Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Детки в клетке Кому по нраву управлять рабами

57 процентов россиян, согласно опросу «Левада-центра», считают, что порядок в стране важнее соблюдения прав человека. 43 процента согласны на введение цензуры и запрет на поездки за границу при условии повышения пенсий и зарплат. 45 процентов — за государственный контроль над крупными предприятиями. 53 процента за то, чтобы государство определяло безнравственность книг и фильмов и запрещало их.

Не привык я к свободе
По своей ли вине?
Ведь свободы в заводе
Не бывало во мне.

Никакой мой прапрадед
И ни прадед, ни дед
Не молил Христа ради:
«Дай-подай!» Видел — нет.

Эта цитата из Владимира Корнилова хорошо отражает причины подобных результатов опросов, но не отражает последствия. Причины банальны: это разница между тигром, рожденным в джунглях, и тигром, рожденным в зоопарке. Дикого тигра можно поймать и посадить в клетку, но он вполне может вырваться силой или хитростью — и отгрызть голову директору зоопарка. Иное дело зверь, который с детства ничего кроме прутьев не видел. Три раза в день ему дают не слишком свежее мясо. Пеликаны из соседнего пруда рассказывали, что мясо бывает свежим, но оно быстро бегает и его надо ловить. Без гарантии, что не останешься голодным. «А ну его», — машет лапой тигр и засыпает на соломе.

Не секрет, что рабовладельческий строй держится вовсе не на охране (ее на всех никогда не хватает), а на сознании раба, который охраняет себя сам. В 1861 году многие крепостные крестьяне плакали и хватали хозяина за ногу, только чтобы продолжал курировать их в прежнем режиме. Потому что порядок был.

Половина моих сограждан сама готова запереть свою клетку изнутри и ключ выбросить, только чтобы миску давали не три, а четыре раза в день. И компот.

К сожалению, в голове у многих россиян порядок никак не связан с соблюдением прав человека. Потому что в России так уж повелось, так устаканилось — общественное выше личного, а общество — то ли монолит, то ли сферический вакуум. Между тем, общество состоит из отдельных личностей и их неотъемлемых прав. В том числе, на свободу передвижения и выражения своих мыслей, которые другим личностям не должны обязательно нравиться.

Огромному числу людей (и большинство из них — не совсем глупые) не приходит в голову провести простой анализ. Порядок, стабильность, предсказуемость, справедливость, которых они так жаждут, существуют без исключений только в тех обществах, где соблюдаются права отдельного гражданина, уважается его частная собственность и его индивидуальное достоинство. Только в тех странах, где граждане ценят свободу больше всего на свете, социальная справедливость и поддержка слабого — не вековая мечта, но банальность. Потому что настоящая свобода — это не свобода «от», а свобода «для». Добра, правды и чести. Именно она формирует ответственность и не вызывает страха у окружающих.

Кому выгодно, чтобы гарантированное корыто с баландой ценилось больше возможности самому решать, что есть, где и когда? Чтобы в голове прочно укрепилось: свобода — антипод порядка? Только тем, кому по нраву управлять рабами. Впрочем, способными иногда на бунт, но это не слишком опасно. Пошумев, они повесят на шею привычное ярмо, ибо другого груза не знают.

Уважающий себя человек не украдет, не напишет донос, не пойдет по головам наверх, не ударит слабого, не обидит того, кого ему доверили защищать. Это азбука, но азбуке нужно учить в детстве. Боюсь, что целые поколения россиян потеряны в этом смысле. Но стоит попробовать учить этому наших детей, вопреки обстоятельствам и официальной идеологии. Это наивно, но возможно. Удалось же родителям Саши Духаниной, Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной? Удалось родителям тех мальчишек, которые вышли на улицы Москвы, протестуя против несправедливого приговора? И знаете, их становится больше. В 2010 году за стабильность любой ценой высказывалось 73 процента респондентов.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше