проект. Примеры распространения подобного вида образования многочисленны: on-line и off-line интернет-обучение; кампусы, открываемые вузом в другой стране для обучения иностранных студентов по своим учебным программам; лицензионные образовательные программы, переданные провайдеру на реализацию в другой стране; частичный зачет программ, изученных в вузе другой страны; вузы-побратимы по проведению совместных программ; корпоративные программы с зачетными единицами, получаемыми в вузах, невзирая на государственные границы.

Электронные средства информации лишь ускоряют этот процесс. Это превращение связано с той же цепочкой причинно-следственной связи в интернационализации: "капитал – производство – рабочая сила – образование – университет". Характеристиками последнего являются: "международная образовательная программа", "глобальный учебный план", "экстерриториальный профессорско-преподавательский состав", "виртуальная кафедра", "международный образовательный стандарт", "международная аттестация и аккредитация", "международная сертификация", "международная мобильность студентов и преподавателей", "международный язык преподавания" и так далее. Не последнее место здесь занимает обучение иностранных студентов как наиболее экономичный способ распространения влияния в мире. От соответствия этим характеристикам уже зависит репутация или рейтинг университета как такового.

Совсем скоро станет возможным составление так называемого "глобального учебного плана". Такой план имеет статус "глобального" как по причине того, что его разработчиком является международный коллектив специалистов, так и по тому, что каждый входящий в него учебный курс – междисциплинарный, интерактивный, по статусу также международный, созданный интернациональным составом авторов-разработчиков. Не трудно предположить, что такой курс может пройти международную сертификацию на предмет его признания, получить статус средства мирового распространения. Более того, он вообще (например, по сети интернет) может преподаваться из одного места, или территориально (лицензионно) распределен по национальным провайдерам, а студенты университетов во всем мире получат, в этом случае, общий опыт и знания по нему. И его будут покупать и национальные вузы, и непосредственно обучаемые, так как международная система квалификаций будет требовать наличие знаний и навыков именно по этому "международному учебному курсу".

Процесс "стандартизации" содержания международного учебного курса предопределит международную сертификацию читающего его преподавателя. Подобная международная организация комплектования содержания учебных курсов по глобальному учебному плану международной образовательной программы, размещение информации в сети интернет и мощный маркетинг их по всему миру станут огромными стимулами и для инвесторов. Венчурный капитал открыл интернет-обучение. Это – большой бизнес. Образование и интернет объективно сольются.

Скажем так: "госвузы" вузы пока этого не понимают (им и так хорошо). Непонимание же мировых тенденций может привести к беде…

David [27.11 15:08]

Добрый день!

Какие проэкты в дистанционном обучении вы можете назвать успешными сегодня?

В ближайшее время следует ожидать активизацию работы зарубежных учебных заведений с аудиторией Рунета при практически полном отсутствии возможности получения образования через интернет в российских вузах. 90 процентов американских университетов и колледжей уже способны предложить реализацию моделей обучения через интернет (e-Learning).

Сегодня на территории Российской Федерации образовательной деятельностью с использованием интернет-технологий занимается около 100 иностранных образовательных организаций, на которых не распространяется российское законодательство об образовании. Около 350 тысяч граждан России, постоянно проживающих на ее территории, являются учащимися иностранных образовательных организаций и обучаются в режимах on-line и off-line. На территории России образовательную деятельность осуществляют организации 23 стран Западной и Центральной Европы, Северной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Наблюдается явная интернет-экспансия западных университетов на образовательном рынке России. Программы реализуются через российских посредников.

Россия отстает на 5-7 лет в части апробации и широкомасштабного внедрения сетевых технологий обучения. Ныне есть 2-3 российских вуза, которые могут вести сетевой учебный процесс от первой до последней дисциплины, направления или специальности. Знания, в основном, не оцифрованы, равно как и не формализован процесс их передачи и контроля. Не отработаны педагогические сценарии и технологические карты интернет-обучения.

Из удачных проектов отметим МТИ, МИЭМП. Есть серьезный потенциал у таких вузов, как ТУСУР, ТюмГУ, МЭСИ, РосНОУ, МГИУ, СГА и других.

Александр [26.11 10:31]

Доброе время суток.

Григорий, а как вы считаете - не понизится ли качество образования при дистанционном обучении? Оно и сейчас-то, сильно отстаёт от требований рынка труда. Специалист выходит из ВУЗа с кучей абстрактных знаний, которые ему вряд ли пригодятся в трудовой деятельности на "настоящем поле". Т.е. фактически выпускника всё равно надо всему учить. Зачем, и главное чему, спрашивается, он в институте 5 лет учился? В целом, работодатель, который чуть пограмотнее - старается дать кандидату тестовое задание, хоть немного перекликающееся с реалиями трудовой деятельности. Это прямое следствие никудышности образовательной программы в 90% ВУЗов. А если эту программу ещё и преподавать дистанционно... Хотя для некоторых работающих специалистов - например бросивших институт и ушедших работать (как я, например - уже несколько лет работаю программистом, бросив институт после третьего курса) это, разумеется, шанс всё-таки получить корочку не бросая, на этот раз, работу.

Спасибо.

Слово "качество" производно от слов "как", "какой", обладающий какими свойствами. В практике обычно пользуются одной из двух трактовок – философской или производственной. Сложность определения понятия "качество" можно себе представить, сделав сравнение с понятием "красота". Мы можем, например, прочувствовать, что такое красивая вещь, красивая лошадь и так далее. Но что такое красота сама по себе? В философской интерпретации понятия "качество" может не нести никаких оценок (что хуже, что лучше). Здесь фиксируются разное качество, разные свойства (так же, как красное и синее, что не означает хорошее или плохое). В философии эта категория не носит оценочного характера. Потому в философской трактовке качества бессмысленно ставить вопрос об измерении или иной оценке качества, низкого, высокого и так далее. В "производственной" трактовке ключевым является понятие "качество продукции" как совокупность существенных потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя. Набор этих свойств соотносится со спецификацией на продукцию, эталонами, стандартами. При такой трактовке выделяют два признака качества любой продукции: наличие у нее определенных свойств; рассмотрение их ценности не с позиций производителя, а с позиций потребителя.

Дать однозначное определение понятию "качество образования" просто невозможно. Однако для практических целей под качеством образования все же понимают изменения в учебном процессе и в среде, окружающей обучаемого, которые можно идентифицировать как улучшение знаний, умений и ценностей, приобретаемых обучаемым по завершении определенного этапа.

Качество образования – это многоаспектное явление. Поэтому лучше говорить, как рекомендуют эксперты, не о "качестве", а о "качествах". Качество образования, подготовки и переподготовки раскрывается в таких понятиях, как: качество преподавания (учебного процесса и педагогической деятельности); качество научно-педагогических кадров; качество образовательных программ; качество материально-технической базы, информационно-образовательной среды; качество студентов, учащихся, абитуриентов; качество управления; качество исследований и других. Здесь же целесообразно, по-видимому, оговориться и о понятиях и соотношении качества и эффективности: эффективность – это степень достижения цели при определенных затратах; но эффективность можно определить и как качество (достижение цели) с учетом затрат.

Полагаем, что дистанционные образовательные технологии, их эффективное применение – это как лакмусовая бумага: выявляет и оттеняет все вышеперечисленное. Они позволяют весь процесс обучения сделать прозрачным, оптимальным и эффективным…

Лёша (Малефик) [26.11 19:27]

Доброго времени суток!!!

Я недавно закончил медицинский ВУЗ, работаю по специальности, и для меня дистанционной обучение, как и для всех врачей, наверное, неприемлимо, и понятно почему. При этом многие из наших "учителей" не имели особого желания учить нас, толковать многие вопросы и всячески поддерживать в наших начинаниях. Не усугубит ли ДО эти проблемы - ведь не надо тратить много времени - выкинул в инет лекции и задачи и занят своим делом? А меж тем, самое ценное - опыт в будущей профессии - теряется??? На мой взгляд, опыт важен каждому - от инжинера, до PR-менеджера, не так ли???

Спасибо за ответы!!!

Мы говорим о дистанционных образовательных технологиях, которые применимы в том числе и по специальностям медицинского профиля. Например, приказ Минобрнауки № 137 от 06.05.2005 дает такую возможность, когда образовательные учреждения профессионального образования при подготовке по профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и форме экстерната не допускается, могут использовать ДОТ в очной форме при реализации профессиональных образовательных программ по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам.

Однако помимо указанных выше блоков дисциплин есть дисциплины общепрофессиональные, дисциплины специализаций. Помимо знания предметных областей здесь необходимы серьезные профессиональные навыки, практики, эксперименты и так далее. Последним следует и больше времени уделять в учебном процессе, а теорию "выносить" в "базы знаний"…

Владимир [30.11 07:46]

В Новосибирском педагогическом университете уже несколько лет работает институт открытого дистанционного образования. Как вы считаете, годится ли дистанционное образование для педагогических специальностей

Дистанционные образовательные технологии универсальны и применимы в обучении по любым предметным областям. Тем более это касается педагогики. Среда интернет определила появление новой отрасли знаний – "виртуальной или электронной педагогики".

Отметим, что сотрудники МТИ "ВТУ" (Н. Малышев, В. Солдаткин) – авторы первого в России учебного пособия "Преподавание в сети Интернет" (М.: Высшая школа, 2003. – 792 с.). Оно имеет гриф УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. За цикл работ и разработки им присуждена премия правительства России в области образования.

Юрий [26.11 11:46]

Здравствуйте!

Когда я работал в одном из провинциальных ВУЗов, начавшим применять дистанционное образование, я тоже поначалу питал большие надежды по поводу прогрессивности метода.

В результате попытки учиться предпринимало хорошо, если четверть студентов-"дистанционщиков". За остальных все тестовые задания в приказном порядке проходли студенты-очники старших курсов.

Какие будут специалисты?

Людям нужны дипломы, ВУЗу нужны деньги, сотрудничество взаимовыгодно.

Всвязи с этим следующие вопросы:

1) Стоит ли сделать системы дистанционного обучения более открытыми для проверяющих органов (для фиксации хотя бы ip, с которых на портал зоходят "студенты" и прочих параметров, по которым можно проверить подлинность обучающихся)

2) Возможно, стоит применить более жесткие требования к студентам-дистанционщикам, чтобы финальные экзамены и защиты дипломных работ проходили хотя бы в краевых центрах и без какого либо участия работников ВУЗа, где они проходили обучение? А то экзамены даже в присутствии гос. комиссии приезжающей в ВУЗ, зачастую сдаются "по-свойски".

3)С распространением в стране широкополосного интернета планируется ли введене новой формы обучения типа "очно- дистанционной", когда даже регулярные зантия будут проходить в режиме видео-конференций?

1. Юрий, системы обучения проектируют и применяют не для "проверяющих" органов, а для предоставления образовательных услуг тем, кто в них нуждается. При этом, конечно, мотивация обучения в вузе может быть разная. Не секрет, что есть определенная доля тех, кому нужен просто диплом об образовании. Однако в чем Вы правы, так это в том, что определенной (и "всемирной") проблемой является идентификация личности при прохождении интернет-аттестаций. И решение видится не только в ip-адресе (ведь рядом с аттестуемым может сидеть и "суфлер"?) или в применении таких средств идентификации, как уникальные отпечатки пальцев, узор сетчатки и так далее, не говоря об общепринятом варианте ввода логина и пароля при входе в LMS, а в системе комплексной оценки самостоятельности прохождения учебных мероприятий. Так, например, система ДО (LMS) проектируется/настраивается так, чтобы она сигнализировала об отклонениях времени, затраченного на тестирование. Если студент как "семечки щелкает" сложные тесты по математике или математическому моделированию, то – это сигнал! Немедленно следует его известить, что следующий сеанс тестирования будет только под видео-контролем преподавателя при обязательном устном опросе.

2. Это предложение ("краевые центры") – не соответствует, к сожалению, нынешним законодательным нормам по территориально удаленным подразделениям вуза. Таковыми могут быть филиалы и представительства. Первые – нужно регистрировать и лицензировать (также, как и головной вуз… Парадокс!), а вторые – не имеют права вести образовательную деятельность, включая даже библиотечную и компьютерную или телекоммуникационную поддержку обучаемых на территории вне местонахождения вуза, указанного в лицензии (для представительства колледжа эти функции возможны, а для вуза – запрещены… Парадокс!). Но, сами понимаете, есть организационные технологии и в этом случае. И нынешнее правовое поле (Гражданский кодекс РФ) позволяет выстраивать иную систему поддержки и "идентификации" личности обучаемого...

Что касается "госкомиссии", то процедура утверждения состава и проведения итоговой государственной аттестации достаточно жестко прописана. Ее нельзя нарушать.

3. Если почитать проект нового Федерального закона "Об образовании" (его обсуждение по поручению президента России началось с 01.12.2010), то и после 80 лет существования в России не предполагается введение новых форм обучения… Не будет "дистанционной формы обучения". Не будет! А видеоконференцсвязь и ныне, после 2005 года, использовать можно. Эти средства и ныне применяются.

ричард [26.11 19:24]

Здравствуйте! Как преподаватель вуза хочу обратить внимание на принципиальные недостатки интернет-экзаменов. Кроме сложностей идентификации студентов невозможно проверить умения решать сложные задачи , что необходимо для оценки "отлично". Можно ли решить эти проблемы?

Если рассматривать аттестацию только в форме on-line тестирования, то здесь, действительно, возникает масса вопросов самостоятельности ее прохождения. Но есть балльно-рейтинговая система, масса форм аттестационных работ (контрольные и курсовые работы, рефераты и эссе – на естественном языке; они пишутся, что потом проверяется преподавателем, а не только через систему "Антиплагиат"), "публичная" их защита в учебном форуме или в ЧАТе, активность участия в вебинаре, видео-опросе, видео-коллоквиуме и так далее. Это требует затрат труда преподавателя и их возмещения через приемлемую оплату. Это требует внедрения соответствующих педагогических сценариев и технологических карт обучения. Это требует внесения изменений в структуру и нормы учебной нагрузки преподавателя (тьютора).

Лук [27.11 09:18]

Как проверяется самостоятельно ли я ответил на тесты или написал работу? Или попросил друга-ботаника? )

При проведении удаленного тестирования применяется система, аналогичная тем, которые уже много лет применяются ведущими организациями по всему миру и которые успели хорошо себя зарекомендовать. Например, Британский совет – организация, которая на территории России принимает тесты на знание английского языка как иностранного, такие как TOEFL и GMAT. Система работает достаточно просто: есть сотрудник, который несет ответственность за идентификацию студента, сдающего тестирование. То есть этот сотрудник должен верифицировать личность человека, сдающего тест. В дальнейшем происходит отслеживание процесса проведения тестирования согласно регламенту: экзаменуемый не должен надолго покидать компьютер (длительность допустимых пауз установлена строго в соответствии с длительностью тестирования) и пользоваться какими-либо дополнительными средствами или устройствами, которые могут нарушить регламент проведения тестирования. Постоянная видеозапись во время прохождения теста также может применяться как один из возможных способов контроля.

Что касается письменных работ, например, курсовых проектов, то, во-первых, все работы проходят систему проверки "Антиплагиат", и, во-вторых, делается анализ текущей успеваемости студента (для сравнения берутся результаты прохождения компьютерных тестов) на предмет соответствия среднего уровня результатов пройденных за время обучения тестов уровню письменной работы. Так можно проследить динамику работы студента и, в случае необходимости, выявить отклонения. Например, если студент всегда получал на тестах оценку "удовлетворительно", а письменную работу пишет на "отлично", то существует некое несоответствие уровня текущих знаний (результаты промежуточных тестирований) и проектной работы. В конечном итоге при защите дипломной работы, которая осуществляется в очном формате, государственная аттестационная комиссия быстро поймет, самостоятельно ли студент писал свою работу. Если дипломная комиссия видит значительное несоответствие знаний соискателя с результатами всех предыдущих тестов и письменных работ, студенту могут предложить пройти ряд тестов на уровень остаточных знаний.

Таким образом, правильно функционирующая система дистанционного контроля знаний может оказаться гораздо более эффективной, чем традиционная.

Михаил [29.11 01:35]

Как проходит, защита диплома?

Защита происходит в очном формате в московском кампусе или из территориального пункта доступа по системе видеоконференции. Подготовка дипломной работы подразумевает наличие руководителя и двух независимых рецензентов. После представления дипломной работы, перед проверкой руководителем дипломной работы, она подвергается проверке с использованием системы "Антиплагиат". После того, как работа рекомендована к защите, необходимо подготовить презентацию 20-25 слайдов для выступления перед Государственной аттестационной комиссией. В качестве руководителей дипломных работ мы стараемся привлекать действующих практиков.

Олег [26.11 12:14]

Здравствуйте, Григорий.

Какое качество дистанционного обучения в МТИ? Насколько котируються дипломы выданые в МТИ и насколько востребованы специалиалисты обучавшиеся МТИ?

Традиционно при определении понятия "качество образования" выделяют три основных вектора: качество содержания образования; качество результатов образования (качество образованности личности); качество образовательных технологий (качество методов обучения и воспитания).

В числе структурных элементов многокомпонентной системы качества образования выделим главные:

качество педагогического персонала, что подразумевает наличие соответствующего социального статуса и достаточного финансирования, воли к уменьшению проявлений неравенства, стремление управлять людскими ресурсами в соответствии с принципом способностей, и обеспечение для преподавателей непрерывной подготовки, создание стимулирующих факторов и структур;

качество образовательных программ, что заставляет проявлять особое внимание к определению целей подготовки и увязке с потребностями общества, адаптации педагогических методов, чтобы повысить активность учащихся, привить им предпринимательские качества;

качество студентов, являющихся исходным материалом, что требует особого внимания к проблемам, связанным с учетом их способностей, с доступностью образования, переходом с одного уровня образования на другой;

качество управления учебным заведением как единым целым, которое должно быть координируемым и последовательным, должно учитывать качество инфраструктур внутренней и внешней среды и осуществляться во взаимодействии с окружающей средой.

Видите, что просто на Ваш вопрос не ответишь. А если одним-двумя словами – достаточно высокое…

Рустам [26.11 14:39]

Скажите, пожалуйста, удается ли вам привлекать к вашим программам ДО преподавателей из ведущих российских вузов? Насколько охотно они идут на это?

Есть ли, по-вашему, разница между роликом лекции, которую прочитал преподаватель и выложил на сайте для скачивания и просмотра и онлайн-лекцией в режиме реального времени?

Нам удается привлекать преподавателей из российских вузов и ведущих экспертов в области бизнес-образования. Кроме этого нам также удается привлекать экспертов и преподавателей практиков из западных вузов. Что касается вопроса, охотно ли они идут на это, сложно сказать - по-разному.

Я думаю, разницы между записанной видеолекцией и онлайн-лекцией особо нет, однако есть существенная разница между записанной лекцией в студии и правильным образом смонтированной и встроенной в учебный курс. Также стоит сказать о таком формате, как он-лайн семинар (вебинар), проходящем в интерактивном режиме. Безусловно, такой формат гораздо полезнее, чем просто видеолекция.

Phil [28.11 12:57]

Григорий, Евгений, добрый день!

1) Скажите, как решается в Ваших организациях вопрос выбора подрядчиков по созданию и поддержке инфраструктуры (СДО) и учебных материалов (электронные курсы)?

Вы изучаете предложения компаний на рынке или у Вас есть собственные подразделения для решения этих задач?

2) Насколько справедливо мнение, что действительно увлекательные, яркие и высокоинтерактивные электронные курсы обычно заказывает крупный бизнес, тогда как учебные заведения часто ограничиваются подходом "электронная книга с картинками и содержанием"?

3. Связано ли это с объёмами материалов (академический учебник значительно объёмнее любого внутрикорпоративного материала)?

Спасибо за ответ!

1. Если говорить о решениях в области дистанционного обучения, то, на наш взгляд, на текущий момент существует 2 решения мировых лидеров: это решение компании BlackBoard и решение Moodle. Мы остановились на втором решении.

С разработкой образовательного контента ситуация несколько сложнее, мы проводили разные эксперименты, но в конечном итоге остановились на самостоятельной разработке. У нас есть подразделение, которое занимается разработкой образовательных курсов.

2. Данное мнение справедливо. Мы думаем, что это происходит по двум причинам:

1) вузы не хотят инвестировать в производство качественного образовательного контента, несмотря на то, что данная позиция является недальновидной;

2) существует ошибочное мнение, что для образовательной деятельности нет необходимости в качественном образовательном материале, однако данное мнение меняется.

3. Нет, это никак не связано с объемами.

Александр [28.11 12:18]

Подскажите, есть ли представительства и филиалы в Уфе и других городах? Каковы их полномочия, возможности?

Александр, ближайший к Вам филиал есть в городе Оренбурге, в нем обучается более 4 тысяч студентов. В Уфе есть территориальный пункт доступа и офис продаж Московской бизнес школы. Чтобы подробно ответить на вопрос полномочий и возможностей, необходимо более точно понимать Вашу потребность. Предлагаю обратиться к консультантам приемной комиссии, их контакты есть на следующих сайтах: mti.edu.ru, mba.ru. Если же Вас интересуют программы краткосрочного образования, то подобрать подходящую можно на этом сайте.

Жанна [29.11 01:30]

Дистанционное обучение очень удобно для людей с ограниченными возможностями (инвалидами, больных сахарным диабетом и т.п.), что дает им возможность получать хоть какое-то образование без дополнительных нагрузок (перемещение, специальные места в аудиториях и т.п.).

Насколько популярно дистанционное высшее образование в вашем институте среди подобного контингента людей?

Вы абсолютно правы в том, что образование с применением дистанционных технологий позволяет людям с ограниченными возможностями проходить обучение наравне со здоровыми людьми.

На данный момент в нашем институте обучается порядка 100 человек с ограниченными возможностями, и мы надеемся, что в ближайшем будущем их станет еще больше. С этой целью мы разработали и внедрили специальную программу компенсации стоимости обучения, которая охватывает не только людей с ограниченными возможностями, но и многие другие социально незащищенные категории населения. Хочется отметить тот факт, что буквально вчера (01 декабря 2010 года) спикер Cовета Федерации Сергей Миронов поднял вопрос о проблемах нашего общества в разрезе отношения к людям с ограниченными возможностями. Я думаю, что если наше общество изменит свое отношение к данной категории наших сограждан, то и число людей с ограниченными возможностями, зачисляемых на обучение с применением дистанционных технологий, возрастет.

Более того, в дальнейшем те же или аналогичные дистанционные технологии, используемые при обучении, могут применяться при трудоустройстве. Сегодня многие новые профессии, (например, менеджер по продвижению в социальных сетях, программист, тьютор и многие другие) не требуют обязательного перемещения человека для осуществления своей профессиональной деятельности.

Помимо работы с людьми с ограниченными возможностями, в число которых очень часто входят люди пенсионного возраста, хочу отметить, что наш институт уже более года ведет бесплатные утренние курсы для пенсионеров в Москве.

Смирнов А.И. [30.11 06:26]

Доброе твремя суток, Григорий и Евгений! Насколько я знаю, по действующему законодательству дистанционное образование в России не является отдельной формой обучения, считается, что это одна из технологий преподавания, и используется официальный термин "дистанционные образовательные технологии" (ДОТ). Какие изменения здесь ожидаются в связи с предстоящим принятием нового закона об образовании? Как Вы считаете, формулировки нового закона (если они там есть) будут способствовать развитию ДОТ? Или необходимо вообще уходить от этого термина (ДОТ)?

Полагаем, что фиксация ниже приведенного тезиса в Концепции нового Федерального закона "Об образовании" даст серьезный импульс к развитию дистанционных образовательных технологий в России:

…Закрепленная Законом Российской Федерации "Об образовании" типология образовательных организаций с жестким закреплением видов реализуемых образовательных программ за каждым типом образовательной организации в настоящее время стала препятствием для развития современных форм организации образовательной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, расширения спектра образовательных услуг и так далее. Законодательно не предусмотрены возможности реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями различных типов, образовательными и научными организациями с участием промышленных предприятий, что является тормозом создания и функционирования многофункциональных образовательных и научно-образовательных центров (комплексов), социокультурных комплексов, комплексных учебных центров профессиональных квалификаций, развития социального партнерства в сфере образования…

Николай [30.11 10:26]

Здравствуйте

Какие перспективы ожидает дистанционное образование в России с точки зрения его развития и с точки зрения его законодательного утверждения.

С позиции нормативно-правового обеспечения применения дистанционных образовательных технологий за 5 лет просто ничего не делалось (после выхода приказа Минобрнауки России № 137 от 06.05.2005). Полагаем, что поменяется мнение законодателей в связи с принятием нового ФЗ "Об образовании"… Очень хотелось бы.

Влад [30.11 10:11]

Здравствуйте, Григорий и Евгений!

Как Вы оцениваете перспективы онлайн дистанционного образования? (например, через Скайп). От чего будет зависит стоимость онлайн дистанционного образования?

Мы считаем, что в перспективе оn-line дистанционное образование станет будущим всего образования.

Московский технологический институт является лидером в разработке и внедрении дистанционных образовательных технологий. Полтора года назад, весной 2009 года, мы первыми в стране начали проводить вебинары (от англ. "web" + "seminar"). Сегодня, мы проводим порядка 5-10 бесплатных вебинаров каждый день и тестируем программно-аппаратные учебные комплексы для таких устройств, как iPhone, iPad и устройств на базе операционной системы Android.

Через Skype, который Вы упомянули, мы раньше проводили дистанционную защиту дипломных работ, однако сейчас мы пришли к более подходящему решению – реализация защит на базе виртуального класса Mirapolis VR. Кроме того, уже в следующем году мы планируем начать использование системы TelePresence компании Cisco. Эта система уникальна тем, что позволяет передавать высококачественное изображение в режиме реального времени. С ее помощью мы планируем проводить семинары, сессии и дискуссии со спикерами Кремниевой долины (США).

Что касается стоимости on-line дистанционного обучения, то она зависит от многих факторов: от стоимости образовательного контента, от стоимости услуг провайдеров связи, от стоимости работы тьюторов и так далее. Но мы с уверенностью можем сказать, что сейчас во всем мире наметилась тенденция к снижению стоимости обучения, впрочем, как и к снижению стоимости любых нематериальных активов.

Михаил [26.11 14:16]

Уважаемый Григорий и Евгений, по вашему мнению, в будущем дистанционное обучение станет основным методом получения знаний или классический, очный и заочные форматы в любом случае будет преобладать?

На наш взгляд, наиболее преобладающей формой обучения станет смешанная форма (blended education), включающая в себя дистанционное обучение (e-learning), мобильное обучение (i-learning), обучение в социальных сетях и системах "умный дом" (u-learning), и, конечно же, классическое очное обучение. Представьте себе момент: Вы готовите утренний кофе, получаете уведомление о необходимости прослушать лекцию по чистой энергии, осуществляете пробежку - слушаете лекцию в формате подкаста с Вашего устройства, приезжаете на работу - смотрите современные решения в области clean energy на экране компьютера, заезжаете вечером в кампус и участвуете в work shop по данной тематике.

Данил Вербицкий [26.11 14:41]

В современных высших учебных заведениях прослеживается тенденция поверхностного образования, это связано, прежде всего, с низкими зарплатами преподавателей, профессоров и других научных сотрудников. Этот бич также порождает взяточниство и предвзятость к студентом, насколько вы думаете, способно ли дистанционное образование искоренить главные проблемы современного образования, т.е. взятки, низкое качество и предвзятость?

Полагаем, что нужно все же двигаться по пути Болонского процесса (в части кредитно-модульной и балльно-рейтинговой систем) и масштабного внедрения интернет-технологий дистанционного обучения. Системы контроля будут более прозрачными, вне превалирующего субъективного наслоения…

Илья Государев [29.11 21:37]

Здравствуйте!

1. Пожалуйста, опишите, каково настоящее и прогнозируемое вами будущее "дистанта" как институциональной формы обучения. Иными словами, может ли преподаватель проводить дистанционно занятия, входящие в "горловую" нагрузку? Предположим, приходит с проверкой представитель учебного-методического отдела вуза, а студентов и преподавателя в аудитории нет, но зато они есть в онлайне в вебинаре - что предъявить?; что представляет собой ДО с точки зрения российского законодательства?

2. И еще один вопрос, с вашего позволения. В чем вы видите разницу между "электронным обучением" и "дистанционным обучением"?

Спасибо!

Илья Государев, доцент кафедры ИКТ РГПУ им. А.И.Герцена, dist-learn.spb.ru

1. Есть проблема… Тезисно (ведь не научной же конференции!):

- даже в Казахстане 40 законодательных форм обучения, а у нас: очное (отсрочка от армии); заочное (армия, но и оплачиваемый работодателем учебный отпуск…). В России "система" образования не изменилась за 80 лет!!!

- "формы и нормы учебной нагрузки" - прерогатива Ученого совета вуза. Если руководство вуза не ощущает необходимость "формализации" труда преподавателя в новой среде обучения, то оно и не видит нечто актуального и инновационного в этих средах (Кстати, о РГПУ этого не скажешь. Мы знаем Ваши разработки. Внимательно следим за Вашими успехами, например, на всероссийских выставках в Москве, на ВВЦ…). Другое дело, нет пока серьезных рекомендаций по нормированию труда eTeacher. А госвузы ждут "указивки" из Министерства.

2. Коллега! Это - научный вопрос. Извините, что так ответим: почитайте публикации наших сотрудников:

Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. "Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект", – М.: МЭСИ, 1998. – 104 с.

Андреев А.А., Солдаткин В.И. "Дистанционное обучение: сущность, технология, организация", – М.: МЭСИ, 1999. – 196 с.

Андреев А.А., Солдаткин В.И. "Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект". – М.: МГОПУ, 2002. – 168 с.

"Основы открытого образования", – Т. 1. /Отв. ред. В.И.Солдаткин. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 676 с.

"Основы открытого образования", – Т. 2. /Отв. ред. В.И.Солдаткин. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 680 с.

"Преподавание в сети Интернет: Учебное пособие", отв. ред. В.И.Солдаткин. – М.: Высшая школа, 2003. – 792 с.

Александр [26.11 13:26]

Коллеги, добрый день. Недавно широко обсуждалась чья-то там инициатива об увеличении продолжительности рабочего дня. Дискуссия обострила давно, в общем, известную проблему - о низкой производительности труда. Оная проблема увеличеним продолжительности рабочего дня, конечно, не решается. И второй момент - недавно прошел крупный строительный форум в Москве. Делегаты с трибун, повторяясь, говорили о дефиците квалифицированных кадров рабочих специальностей - юристы и бухгалтеры есть, управленцеы есть, а вот каменщиков и сварщиков катастрофически не хватает. На мой взгляд, есть проблема не нехватки кадров вообще, а нехватки квалифицированных кадров. И есть проблема переоценки собственной значимости специалистами с высшим (никудышным) образованием. Вопрос - дело, выходит, не в способе получения образования? Изменяет ли как-то дистанционный способ саму структуру познания и адекватность оценки собственной актуальности специалистом? Спасибо.

Познание – это процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. Что такое "структура познания"? – Надо подумать… Честно говоря, не сразу и сообразишь, что такое "адекватность оценки собственной актуальности".

Однако давайте порассуждаем.

Дистанционный способ передачи знаний появился с глиняными шумерскими табличками около 4 тысячелетия до нашей эры. Передача знаний о плавке меди происходила именно таким образом.

Первое упоминание именно "дистанционных технологий" связывается примерно с началом XIX века, когда моряки, уходя в плавание, брали учебники (рабочие тетради), изучали их, консультируясь с действующим штурманом ("тьютором"). Вернувшись на берег, они сдавали квалификационный экзамен по навигационному делу.

Книга как "база знаний" до сих пор значима. И будет значима.

Учебник по теории сварки (книга) нужна и сварщику. Не лишним ныне для него будет и электронная (мульти-медиа) "база знаний". Возможна оценка теории вопроса, в том числе и дистанционным способом. Но специалистом он будет тогда, когда в процессе его обучения 70-80 процентов времени будет уделено именно практическим навыкам сварки. В противном случае, "рабочей профессией" ему не обладать. Четко должна быть соблюдена МЕРА применения дистанционных технологий. Именно – технологий, а не "содержания" образования в той или иной предметной области.

Аноним [29.11 01:41]

Здравствуйте,

Евгений, как вы относитесь к проекту "Сколково", насколько оно современно, по вашему мнению, и стоит ли оно тех денег, которые в него сливаются?

Перед тем, как ответить на Ваш вопрос, нужно понять о каком "Сколково" идет речь? О Московской школе управления "Сколково", об Инновационном центре "Сколково"? Однако о ком бы не шла речь, наша позиция следующая – делается нужная и правильная работа. Начатая Дмитрием Анатольевичем Медведевым модернизация страны, к сожалению, началась с опозданием. Мы технологически отстаем не только от развитых стран, но и от развивающихся – Китай, Индия. Поэтому, как написал Льюис Кэролл: "Если хочешь оставаться на месте, нужно быстро бежать, а если хочешь попасть куда-то, нужно бежать в два раза быстрее".

Обсудить