Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Дима, верим! ...Или импортозамещение по-спартаковски

У «Спартака» новый генеральный директор, новый главный тренер, новый председатель совета директоров, но старые проблемы.

Итак, очередной акт спектакля под названием «Вся Россия ищет тренера для народной команды» завершен — к неописуемой радости спартаковских болельщиков, этот пост занял Дмитрий Анатольевич Аленичев. Генеральным директором клуба назначен другой спартаковский ветеран — Сергей Юрьевич Родионов.

Чуть раньше в клубе произошло третье структурное изменение — Леонид Федун сложил с себя обязанности председателя совета директоров. В этом есть некоторое кокетство, ведь он остается владельцем клуба, но все же решение симптоматичное. Попробуем разобраться, что это означает и чего теперь стоит ожидать.

Для тех, кто подзабыл: Леонид Арнольдович Федун в «Спартаке» с 2004 года, когда он (вроде бы на личные деньги) купил контрольный пакет акций клуба. Приобрел его у Андрея Червиченко, кстати, тоже выходца из «Лукойла», где он отвечал за спортивные проекты. То есть получилось так: в 2002-м в «Спартаке» появился Червиченко (как ставленник нового спонсора и коммерческий директор), он довольно быстро «съел» Олега Ивановича Романцева, стал фактическим хозяином и продал клуб Федуну. Или «Лукойлу», поскольку в совет директоров вошел ряд видных деятелей нефтяного гиганта, а генеральным директором был назначен Юрий Первак, до того возглавлявший «Лукойл-Челябнефтепродукт» и выступавший во второй лиге клуб «Лукойл» из Челябинска.

В свое время Леонид Арнольдович заявил, что в современном футболе тренер может внести в успех команды не более 10 процентов, и с того момента упорно старается свой тезис доказать. Главных тренеров при нем сменилось уже десять: Невио Скала, Александр Старков, Владимир Федотов, Станислав Черчесов, Михаэль Лаудруп, Валерий Карпин, Унаи Эмери, Дмитрий Гунько, Мурат Якин и десятый — Дмитрий Аленичев. Примерно по тренеру в год. Но если от тренера зависит всего 10 процентов — так и ответственности за результат на нем должно быть столько же. А остальное на тех, кто этих тренеров назначает и кто клубом управляет. Но здесь стабильностью тоже не пахло.

С генеральными директорами, то есть людьми, ответственными за оперативное руководство клубом, примерно такая же история, как и с тренерами. Сначала был Первак, с которым не мог сработаться Скала. Итальянец не скрывал, что ушел из-за их конфликта: «У нас на бумаге уже была команда на будущее, и Федун предоставлял мне инициативу для действий. Но тут — новая напасть. На первый план вышел синьор Первак, который, считаю, принес "Спартаку" много вреда. Так получилось, что мы с ним поссорились и я вынужден был уйти».

Потом был Черчесов, который видел себя не менеджером, а тренером и из-за этого не мог сработаться со Старковым. Затем аналогичная ситуация происходила с Карпиным. Валерий Георгиевич тоже никак не мог остаться в стороне от тренерских проблем, что создавало сложности Лаудрупу и Эмери. Апофеозом директорского хаоса стало назначение на этот пост бывшего клубного шофера и переводчика Романа Асхабадзе — ситуация дошла до полного абсурда.

А что же хозяин? Федун спокойно смотрел, как Первак покупает совершенно не тех игроков, которых просил Скала. Он долго не вмешивался в открытый конфликт футболиста Аленичева и тренера Старкова и, лишь когда отступать было уже некуда, все-таки выставил капитана на трансфер. Федун не вмешивался в противостояние тренера Черчесова и лидеров клуба Титова и Калиниченко. И опять, только когда ситуация стала критической, принял сторону тренера. Потом Федун то поддерживал Карпина («Валера, верим!»), то снимал его и назначал Эмери. После убрал испанца и возвратил Карпина... Согласитесь, какая-то удивительная нерешительность и непоследовательность для отставного полковника и бизнесмена крупного масштаба.

Федун перепробовал все возможные конфигурации управленческих дуэтов. Директора у него были матерые и совсем молодые, исконно спартаковские и со стороны. Тренеры тоже разнообразные: русские и иностранцы, датчанин и турок, молодые и старые, доморощенные и не очень. Одно время он вообще объединил обе должности, доверив их Карпину. Единственное, что оставалось постоянным, — отсутствие спортивного результата. При Федуне «Спартак» так и не выиграл ни одного трофея.

Понятно, что об игровой стабильности при подобной чехарде говорить не приходилось. Как и о сбалансированности состава. Каждый тренер вносил что-то свое, а получалось как в письме из Простоквашино, которое поочередно писали Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик.

Игроков покупали вполне приличных, но ни один из них в «Спартаке» не прогрессировал. Зато переходя в другие клубы, «бывшие» начинали отлично играть. Заклейменный в Москве позором Мартин Штранцль великолепно показал себя в Менхенгладбахе, став капитаном команды. Маркос Рохо играл в финале мирового чемпионата. Он уверенно чувствует себя в «Манчестер Юнайтед». Николас Пареха выиграл Лигу Европы, а Алекс — чемпионат Бразилии и Кубок Либертадорес. Список отличных игроков, не подошедших «Спартаку», можно продолжать почти бесконечно, как и тех, кто в клубе откровенно деградировал. Кстати, с тренерами такая же история — уволенные из «Спартака» специалисты прекрасно проявили себя в других клубах. Эмери сделал классную команду в Севилье, выиграл две Лиги Европы. Лаудруп с «Суонси» взял Кубок английской футбольной лиги, а Черчесов, хорошо зарекомендовав себя в «Тереке» и «Амкаре», возглавил «Динамо».

В чем же корни спартаковских проблем? Похоже, главная причина красно-белых бед — в системе управления. Все эти годы Федун реально не руководил «Спартаком» или делал это не в полной мере. Формально он считается владельцем. На деле же существует коллективное руководство под названием совет директоров, причем у его членов по многим вопросам совершенно разные мнения. Александр Жирков, Сергей Михайлов и Джеван Челоянц — кстати, все они имеют прямое отношение к «Лукойлу» — пользуются не меньшим влиянием, чем Федун. А за спиной у них, за портьерой, могучая фигура Вагита Алекперова — владельца «Лукойла» и, похоже, реального хозяина клуба. И нерешительность Федуна, о которой мы говорили выше, связана не с особенностями его характера, а с тем, что позиции акционеров зачастую разновекторные. К тому же у каждого из них имеются в клубе ставленники, которые решают свои, порой весьма меркантильные, вопросы.

Есть в «Спартаке» и другие довольно значимые фигуры, например агент Михаил Череповский. Контракты с ним имеют 20 игроков «Спартака», и почти все трансферные сделки последнего времени идут через него! Так, по слухам, «Спартак» заплатил Череповскому 250 тысяч евро только за «организацию продления договора» с голкипером Песьяковым. Притом что изначально трансфер голкипера из «Шинника» стоил всего 500 тысяч. Кстати, сам агент уверяет, что все его действия были согласованы с одним из членов совета директоров.

Федун уступил место председателя Жиркову, но сохранил голос в совете директоров. Другими словами, по сути, ничего не изменилось и шансов, что ситуация типа «лебедь, рак и щука» будет устранена, не так много. Это важно, поскольку не все члены совета поддерживали назначение Аленичева, а значит, полного карт-бланша у тренера нет.

Каким образом новые назначения повлияют на курс «Спартака»? На первый взгляд все очевидно. Аленичев известен приверженностью к «спартаковскому» футболу, а в тульском «Арсенале» у него было много молодежи. Родионов — директор клубной академии. Все говорит за то, что «Спартак» будет делать ставку на талантливую молодежь и своих воспитанников. Это неожиданно, поскольку раньше «Спартак» шел иным путем. С другой стороны, как молодежи конкурировать с Вальбуена, Тошичами и прочими Халками? В конце концов, ведь эксперимент Аленичева в «Арсенале» оказался неудачным — туляки из премьер-лиги вылетели.

Возможно, перемены свидетельствуют о смене курса не столько клуба, сколько «Лукойла». Стадион построен, свой взнос в подготовку ЧМ-2018 концерн внес. Вполне вероятно, после этого Алекперов решил помощь клубу сократить. В таком варианте приглашение Аленичева можно считать сменой концепции развития и, в какой-то степени, началом новой красно-белой эры, что вполне вписывается в модный ныне тренд импортозамещения, да и президент страны недавно к этому призывал.

В любом случае главное, что сейчас нужно «Спартаку», — навести порядок. И в управленческой команде, и в футбольной. Убрать случайных людей, оставить тех, кто готов расти и сражаться за честь клуба. Но это те еще авгиевы конюшни, и на их расчистку потребуется немало сил и времени. И если желания и воли Родионову и Аленичеву, без сомнения, хватит, то времени им могут просто не дать. Логичность и прозрачность нужна далеко не всем. В мутной воде, как известно, рыбу ловить проще.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше