Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Версия для принтера Александр Амзин об антиномии протеста

В фейсбук-сообществе "Мы были на Болотной площади и придем еще" разразился небольшой скандал. Администрация сообщества перед митингом 15 декабря 2012 года решила заменить онлайновую агитацию офлайновой. Вместо организации мероприятия в Сети - живая пропаганда среди соседей. Вместо конкурсов и хэштегов - листовки и наклейки.

Бывает так: общаешься с умным человеком день, два, три, а потом он вдруг начинает галлюцинировать на глазах. Только что говорил здравые вещи - и вдруг коллапсировал как личность.

В свое время Махатма Ганди предложил своим сторонникам приготовиться к тому, чтобы переносить боль и страдания, причиняемые противником. Но вряд ли он бы додумался предложить 30 тысячам оппозиционеров помолчать в знак протеста против методов протеста.

Некоторые уже назвали объявление администрации диверсией и саботажем. Но Бритва Хэнлона, младшая сестра Бритвы Оккама, гласит: никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью.

О безбрежной глупости вопит каждая буква в открытом письме администрации "Болотной площади". Когда читаешь о том, что обойти соседей по подъезду сложнее, чем нажать на кнопку в фейсбуке, перед внутренним взором встает сюрреалистическая картина. Серьезные очкастые хипстеры по двое звонят в двери, начинают диалог фразой "Веруете ли вы в Навального и Болотную площадь?" и протягивают распечатанные дома на принтере брошюры.

А между тем социальные сети при меньшей, чем у живого общения, убедительности обеспечивают огромный, сравнимый с радийно-телевизионным, охват и не требуют почти никаких затрат на дистрибуцию. Причем, что характерно, в социальных сетях сидят такие же живые люди, как и в квартирах. Более того - это ТЕ ЖЕ САМЫЕ люди. На расстоянии вытянутой руки.

Но и это не все. Особенно убедительно авторы объявления выступили с утверждением о том, что офлайновую кампанию можно начать 26 ноября и успешно закончить к 15 декабря. Это сказочная, эпическая глупость: политические офлайновые кампании должны вестись долго, желательно в фоновом режиме и централизованно. И нацелены они обычно на существующую аудиторию - будь то сторонники Партии здравого смысла или Леди Гаги.

Условно говоря, никогда еще надпись на стене "Спартак - чемпион" не приводила новичков в фан-клубы. Ее цель - поддержать фанатское братство. Ту же цель преследовали перед выборами водители автомобилей, наклеившие на заднее стекло стикеры про партию жуликов и воров.

Но вот что меня действительно пугает - это сама идея сокращения интернет-активности. Нет ни одного разумного довода против сочетания офлайновой и онлайновой кампаний. Скажу больше - даже на фоне фейсбука (с его 20 миллионами российских пользователей) 30 тысяч участников "Болотной" выглядят пресловутым узким кругом революционеров. Обычный здравый смысл подсказывает, что дел в фейсбуках и вконтактах - непаханое поле, стучись в каждый профиль, раздавай информацию, шарь, лайкай и ретвить, залезай в компьютер всем, кто хоть взгляд бросил в твою сторону.

Создавай гражданское общество, а не выпендривайся. До 15-го время еще есть.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15