Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Памятка начинающим муниципальным депутатам Эксперт о необходимых качествах успешного депутата местного уровня власти

Муниципалитет — одна из стартовых площадок для того, чтобы сориентироваться и состояться в многомерном и сложном пространстве системы государственного управления. Именно здесь — на местном уровне, в городе, районе, сельском поселении — приобретается лучший опыт, который может стать основой карьеры профессионального политика и управленца. На местах видны причины почти всех наших проблем, и в то же время, работая здесь, быстро избавляешься от соблазна предлагать для их них «простые решения». Поэтому человек с опытом работы на муниципальном уровне (не опустивший руки из-за сложностей, сопровождающих работу в муниципалитете) ценен и востребован на более высоких должностях.

Ниже я предлагаю несколько рекомендаций для начинающих муниципальных депутатов, которые, надеюсь, помогут им в карьере.

Необходимо помнить, что муниципалитет — это низовое звено государственной вертикали. Хотя, по Конституции РФ, он относится к категории «местного самоуправления», по факту его зависимость от вышестоящих, прежде всего областных (краевых, республиканских, городских — в Москве и Санкт-Петербурге), органов власти очень велика.

Поэтому не стоит думать, что, приходя в муниципалитет, депутат сразу приобретает власть. Скорее, он приобретает определенное влияние на происходящее вокруг него при необходимости работать в постоянном контакте с чиновниками и депутатами «сверху».

Следовательно, нужно засучить рукава и приготовиться к труду и самоотдаче, а не к привилегиям и лаврам. Это начало карьеры, и главная задача сейчас — разобраться в максимально широком круге проблем и приобрести базовый профессиональный опыт — работы с людьми, политической работы, вникнуть во все аспекты местного хозяйства.
Основные акценты в деятельности муниципального депутата следует сделать на следующих направлениях.

Первое — это бюджетный процесс. Именно в нем находят отражение все аспекты жизнедеятельности муниципалитета, а также из него четко видно, как вообще устроена вертикаль госуправления.

Скудость местного бюджета, нехватка средств для реализации многих кажущихся необходимыми задач, высочайшая финансовая зависимость муниципалитета от области (республики, края, города) — вот вещи, с которыми депутату придется столкнуться в первую очередь. Опыт участия в бюджетном процессе учит муниципального депутата максимально рационализировать потребности людей и использование средств.

Именно из-за этих, кажущихся неразрешимыми, проблем многие муниципалы опускают руки. Некоторые незаметно для себя переходят в категорию «вечных жалобщиков»: они уже не ищут путей решения трудностей, стоящих перед муниципалитетом, а только «просят денег».

Однако, несмотря на то что бюджетная система действительно давно нуждается в глубокой реформе, ее критика мало что даст муниципальному депутату. Его цель — постараться использовать возможности, которые существуют, для развития своей территории и увеличения ее доходной базы.

Как стимулировать экономический рост и обеспечить пополнение бюджета, например, в муниципальном районе, если в нем нет крупных предприятий и мало надежд на приход богатых инвесторов? Успешные муниципалитеты делают это путем системной, стратегической поддержки малого предпринимательства. Приведем несколько примеров.

Так, в Судогодском районе Владимирской области муниципалитет пять лет назад поставил перед собой задачу увеличить число малых предприятий, решив с помощью этого проблему занятости и недофинансирования бюджета. Муниципалы проводили обучение начинающих бизнесменов, предоставляли им льготы и гранты, обеспечивали их участие в выставках. Умело использовали средства областных программ. Создали бизнес-инкубатор. Результатом этой работы за первые три года стал рост оборота организаций и среднемесячной заработной платы почти вдвое и соответствующее увеличение налоговых поступлений.

Системная и многоплановая поддержка малому бизнесу оказывается в Калязинском районе Тверской области. Здесь в результате мер, предпринятых в налоговой сфере, создания благоприятных условий для начала и развития бизнеса, с учетом географического положения и туристического потенциала территории, за пять лет на 23 процента выросло число малых предприятий, увеличилась занятость — каждый третий житель в малом бизнесе.

Как показывает опыт успешных муниципалитетов, своих результатов они достигли, максимально используя возможности района или города, поддержку субъекта РФ и федеральную помощь. Не дожидаясь, когда к ним «придет инвестор», а развивая свои малые предприятия, они сохраняли людей и создавали задел на будущее — в виде налоговых поступлений, которые при рациональном вложении средств окупают все затраты.

Другой пример — известный на всю Россию город Мышкин Ярославской области, совершивший настоящий прорыв в индустрии туризма. Некогда типичный маленький город со всеми связанными с этим проблемами, в настоящее время активно развивается, имея стабильные налоговые поступления. Вообще, Ярославский регион дает много примеров развития «малого туризма» силами прежде всего муниципалитетов.

Приведенные случаи показывают, что изменить ситуацию к лучшему можно практически при любых условиях, было бы желание. И здесь важен вклад всех, кто работает в муниципалитете. Поскольку именно депутатский корпус принимает бюджет, каждый рядовой депутат вправе инициировать поправки, направленные на поддержку развития своей территории. А не просто пассивно голосовать за то, что предлагает местная администрация.

Второе направление деятельности успешного муниципального депутата — активное участие в социальных и социально-политических проектах и их инициирование, а также участие в работе областных и федеральных общественных структур.

В настоящее время множество фондов предоставляют гранты на общественно значимые инициативы. Это дает массу возможностей для создания собственного муниципального актива, стажировок, повышения квалификации и опыта. Чтобы не рекламировать конкретные проекты, порекомендуем начинающим муниципалам посмотреть сайты федеральных грантодателей и всероссийских общественных организаций, а также списки тем, по которым предоставлялась поддержка. Большую пользу может принести также участие в федеральных молодежных школах и летних лагерях.

Третье направление деятельности муниципального депутата — постоянный контакт с избирателями. Нередко депутаты отгораживаются от тех, кто их выбрал, «каменной стеной». Происходит это далеко не только из-за равнодушия депутата. Часто причиной становятся большие сложности, возникающие при решении бытовых проблем избирателей: проблемы в ЖКХ, низкий уровень жизни, плохие дороги, низкое качество медицинской помощи. Избиратель при этом не знает, кто какие проблемы в стране решает и «несет» все что наболело по ближайшему адресу — в муниципалитет. Не обладая политическим влиянием и властными полномочиями, муниципальный депутат оказывается в ситуации, когда он не может реально помочь просителям.

Здесь важно помнить следующее: людям важно, чтобы их выслушали. Даже если решить их проблемы невозможно, само участие для них уже много значит.

Но и работая в муниципалитете, многое можно сделать. В этой связи вспоминается случай, когда к депутату в Санкт-Петербурге пришла с жалобой пожилая женщина, оказавшаяся волею судьбы в аварийном фонде — без воды, отопления и вообще элементарных удобств. Для города на Неве, увы, это довольно будничная проблема: плачевное состояние большой части дореволюционного жилья здесь ни для кого не сенсация. Заявительница была коренной петербурженкой, но не имела права встать на очередь по улучшению жилищных условий, так как несколько лет проживала в другом регионе. Между тем, по городскому закону, очередником мог стать только тот, кто прожил с постоянной пропиской в городе не менее 10 лет.

Несколько обращений в районную, затем городскую администрацию результата не дали. Казалось бы, депутат бессилен помочь своей избирательнице. Однако выход был найден: при содействии депутата названный выше закон в городском суде признан нарушающим право заявительницы на жилище, установленное Конституцией РФ (есть у нас такая категория исков — в защиту прав и свобод человека и гражданина). Состоялась ее постановка на очередь, и далее открылись возможности для ее переселения в нормальное жилье. Нестандартное решение дало результат — причем значимый не только для заявительницы, но и для других горожан.

Используя все предоставленные законом возможности, можно решить многие проблемы, а к тупиковым ситуациям необходимо привлечь внимание общественности и журналистов.

При этом важно помнить: поверхностная убежденность, что все проблемы можно решить только «сверху», «поменяв систему», — это ложный путь. Он не приводит к устранению недостатков, а только лишает статуса ответственного перед обществом политика того, кто по этому пути идет. Система неидеальна, но исправить ее может только человек, научившийся работать в малом масштабе.

И, разумеется, нет смысла ждать, когда произойдут глобальные перемены: действовать нужно здесь и сейчас, помня об ответственности депутата перед избирателями.

В целом, хотя это и кажется банальным, начинающий муниципальный депутат должен помнить главное: «сдвинуть гору» можно лишь постепенно, научившись сначала собирать отдельные «камни» — причем делая это профессионально и для пользы своих избирателей.

Страна нуждается в людях, имеющих базовый управленческий опыт, способных использовать его не только в госаппарате, но и в публичной политике и при этом не увлекающихся идеализмом (в духе мировых революций и радикальных решений).

Муниципалитет — одно из лучших мест для выработки таких качеств. Сумевший состояться на этом уровне вправе рассчитывать на серьезную государственную карьеру.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше