Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Бойцовский клуб Для кого депутаты смягчают наказание

Профильный комитет Госдумы на прошлой неделе одобрил идею перевести побои, угрозу убийством, злостное уклонение от уплаты алиментов из уголовных преступлений в разряд административных правонарушений. Депутаты склоняются к варианту декриминализации уголовного законодательства, предложенного Верховным судом. Это ровно противоположно тому, чего добивались последние годы многие юристы и правозащитники, работавшие над улучшением ситуации с насилием в семьях.

По статистике, от домашнего насилия в России погибает от 10 до 14 тысяч женщин в год — примерно по одной каждые 45 минут. «Побои» чаще всего случаются не в результате ссоры двух автолюбителей на дороге. Чаще всего это результат рутинного, систематического насилия в отношении тех, кто живет рядом и физически слабее насильника. Бытовое насилие бывает направлено не только против жен и сожительниц, но и против престарелых родителей или детей (чему свидетельством нашумевшее видео из Ямала).

В странах, где есть специальные законы, направленные на работу с семейным насилием, ситуация с ним понемногу улучшается. В России же против самого термина «семейное насилие» выступают Патриаршая комиссия по вопросам семьи и детский омбудсмен Павел Астахов. «Само по себе постоянное чрезмерное использование термина "семейное насилие" — это программирование, зомбирование и запугивание семьи и родителей. Семья — самое безопасное место!» — утверждает Астахов (выпускник, что стоит помнить, Высшей школы КГБ, а не педвуза).

В общем, термина «семейное насилие» официально до сих пор не было, а само насилие было. Его жертвы могли обратиться с частным обвинением в мировой суд и — после сложного и труднопроходимого квеста с экспертизами и допросами — привлечь обидчика к уголовной ответственности (от штрафа и исправительных работ до реального лишения свободы). И даже при сравнительно легком наказании за побои у признанного виновным появилась бы уголовная судимость в анкете.

В случае же, если «побои» и угрозы убийством действительно переведут в число административных правонарушений, психопаты и садисты смогут избивать домочадцев без каких-либо последствий для себя. Ведь речь идет не о легком тычке в бок или паре подзатыльников. Достаточно вспомнить историю Анны Жавнерович, чьи травмы (сотрясение головного мозга, ушиб мягких тканей лица) были квалифицированы именно как побои.

Отныне что престарелого отца, жену или ребенка двинуть головой о батарею, что на красный свет проехать — оба правонарушения в глазах закона будут примерно одинаковыми по социальной опасности. Это противоречит всякому здравому смыслу, но таков уж мир, в котором мы живем.

Не менее интересна либерализация законодательства по отношению к алиментщикам. По статистике, в России около 5,6 миллиона семей, состоящих из матерей-одиночек и детей. Около 2 миллионов детей вообще не получают никаких алиментов от отцов. При этом интернет полон стонов мужчин, которых суд приговорил платить на содержание ребенка страшные суммы в размере полутора тысяч рублей ежемесячно и советов о том, как можно схитрить и уменьшить размер выплат на ребенка («поступите на очное отделение вуза и возьмите справку, предоставьте справку о меньшей зарплате, чем получаете в реальности» и т.п.). Еще совет: «Не давайте развода, чтобы не платить алименты». Показательная реакция одного из участников форума: «Так поступил мой отец, в результате спился и умер, как бомжара, туда ему и дорога». У выросших в неполных семьях детей часто находится много теплых слов для своих отцов.

Предложенная в президентском послании Федеральному собранию декриминализация «экономических» статей, судя по очередной инициативе судей и парламентариев, откладывается, если не отменяется вообще. Служители Фемиды и народные избранники по-своему истолковали идею сделать закон гуманнее и решили проявить благосклонность не по отношению к незадачливым предпринимателям, а к тем, кто совершает преступления против личности.

При этом за нарушения законодательства о проведении митингов, то есть за правонарушения, в которых пострадавшей стороной считается не отдельно взятая личность, а государство, наказывают весьма сурово. Достаточно вспомнить историю оппозиционного активиста Ильдара Дадина, который в минувшем декабре был осужден на три года.

Получается, что изводить и мучить тех, кто немощен или стар, безобиднее (и на порядок безопаснее), чем митинговать и пикетировать.

К чему приведет нынешняя законодательная новелла, если, конечно, она станет реальностью, догадаться легко. Когда государство отказывается обеспечивать неприкосновенность личности, начинаются суды Линча, кровная месть и прочие попытки самозащиты, а уровень агрессии в обществе вырастает многократно. Человечество все это много раз проходило. Эти грабли исхожены вдоль и поперек и давно признаны именно граблями, а не дорогой в светлое будущее.

В заключение скажу, что, честно говоря, после таких сигнальчиков женщинам потребуется много отваги, чтобы решиться выйти замуж и завести детей. И как при такой «либерализации» законодательства, по факту направленной против жертв, бороться за повышение рождаемости — умом не понять. Остается, видимо, действительно только верить.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше