Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Конец эпохи баронов-разбойников Что стоит за требованиями ПАО НК «Роснефть» к АФК «Система»

В декабре 2001 года, в самом начале президентства Владимира Путина Михаил Ходорковский дал поразительно откровенное интервью британской газете Guardian.

В нем он призвал мировую общественность не судить строго противозаконные и безнравственные действия российских олигархов в 1990-е: «Да, мы начинали как бароны-разбойники (robber barons), но ведь и правила в те времена были мутными, а теперь мы уже изменяем самих себя, понимая, что от нас ожидает мировое сообщество».

И сослался на Джона Рокфеллера — одного из наиболее известных «баронов-разбойников», как презрительно прозвали основателей американских финансовых империй, сколотивших свои состояния во второй половине XIX при помощи обмана и грубой силы.

Логика Ходорковского понятна. Он, как и большинство организаторов и исполнителей погрома советского хозяйственного комплекса, опирается на специально придуманную для «пипла» теорию первоначального накопления капитала. Мол, сначала одни перестреляют других и переделят активы по-быстрому, а затем выжившие как-нибудь облагородятся, преобразятся в своих детях и внуках, и настанет в стране капиталистический рай. Так же наивен был Дон Вито Корлеоне в «Крестном отце», однако мафия втянула в себя и тщательно оберегаемого младшего сына Майкла, а потом дотянулись и до его внучки.

Именно деятельность баронов-разбойников стала в США виной двух так называемых «панических» кризисов 1873-го и 1893 годов и Великой депрессии 1930-х.

И только революционное восстановление Франклином Делано Рузвельтом суверенитета американского государства позволило сделать США супердержавой. Именно благодаря его «Новому курсу» был забит крепкий гвоздь в гроб этих фантазий про якобы живительное первоначальное накопление, про эту сказку, что если не жалеть бананов для обезьяны, то она на наших глазах как-то преобразится в Эйнштейна или Королева.

Представляется, что именно в этом свете и необходимо пристально всмотреться в нашу собственную историю последних 30 лет.

И частный, казалось бы, конфликт вокруг относительно небольшой нефтяной компании «Башнефть» следует воспринимать именно с этой точки зрения: сумеет ли государство окончательно взнуздать и поставить на место наших доморощенных баронов-разбойников — или нет.

За валом информации и множества подробностей конфликта важно не упустить сути происходящего, ведь здесь не только вполне справедливые требования одного хозяйствующего субъекта ПАО НК «Роснефть» к другому хозяйствующему субъекту АФК «Система».

Возглавляемая Владимиром Евтушенковым АФК «Система», пока владела «Башнефтью», вывела из ее активов на 106,6 (170 с учетом курса) миллиарда рублей. И это не считая параллельного изъятия из «Башнефти» еще и 57 миллиардов чистыми деньгами.

Здесь все более-менее ясно. Неслучайно арбитражный суд фактически уже вынес свое решение, арестовав ряд важных активов АФК «Системы».

Но помимо выяснения экономических отношений на наших глазах на самом деле развертывается выяснение отношений двух принципиально противоположных программ дальнейшего движения страны. Возможная новая эпоха конца 2010-х годов спорит с эпохой 1990-х.

Мы по-прежнему будем верить, что бароны-разбойники, остепенившись, построят новую мощную Россию — или все-таки власть станет не только во внешней политике, но и в экономике проводить «Новый курс» по образцу Рузвельта?

Вот что на кону. И ни в коем случае нельзя это замазывать туманными разглагольствованиями «на тему».

Так, многие эксперты — в частности, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов — считают, что «у "Роснефти" создан образ агрессивной компании, которая ни перед чем не остановится и будет добиваться своего любым способом: силой, а где не получается силой — то деньгами».

Другие договариваются до того, что перед нами бой гамадрилов, что, мол, одна гадина пожирает другую, как когда-то сама же АФК «Система» пожрала «Башнефть». Мол, это же просто банальная корпоративная битва за собственность, брутальная разборка хищников в ситуации заметного сокращения «кормовой базы»…

На деле же это борьба не за собственность — а за то, на кого и как будет работать эта собственность. На частное лицо, каким бы замечательным оно и его семья ни были, или на страну, включая Республику Башкирию и ее жителей.

Можно, конечно, и дальше повторять расхожую фразу «То, что хорошо для "Дженерал Моторс", то хорошо и для Америки», но не слишком ли много потеряла России за последние 30 лет, закрывая глаза на «художества» корпораций?

И когда пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорит, что поскольку спор лежит в судебной плоскости, то, конечно, «президент никоим образом не может вмешиваться в этот процесс», — он, с одной стороны, прав: он обязан демонстрировать «равноудаленность» главы государства. Но с другой стороны — прав не совсем. В развернувшейся схватке определяется судьба не АФК «Системы» или «Роснефти», а страны. Будем мы наконец уходить от экономики баронов-разбойников и сказок о первоначальном накоплении, которое якобы постепенно переродит этих баронов-разбойников в капитанов новой индустриализации и развития страны, или надолго еще зависнем в этом тридцатилетнем переходном (транзитивном, как «по-научному» вешают нам лапшу на уши прикормленные баронами-разбойниками экономисты и идеологи) периоде из мощной державы с мощной экономикой в экономическое никуда?

Ведь 30 лет назад, когда население Советского Союза убеждали в преимуществах рынка, который все исправит и построит, в якобы неэффективности государства как собственника, в том, что раньше можно было «все взять и поделить», а теперь только созидать, забыли рассказать о том, как будут зарабатывать новые хозяева жизни. А оказалось — как раз на том, чтобы взять и поделить. И исключительно в свою пользу. Как Попандопуло делил вещи «по-честному» в «Свадьбе в Малиновке».

Продемонстрирую на примере Башкирии. Глава Башкортостана Рустэм Хамитов в интервью телеканалу «Россия 24» подробно рассказал о том, что было в предыдущие годы при АФК «Системе» и теперь, при «Роснефти» — даже если абстрагироваться от интенсивного вывода активов и живой выручки предыдущими хозяевами.

Во-первых, республика более десяти лет не управляла своим главным активом и получала в бюджет только налоги — понятное дело, серьезно «оптимизированные» не в пользу башкирского бюджета. Взамен АФК «Система» подписала «социальный договор» с Башкортостаном в объеме чуть более 1 миллиарда рублей — но что это для региона, расходная часть бюджета которого составляет более 120 миллиардов рублей?

В целом за тот период доходы АФК «Системы» от дешево приобретенной «Башнефти» выросли, по разным оценкам, в 7-15 раз. А доля доходов самой Башкирии от ТЭК на своей же территории упала минимум в три раза.

Сейчас же республике вернулся блокирующий пакет акций, общие доходы от налогов, благотворительных программ и дивидендов уже выросли на порядок и будут расти дальше. Размер одной только благотворительной помощи вырос с 1 до 4 миллиардов рублей в год.

Во-вторых, мизерная инвестиционная программа заменена на мощную программу развития. Вот слова самого Рустэма Хамитова: «Крупных строек не было, не занимались вопросами нефтехимии. Не секрет, что за последние 10-15 лет "Башнефть" потеряла ряд значимых производств. В результате сегодня, например, сырье для производства моющих средств, смазочных охлаждающих жидкостей покупается за рубежом. А раньше предприятия "Башнефти" производили так называемые синтетические жирные кислоты, которые используются для производства этого сырья. Мы просили, требовали восстановления ряда производств. Наши требования не были услышаны... Сегодня уже существует — пускай в первом приближении — программа мощного наращивания нефтехимического производства, глубокой переработки нефти. Эта программа стоит достаточно весомо, весит очень хорошо — несколько десятков миллиардов рублей. Я уверен, что в ближайшее время и на "Уфаоргсинтезе", и на нефтеперерабатывающих заводах начнутся новые стройки».

В-третьих, действуя в узкокорпоративных интересах, АФК «Система» по сути раскурочила мощный, создаваемый с 1930-х годов единый топливно-энергетический комплекс Башкирии, полностью «заточенный» под добычу и переработку нефти. Формально-юридически все это было в основном «по закону», однако по сути выступало хищническим присвоением созданной почти за век хозяйственной системы.

И это опять же не частный вопрос корпораций, а ключевой вопрос экономической жизни и будущего всей страны, не говоря уже о республике. Мы либо начнем в рамках нашего «Нового курса» восстанавливать и форсированно наращивать хозяйственные комплексы, либо потеряем в условиях низких цен на нефть и санкций экономику и страну.

Здесь необходимо важное примечание. Ни в коем случае нельзя демонизировать Владимира Петровича Евтушенкова, владельца АФК «Система». Это очень талантливый человек, безусловный лидер среди наших олигархов в IT и высоких технологиях и, насколько я знаю, замечательный семьянин и руководитель. Однако проблема не в человеке Евтушенкове, а том, что его метод хозяйствования плоть от плоти уродливой и, не побоюсь этих слов, антинародной и антигосударственной экономики 1990-х. Поэтому и арбитражный спор по поводу выведения активов «Башнефти» — это спор о методах хозяйствования. Страна больше не переживет баронов-разбойников, набухших на развале великой страны. И это подтверждается сотнями, даже тысячами примеров.

Ведь в том же Башкортостане был распилен (во всех смыслах) и, к сожалению, опять же с участием АФК «Системы», электроэнергетический комплекс (привет великому другу баронов-разбойников Анатолию Чубайсу, который по-своему гениально расчленил РАО «ЕЭС» и раздарил его куски в качестве подарков баронам-олигархам).

Башкирия уже предлагала АФК «Системе» объединить сетевые активы региона с принадлежащей АФК «Системе» АО «Башкирская электросетевая компания» (БЭСК). В результате помимо повышения капитализации БЭСК произошло бы существенное снижение тарифа. Однако это предложение АФК «Система» отвергла, поскольку, как говорится, ничего личного — это шло против корпоративных интересов: зачем же, скажут наши многомиллионные выпускники экономфаков, снижать тарифы, если их надо повышать и побольше зарабатывать? Пусть даже за счет региона и страны!

Никакого улучшения в экономике страны не будет, пока мы не приступим к системному восстановлению разрушенных в 1990-е основных выдающихся советских хозяйственных комплексов. К восстановлению через создание принципиально новых и перспективных комплексов, призванных кормить страну следующие полвека и обеспечивать мировое качество жизни всему населению, а не отдельным баронам.

«Единый народно-хозяйственный комплекс», «народно-хозяйственный эффект» — не пора ли снова взять на вооружение эти казалось бы устаревшие советские выражения?

Лучше ведь и не сформулировать.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше