Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Будем тонуть Иван Давыдов о цене человеческой жизни

Неделю назад в интернете прославились двое священников. Один увязал крымский потоп с аморальным поведением отдыхающих на сочинских курортах, второй - с утратой духовности в целом. Ну и добавил, кстати, что если Pussy Riot не накажут должным образом (интересно, между прочим, каков он, этот должный образ? - урезание языков с последующим сожжением в срубе по старому русскому обычаю?), то Россия повторит судьбу Содома. Не в том смысле, что все мы тут предадимся однополой любви и попытаемся совершить насилие над ангелами, а в том, что ждут нас серный дождь и превращение цветущей нашей страны в мертвое море.

Спасибо, впрочем, суду, от серных дождей мы, кажется, на полгода застрахованы. Как минимум.

Но мне при этом кажется, что есть некоторый резон в писаниях экзальтированных священников. Я тоже вижу связь между Крымском и Pussy Riot.

Я, знаете ли, не верю в существование зла ради зла. Это бывает в комиксах про супергероев, а так - нет. Вокруг нас - не звери, люди, и даже те из них, которые рвутся сажать или калечить других людей, как правило, руководствуются идеями возвышенными. Хотят добра.

Исходя из этого, можно попытаться понять следователей, попросивших продлить арест трем девушкам из т. н. "панк-группы". Я не думаю, что они сделали это ради того, чтобы заставить подследственных страдать (пребывание в российских СИЗО некоторыми иностранными агентами, то есть, пардон, правозащитными организациями приравнивается к пыткам, между прочим; попробуйте представить себе пытку, которая длится год, - это ведь что-то из Данте уже, нечеловеческие масштабы).

Я думаю, причины куда примитивнее. Они ж не дураки. Юристы, какие-никакие. Они же видят, что нет там никакого уголовного дела. Нет, во всяком случае пока, в Российской Федерации таких законов, по которым участницы группы могли бы получить уголовный срок. Дела нет, давление СМИ и прогрессивной общественности - налицо, давление общественности, скажем так, косной, зато многочисленной, - налицо тоже. Плюс всякие политические вводные, предполагаемые обиды больших людей и так далее. А дела - нет.

Стыдные заключения экспертов - вот и вся доказательная база обвинения. Ну, и охранник из храма еще, который, согласно утверждениям его адвокатов, ночами не спит, все ему девицы в масках мерещатся. Такое случается, конечно, но лечится легко, если завести подружку.

Начинать в этой ситуации процесс - значит, обречь себя на невероятный какой-то скандал. Превратиться в антигероя для всех существующих в стране газет. Ходить на работу, как на публичное позорище. Не думайте, что они какие-то там нелюди. Им, как и всем прочим, неприятно, когда о них говорят гадости, особенно если гадости говорят заслуженно.

Ситуация патовая. Деваться давно уже некуда. Они сами себя в нее загнали, когда попытались из административной хулиганки слепить уголовное дело. И выход сейчас только один - продлить арест. Ну да, пресса повоет недельку, но потом-то переключится на новые темы. Давление актуальной повестки и все такое прочее. Из протестантов останется актив, а актив это всегда неприятные маргиналы, на которых уже можно не обращать внимания. Те, кто требуют достойно наказать "кощуниц", получат удовольствие. Сидят - и сидят, какая разница, за что. А через полгода - или осел умрет, или эмир. Или арест продлят.

Есть при этом одно маленькое условие: это выход, только если на судьбу сидящих в СИЗО принимающим решение плевать. Если арестованные - самая маленькая ставка в игре вокруг репутаций, перспектив медийных скандалов и прочих неприятных вещей. Если принимающему решение ясно, что ему ничего не будет, когда выяснится, что арестованных держали в тюрьме без всяких на то оснований. Ну, или угроза так незначительна, что можно рискнуть.

Вот и чиновники в Крымске. Те, которыми сейчас Следственный комитет занимается. Они уж точно соседей своих топить не хотели. Они просто, за шесть часов получив оповещение о наводнении, решили рискнуть. Потому что беспричинная паника в их системе координат - страшный грех. А вдруг не затопило бы, лотерея ведь? Оповещать не стали, люди погибли, чиновники под следствием. Но риски-то они правильно взвесили! В чем им себя упрекать?

Потому что люди стоят мало. Потому что угроза их жизням не перечеркивает все остальные соображения. Потому что так Россия устроена.

Было бы здорово думать, что такое, мягко скажем, операциональное отношение к людям свойственно только чиновникам. Представителям властей. Силам зла. Но ведь нет. Как нет, повторюсь, безусловного зла - на человеческом, по крайней мере, уровне. Это же самое прет и из речей самых ярых борцов с кровавым режимом. Гнездится в кухонных беседах возвышенных интеллигентов. Взрывается в трамвайной ругани.

И если в России стоит с чем-то всерьез бороться, то как раз только вот с этим. Остальное все мелочи, по серьезному счету. Ну, или будем тонуть.

Хотя, не исключаю, нам нравится тонуть. Чтение работ исторических наводит, во всяком случае, на такие мысли.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше