Экономика
12:21, 18 октября 2017

И «шашечки», и «ехать»

О доминирующем положении и социальной ответственности «Роснефти»
Никита Кричевскийдоктор экономических наук, профессор

Громкое обращение руководителей «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и ЛУКОЙЛа к премьер-министру Дмитрию Медведеву о «справедливом» предоставлении льгот для обводненных месторождений, где добываемая нефтяная смесь на более чем 85 процентов состоит из воды, рынок расценил, с одной стороны, как алчность просителей, с другой — как признание доминирующего положения «Роснефти» в российском сырьевом комплексе.

Речь, напомню, идет об уникальном, но, к сожалению, истощающемся Самотлорском месторождении «Роснефти», до недавнего времени — «дойной коровы», оформленной на кипрский офшор ТНК-ВР, что означало бесцеремонное выкачивание сверхдоходов, невзирая на многочисленные нарушения технологических норм добычи. Второй фактор исчерпания Самотлора объективный — время, но факт есть факт: к настоящему моменту Самотлор по нефти выработан на три четверти, обводненность месторождения доходила до 98 процентов, и только благодаря колоссальным инвестициям «Роснефти» ее удалось снизить до 95,5 процента.

В таких условиях (не будем забывать, что Самотлор, помимо прочего, — это сформировавшаяся агломерация из сотен тысяч жителей) правительство пошло навстречу «Роснефти» и согласовало инвестиционные стимулы для месторождения, жестко привязанные к повышению вложений в его разработку. Такое решение и по форме, и по содержанию разумное и справедливое: если в 2016 году добыча на Самотлоре составляла более 20 миллионов тонн, то в ближайшие годы она может снизиться до 15 миллионов с соответствующими прямыми (налоги, пошлины, дивиденды) и косвенными (увеличение финансирования местной социальной сферы) потерями для бюджета.

Стоит отметить, что государственная «Роснефть», выплатившая за последние три года 7,4 триллиона рублей налогов, в 2016 году в ходе приватизации принесла казне 1,1 триллиона рублей дополнительных поступлений, чем обеспечила выполнение государством всех социальных обязательств, избавила страну от вынужденных заимствований, сохранила международные резервы и стабильность валютного курса. К тому же компания выполняет директиву правительства о перечислении в бюджет не менее 50 процентов дивидендных выплат.

Об этих и других социально значимых фактах деятельности «Роснефти» люди, конечно, знают, а потому оглушительная публичность, с которой квазигосударственная и частные компании-конкуренты эпистолярно обратились к премьеру, выглядит странно. Ведь менеджеры сырьевых гигантов не просят передать им Самотлор, чтобы добывать там нефть без оспариваемых инвестиционных стимулов, и взять их под государственное крыло, а требуют льготы для собственных, куда менее проблемных месторождений.

Вся эта возня навевает аналогию с разрешением принадлежащему властям социальному такси, выполняющему в первую очередь общественные функции, и только потом — хозяйственные, двигаться по разделительной полосе и последовавшем за этим публичным недовольством «обычных» таксистов. Причем автодороги и инфраструктура, которыми пользуются перевозчики, государственные, а лицензии на оказание транспортных услуг — небессрочные.

Тем не менее таксисты устроили нечто вроде митинга, на котором приняли резолюцию с категорическим требованием к властям предоставить и им заветную льготу.

Пикантности ситуации добавляет то обстоятельство, что один из таксистов не только регулярно игнорирует правила дорожного движения, превышая скорость и устраивая заторы, но также выстраивает бизнес на сомнительных схемах. Вроде бы и колеса у его автомобиля оформлены на неизвестное лицо, и часть выручки отправляется родственникам в ближнее зарубежье, и калымит на стороне, правда, чаще теряя, чем зарабатывая. Товарищ между тем ушлый: для улучшения потрепанного имиджа он увешивает свою «ласточку» разноцветными, преимущественно красно-белыми шариками, которые, впрочем, частенько сдуваются.

Самое неприятное состоит в том, что когда-то этот таксист грубо нарушил разметку, в результате чего пострадали люди, много людей, не говоря уже о дорожном хозяйстве. Пока ему удается выходить сухим из воды и форсить на окрестных дорогах, но это уже совсем другая история.

< Назад в рубрику
Обсудить
Другие материалы рубрики