Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

Моноспектация господина кандидата Андрей Коняев о перформансе и Иване Охлобыстине

В первый понедельник осени 2011 года Иван Охлобыстин, всего годом ранее с позволения патриарха Кирилла оставивший пастырское служение, изъявил желание побороться за кресло президента Российской Федерации. В качестве единственного условия самовыдвижения любимый народом лицедей выдвинул согласие (пусть и молчаливое) церкви. Она, в лице Всеволода Чаплина, оказалась против, хоть возражение больше и напоминало не твердое "нет", а неуверенное "пожалуй, не стоит".

Некоторое время назад Ивана Охлобыстина почти не было, а потом его вдруг стало очень много. Сразивший зрителей фильма "ДМБ" своим умением загадочно кушать вафельку актер оказался сразу и исполнителем главной роли в крайне успешных "Интернах", и лицом - идеологическим вдохновителем рекламной кампании далеко не последней сети салонов связи "Евросеть", и даже ведущим церемонии вручения каких-то там премий канала "Муз-ТВ". Улыбчивое ящероподобное лицо Охлобыстина, часто вместе с не менее одиозным лицом Ксении Собчак, смотрело на зрителя с телеэкранов и журнальных разворотов.

Летом 2011-го стало ясно, что экс-священник готовит что-то большое - столицу заполонили плакаты, на которых резко посуровевший актер фигурировал рядом с загадочной надписью "Доктрина 77", выведенной колючим готическим шрифтом. Афиши этого перформанса в жанре "эпический моноспектакль" ("Русские люди выходят из периода интеллектуальной и чувственной стагнации, и в российском обществе начинается новый этап самоидентификации", - так сказано в описании) появились в том числе и в салонах "Евросети".

Это заставило народ, не позабывший еще анонс новых фантастических мобильников, крепко задуматься. Что если наш герой вознамерился переплюнуть Стива Джобса? Ведь Охлобыстин стоит, в отличие от взращенного на многословной американской макулатуре Джобса, на плечах отечественных литературных гигантов. Стало быть, и речь идет не просто об облагороженной театральными приемчиками яблочной презентации, а о настоящей деконструкции самого этого жанра с последующим синтезом чего-то совершенно нового. Следуя логике попавшего в название "моноспектакля", этому новому вполне бы подошло название "моноспектация".

Масштабы и перспективы задумки Охлобыстина будоражат воображение еще и потому, что, так сказать, о духовной составляющей моноспектации до сих пор ничего неизвестно. Сам он, как показывают обсуждения простейших путевых заметок на "Снобе", способен нагнать философской таинственности практически на пустом месте, а твиттер актера изобилует самыми разнообразными намеками.

"Русский этнос - идеальный, поскольку содержит в себе кровь большинства других этносов", - сообщает, например, нам в одной из бесед Охлобыстин. "Мы карательный отряд эволюции. Следим, чтобы белый свет был представлен всем спектром, а не только какой-либо сверхдержавой", - пишет он в другой. "Церковь десятилетиями шла к тому концепту, который я хочу предложить", - добивает впечатлительного читателя в третьей. Сверху на эти крепкие поджаристые русско-православные коржи щедро намазан фантастический крем из игровой вселенной Warhammer 40000 - все интересующиеся могут просто погуглить слова "Империум", "псайкер" (PsykerO1477 - название микроблога Охлобыстина) и сравнить значки "Доктрины" с имперским орлом (хотя сам автор считает, что русские в этих играх представлены все-таки расой Хаоса).

Включение в борьбу (пусть даже и гипотетическую) за президентское кресло представляется в этом смысле финальным аккордом борьбы за умы и сердца публики, прозвучавшим ровно за пять дней до премьеры. Сам Охлобыстин, конечно, говорит, что все это совершенно серьезно. В данном случае, однако, реальность медийного события определяется исключительно решительностью самого автора перформанса, то есть тем, где именно он проведет финальную черту своего выступления.

Единственное, о чем необходимо помнить Ивану Охлобыстину, страдающему от кислородного голодания на плечах гигантов, это то, что в нашей русской действительности выдуманный образ часто оказывается жизнеспособнее самого автора. В этом смысле, конечно, хотелось бы пожелать ему не увлекаться, дабы избежать полного отождествления с собственным художественным воплощением (и не уподобиться писателю Эдуарду Лимонову, когда-то окончательно слившемуся с Эдичкой). Ведь честно, очень обидно будет потерять доктора Быкова из "Интернов" - он мне, признаюсь, очень симпатичен.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше