Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Игра в Трампа Что мешает российскому бизнесу заняться политикой

Представим, что завтра в российскую политику стремительно врывается миллиардер с риторикой казачьего атамана, прической кукольного конферансье и любвеобильностью престарелого шоумена. Шансы такого персонажа завоевать сколько-нибудь значимое число голосов немногим больше оставшихся собственных волос на его голове.

Правые либералы и «интернет-буржуа», несмотря на социальную близость, будут чураться его дремучих взглядов. Левые консерваторы и бюджетники — с неизменным «нахапал» обсуждать количество яхт и любовниц, забывая о религиозности и патриотичности нового радетеля за страну.

В России не любят богатых. По крайней мере тех, кто не плачет. Тому, кто успешен, не разорен и не равноудален, обязательно припомнят все минусы, отринув плюсы. Повезло лишь одному — Дональду Трампу.

Иногда создается ощущение, что, получи российские граждане право голосовать на американских выборах, президентский пост точно достался бы кандидату-миллиардеру. Хотя более хрестоматийный и даже карикатурный образчик мира чистогана трудно себе представить.

При этом «несистемность», неудобство Трампа для враждебного России американского истеблишмента — довольно шаткий аргумент. Эпатаж и критика устоев — практически беспроигрышный предвыборный ход. Избиратель (как, впрочем, и читатель) падок на провокации. И «темной лошадке» грех не сыграть в эту игру. Особенно когда ей противостоят представители известных и могущественных кланов, вроде Клинтонов и Бушей. Но Барак Обама ведь тоже не слишком «системен». Хотя бы в силу происхождения. Его система абсорбировала. Абсорбирует и Трампа.

Наконец, любой успешный бизнесмен ниспровергает основы и ломает стереотипы потребителей, контрагентов, инвесторов и т.п. Иначе он проиграет конкуренцию. Не сможет стать уникальным для рынка.

В этом смысле и в России хватает «трампов», вполне системных в своей несистемности. Яркий пример — Олег Дерипаска, борющийся с ЦБ почти с той же бескомпромиссностью, как Трамп — с Федрезервом.

Прошлогодний тезис Дерипаски о том, что «самая низкая инфляция — на кладбище», сегодня повторяет президентский бизнес-омбудсмен и новоиспеченный лидер «Правого дела» Борис Титов. Но смягчение денежно-кредитной политики (за что ратуют и Дерипаска, и Титов) — не только инфляционный удар по сбережениям рядовых граждан/избирателей. Это ведь, как справедливо подмечают осведомленные эксперты, еще и болезненное снижение прибыли «королей господряда», чьи рублевые доходы все меньше и меньше покрывают валютные расходы. На яхты и замки в том числе.

Иными словами, чем сильнее лихорадит баррель, тем больше крамольного в ревизии «кудринского» наследия. А ведь Дерипаска не ограничивается выпадами в адрес правительства и ЦБ. На Красноярском форуме он, апологет новой индустриализации и децентрализации, бросил перчатку главному «постиндустриальному» оплоту и федеральному центру. «Мне кажется, очень важно расселить Москву. Каждый раз, подлетая к Москве, задумываюсь, что эти люди делают», — заявил миллиардер. Тоже вполне по-трамповски.

И здесь тоже, как в Штатах, забрезжила широкая коалиция униженных и оскорбленных. «Для меня было неожиданно, что взгляды известного бизнесмена России Олега Дерипаски на многие вопросы совпадают с моими. […] Сырьевая экономика привела нас не просто к перекосам в экспорте, но в конечном итоге сказалась на расселении граждан по территории Российской Федерации», — признается Анатолий Локоть, коммунист и мэр Новосибирска.

Когда архаичному государству-«левиафану» противостоит столь же авторитарная, но технологически более совершенная «матрица», невольно бросаешься на поиски третьей силы. Той, что позволит оставаться самим собой, не подстраиваясь ни под чьи лозунги и не маршируя ни под чьими знаменами.

Такую дефицитную свободу не даст «ни Бог, ни царь и ни герой». От государств всеобщего благоденствия и безликих транснациональных корпораций ее тем более не дождешься. А вот собственники, живые, настоящие, со всеми слишком человеческими причудами, но в то же время — «мужчины в полный рост», падавшие и поднимавшиеся, будто бы способны дать искомое противоядие. Послужить недостающей точкой опоры.

Поэтому одинокий ковбой-строитель Дональд Трамп, возможно, не был обласкан на Уолл-стрит, но оказался востребован на main street. Поэтому российская «игра в Трампа» стоит свеч. Есть запрос. Есть предложение. Тем более что санкции и полуизоляция на фоне известных событий — как раз то самое несчастье, которое помогает счастью. Крупные отечественные холдинги не успели «окорпоративиться» по-западному. Роль личностей в российских бизнес-историях по-прежнему очень велика.

Правда, столь же велика в них и роль государства. Дерипаска справедливо говорит о необходимости «покончить с госкапитализмом». Но во время предыдущего кризиса, в 2008-2009 годах, именно государство помогло ему расплатиться с зарубежными кредиторами. А в акции «Русала» были вложены деньги государственного Внешэкономбанка. Да и нынешние требования дешевых кредитов — это ведь тоже до известной степени стремление вырулить за счет налогоплательщиков.

В России бизнес может рухнуть без помощи государства. Но подняться и тем паче выбраться из долговой ямы — едва ли. Тот, кто сумеет это сделать, станет несистемным игроком похлеще Трампа.

Пока же речь идет лишь о попытках импортозамещения нынешнего главного героя американских выборов. А ведь импортозамещение — модель даже не прошлого, а позапрошлого века. Как утверждает Дерипаска.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше