Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Отнять и поделить К чему ведет увеличение НДПИ

Общеизвестно, что есть две главных модели развития отношений между государством и хозяйствующими субъектами: «отнять и поделить» и «сложить и преумножить». Первая модель ведет к деградации экономики и распаду страны, как мы помним из опыта СССР. Вторая модель обеспечивает развитие экономики и социальную стабильность в стране.

Многие годы отношения правительства России и ее хозяйствующих субъектов в основном развивались по второй модели. В результате внешний и внутренний долги государства сейчас минимальны, а население поддерживает политику, проводимую руководством России. В кои-то веки в России даже почти нет политических анекдотов, которые составляли большую часть фольклора и при Николае II, и при коммунистах от Ленина до Горбачева, и при Ельцине.

В последнее время Министерство финансов России настойчиво пытается вернуться к модели «отнять и поделить». Новоявленных экспроприаторов не останавливает даже то, что это идет вразрез со стратегией работы правительства России, изложенной в недавней статье председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы».

В нефтяной отрасли России с 1 января 2005 года действует система изъятия сверхприбылей, которая состоит из двух частей: налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенной пошлины на вывоз нефти. Ежемесячно ставки этих налогов рассчитываются по установленным формулам — из цен на российскую нефть на мировом рынке за предыдущий месяц, с учетом курса рубля к доллару. Результаты расчетов публикуются в официальном издании Правительства РФ — «Российской газете». Эту систему в свое время журналисты окрестили «ножницами Кудрина», и направлена она на изъятие сверхприбылей у нефтяных компаний. Формулы для расчета ставок НДПИ и пошлины на нефть были составлены таким образом, чтобы чистая прибыль нефтяных компаний от экспорта нефти в среднем составляла 100 долларов с тонны (13,7 долларов за баррель) независимо от цены нефти, при цене нефти на мировом рынке выше 40 долларов за баррель.

Конечно, при резком падении цен на нефть НДПИ и пошлина за ним «не успевают», и нефтяники несут убытки. При росте цен на нефть, напротив, прибыль нефтяников резко возрастает. Однако в среднем за год прибыль от экспорта нефти составляет примерно 100 долларов с тонны. Например, в течение трех лет среднегодовая чистая прибыль от экспорта нефти по этому маршруту колебалась от 101 до 104 долларов с тонны, при том что среднемесячный показатель менялся от убытка до 200 долларов с тонны.

Стабильность прибыли от экспорта нефти стабилизировала и прибыль от продажи нефти на внутреннем рынке. В результате в нефтяной отрасли России сложились благоприятные условия для инвестиций в добычу нефти. В 2006 году Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти и газового конденсата, которое сохраняет до сих пор. Это еще раз подтверждает прописную истину о том, что для развития промышленности стабильность и предсказуемость важнее сверхприбылей.
Для того чтобы сбалансировать бюджет 2016 года, Минфин РФ предложил изменить правила игры и изъять у нефтяников дополнительно 0,6 триллиона рублей за счет увеличения НДПИ. К чему это могло бы привести? По данным президента государственной нефтяной компании «Роснефть» Игоря Сечина, ежегодная инвестиционная программа нефтяной отрасли России превышает 1,4 триллиона рублей.

Совершенно очевидно, что изъятие 0,6 триллиона рублей у нефтяных компаний привело бы не к сокращению инвестиционной программы нефтяников в 2016 году, а к полному прекращению инвестиционных программ всех 600 нефтяных компаний России вплоть до их пересмотра. В свою очередь это обеспечило бы падение промышленного производства в стране более чем на 4,2 триллиона рублей и сокращение до 3 миллионов рабочих мест. В результате, по нашей оценке, в 2016 году отток капитала из России вырос бы вдвое — до 160 миллиардов долларов, курс рубля упал бы ниже 100 рублей за доллар, а в обществе неизбежно возникла бы социальная напряженность.

План увеличения НДПИ встретил резкое сопротивление Минэнерго России и нефтяных компаний и принят не был. Однако Минфин не успокоился и предложил новый план по изъятию у нефтяников 270 миллиардов рублей. Очевидно, что такое решение спровоцирует глубокий кризис в нефтяной промышленности страны, за счет которой формируется 40 процентов государственного бюджета. В результате доходная часть бюджета, по нашей оценке, сократится на 10 процентов. Парадоксально, но Минфин России вовсю работает над развалом государственного бюджета страны.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше