Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
11

Мошенники придумывают новые способы обмана россиян. Как не стать их жертвой и уберечь свои деньги?

1
Мошенники все чаще обманывают россиян

Социальные сети, мессенджеры и приложения давно стали частью нашей повседневной жизни. Но все они собирают личные данные. Этим и пользуются кибермошенники. Число киберпреступлений в России увеличивается из года в год. За неполный 2024-й их количество выросло более чем на 17 процентов, а в 2023-м на них пришлось 34 процента от всех преступлений в стране.

Зачастую злоумышленники узнают в интернете адрес, номер телефона, электронную почту и имя человека, а затем связываются с ним и входят в доверие. В дело идут любые методы — от угроз до попыток вызвать жалость. В большинстве случаев итог таких звонков или переписок печален — собеседник добровольно отдает имеющиеся деньги, а иногда даже продает единственное жилье.

2
Жертвой мошенников может стать любой

Статистика показывает, что жертвой кибермошенников может стать абсолютно любой человек. Но некоторые группы населения привлекают аферистов больше других. Чаще всего они пытаются обмануть женщин в возрасте от 25 до 44 лет со средним достатком и образованием. Еще легкой мишенью могут стать пенсионеры. К сожалению, пожилые люди хуже осведомлены о цифровой и финансовой грамотности.

Злоумышленники чаще всего пытаются обмануть жителей столицы, Новосибирской и Самарской областей, а также Краснодарского края

Но не стоит расслабляться, если вы не входите в группу риска. Излишняя беспечность может дорого обойтись. Нанесенный кибермошенниками в 2023 году ущерб оценивается в 15,6 миллиарда рублей. Жертвами преступлений, среди прочего, стали 113 тысяч пенсионеров и семь тысяч несовершеннолетних.

3
Мошенники предпочитают звонить своим жертвам

В 2023 году со звонками от мошенников столкнулось 67 процентов россиян. Гораздо реже злоумышленники пользуются СМС, мессенджерами, электронной почтой, сообщениями в соцсетях, поддельными сайтами и приложениями. Причина очевидна — при личном разговоре намного проще расположить к себе человека и удержать его внимание, чем во время обезличенной переписки.

4
Чаще всего преступники выдают себя за сотрудников банка или полиции

Как правило, беседа проходит по одной схеме. Мошенник представляется сотрудником банка, правоохранительных органов или специалистом влиятельной организации — Центробанка, Налоговой службы и пр.

Он сообщает, что банковский счет собеседника подвергся атаке. Далее следует небольшой опрос: когда в последний раз владелец пользовался картой, кому предоставлял личные данные, какая сумма хранится на счету, знаком ли он с неким подозреваемым. В конце концов лжеспециалист заявляет, что для спасения средств необходимо перевести их на «безопасный счет», который предоставит его организация. Конечно, деньги обещают вернуть.

В ходе разговора мошенник чаще всего старается убедиться, что его собеседник находится в помещении один, и подчеркивает, что рассказывать о звонке никому нельзя под страхом уголовной ответственности

Злоумышленник удерживает внимание всеми способами — переключает на других «специалистов», запугивает и постоянно разговаривает. Чтобы окончательно убедить попавшуюся на крючок жертву, аферист называет ему свой личный номер сотрудника организации, рабочий телефон и даже может отправить фотографии служебного удостоверения и другие документы. Ко всему этому стоит относиться скептически — подделать электронные копии удостоверений или бланков не составляет особого труда. Внешняя атрибутика и символика не гарантируют, что собеседник служит в компетентных органах.

Мошенники могут действовать по разным сценариям:

  • Родственник в беде — жертве звонит якобы близкий человек и просит деньги, чтобы выбраться из тяжелой жизненной ситуации.
  • Номер-грабитель — мошенники отправляют сообщение с просьбой перезвонить под разными предлогами и снимают деньги во время разговора.
  • Выигрыш в лотерею — злоумышленники сообщают о выигрыше по телефону и просят внести залог для его получения, а затем исчезают с деньгами.
  • Фишинговые ссылки — жертве приходит подозрительная ссылка, при переходе по которой с него могут списать деньги или узнать личные данные.
  • Перевод денег по ошибке — мошенники отправляют жертве сообщение о зачислении средств на карту, а затем связываются и просят вернуть деньги, якобы перечисленные по ошибке.
5
Банки пытаются защитить своих клиентов от мошенников

Банки учатся распознавать подозрительные звонки и стараются предупреждать о них клиентов. К примеру, в приложении СберБанк Онлайн можно бесплатно подключить определитель мошеннических номеров. Если вам будет звонить злоумышленник с телефонного номера, внесенного в базу банка, то на экране устройства высветится предупреждающая надпись «Вам звонит мошенник!». Увидев такое предупреждение, можно «вовремя одернуть себя», отказаться от перевода средств и оперативно связаться с полицией.

Кроме того, Сбер создал целую библиотеку знаний по кибербезопасности — «Кибрарий» с подробной информацией о кибермошенниках. Доступ к этой библиотеке открыт для всех желающих бесплатно. Там можно найти описания самых популярных мошеннических схем и советы по противодействию им. Там же клиентам предлагается ознакомиться с правилами кибербезопасности и пройти проверочный тест.

Сбер также предупреждает пользователей о новой мошеннической схеме ― через трансляцию экрана смартфона. В ее рамках злоумышленники создают фальшивый аккаунт банка с идентичным номером в популярных мессенджерах, а затем звонят потенциальной жертве и интересуются, обновил ли он мобильное приложение кредитной организации. Если ответ отрицательный, его якобы перенаправляют к «профильному специалисту». Тот просит включить демонстрацию экрана перед входом в приложение, ссылаясь на «роботизированную систему для диагностики счета» и уверяя, что экран увидит только робот. В результате мошенник получает доступ к номерам карт, суммам на счетах и СМС-кодам от банка.

6
Иногда мошенники притворяются родственником или коллегой жертвы

Люди склонны больше доверять знакомым и членам семьи. Разумеется, злоумышленники об этом знают и умело используют в своих целях. К тому же, появление нейросетей облегчило задачу мошенникам. Теперь они могут создавать поддельные голосовые сообщения, записанные якобы близким жертвы. Для этого им нужен только образец голоса, который злоумышленники получают с помощью спам-звонков или опубликованных в соцсетях видео. Похожим образом можно подделывать даже «кружочки» с видео в мессенджерах.

В таких случаях якобы родственник или друг жертвы оказывается в тяжелой жизненной ситуации — к примеру, попадает в автомобильную аварию или случайно становится соучастником преступления. Во время телефонного разговора он рыдает, всхлипывает и всячески давит на жалость, причем очень убедительно повторяя интонацию и голос реального человека. Он заявляет, что ему срочно нужны деньги, и просит помочь. После в дело вступает лжесиловик, который делает легенду еще правдоподобнее.

Пострадать могут и те, кто отличается особой корпоративной лояльностью на работе.

Мошенники создают фейковый аккаунт руководителя организации в мессенджере и через него сообщают сотруднику, что компания под угрозой из-за утечки информации. Его убеждают, что ситуация очень серьезная, и предупреждают о скором звонке из полиции. Далее действует классическая схема с «безопасным» счетом. Силовик запугивает жертву и говорит, что для решения проблемы требуется срочно внести собственные деньги.

Целью мошенников могут стать не только личные сбережения, но и средства компании. Эта схема относительно новая — о ней предупреждает Сбер. Через тот же фейковый аккаунт руководителя аферисты связываются с бухгалтером. Лжедиректор дает сотруднику поручение перевести деньги на указанные в сообщении реквизиты, которые, конечно же, принадлежат злоумышленникам.

7
Существуют и менее очевидные схемы обмана

Злоумышленники могут выведать личную информацию, которой будет достаточно для различных махинаций. Недавно они научились выдавать себя за специалистов «Госуслуг». Жертве звонит якобы сотрудник службы безопасности портала — причем на экране высвечивается реальный номер организации. «Специалист» рассказывает о попытке взлома аккаунта собеседника мошенниками. Он обещает помочь, если владелец учетной записи назовет ему код для восстановления доступа, который тут же приходит по СМС. Заполучив доступ к аккаунту таким образом, мошенники могут узнать данные банковских карт и попытаться списать с них деньги, зарегистрировать на имя владельца бизнес, а также переоформить на себя его имущество.

Опасны и звонки от службы мобильного оператора, номер которых имитируют мошенники. Абоненту сообщают о подключении платной услуги, отказаться от которой можно, озвучив код из СМС. Узнав его, мошенник подключает к номеру услугу переадресации и перехватывает сообщения от банков с конфиденциальной информацией.

8
Еще один популярный способ обмана — фишинговые ссылки

Слово «фишинг» переводится с английского как «рыбалка». Вот и кибермошенники пытаются поймать вас в свои сети, используя крючок с наживкой — фишинговые ссылки.

Казалось бы, все давно усвоили: по подозрительным ссылкам в интернете переходить нельзя. Однако зачастую они попросту не вызывают никаких подозрений — мошенники имитируют URL-адрес знакомых ресурсов, меняя всего одну букву. Кликнув на такую ссылку, пользователь оказывается на липовом сайте, дизайн которого также может в точности копировать оригинальный. Оставляя на этой странице паспортные данные, логины, пароли и банковские реквизиты, человек собственноручно вручает их аферисту.

Кроме того, ссылка может запустить вирус или даже программу для открытия доступа к файлам на устройстве. Наблюдая за вашими действиями дистанционно, мошенник получит доступ к паролям от банковских приложений и сможет без лишнего шума списать средства. Нередко таким образом злоумышленники взламывают личные аккаунты и начинают проводить мошеннические схемы под вашим именем.

Фишинговая ссылка может прятаться где угодно: на электронной почте, в СМС или в соцсетях. «Наживка» бывает разной — предложение скидки, выгодной инвестиции или даже сообщение о внезапном наследстве. Часто текст содержит призыв к срочному действию — «забери подарок сейчас, пока не успели другие или не истек срок». Письмо может быть и негативным, к примеру, предупреждение о штрафе или о нарушении закона. Опрос МТС Red показал, что треть столкнувшихся с кибермошенниками россиян получают фишинговые рассылки два или более раз в месяц, причем свыше 77 процентов из них приходят от крупных банков или госорганов.

Перед нажатием на любые ссылки необходимо удостовериться, что переход безопасен. В случае со ссылкой на известный ресурс стоит самостоятельно зайти на официальный сайт и внимательно сравнить его URL-адрес с указанным в тексте. Проверять нужно и гиперссылки — если навести на них курсором мыши, отобразится полный URL-адрес. Перед адресом обязательно должно стоять https и значок закрытого замка — они означают защищенное соединение. При нем данные, которые вы вводите на сайте, автоматически шифруются и не могут быть перехвачены.

9
Важно обезопасить себя при совершении интернет-покупок

Онлайн-шопинг привлекает своей простотой, однако в погоне за выгодой многие теряют бдительность и ведутся на уловки мошенников. Согласно данным Ozon, около 66 процентов россиян становились жертвами аферистов при совершении покупок в интернете, некоторые из них — многократно. При этом большинство признается, что могли бы избежать подобного, если бы были внимательнее.

Есть несколько способов уменьшить риск при онлайн-шопинге.

Во-первых, не стоит совершать покупки через бесплатный Wi-Fi в общественных местах. Небезопасная природа такого соединения позволяет мошенникам легко перехватывать информацию, в том числе номер вашей банковской карты.

Также стоит завести для онлайн-шопинга отдельную карту с лимитом по операциям, не привязанную к вашему банковскому счету. Даже если злоумышленники получат к ней доступ, ущерб ограничится малым. Важно помнить, что для получения полного доступа к средствам на банковской карте мошенникам недостаточно номера на лицевой стороне. Помимо него, потребуются срок действия и CVV-код. Вводить полный набор данных можно только на проверенных сайтах и никогда нельзя сообщать неизвестным по телефону или в мессенджерах.

Обезопасить себя поможет и антивирус, блокирующий попытки взлома.

Специалисты Сбера также призывают тщательно анализировать ситуацию при совершении покупок. Если продавец торопит вас и отказывается давать время на принятие решения, есть большой шанс, что он окажется мошенником.

10
Можно ли заранее защититься от мошенников?

Можно. Начать стоит с надежных паролей от личных аккаунтов. Лучше отказаться от последовательных комбинаций («12345», «qwerty», «qawsed») и очевидных вариантов наподобие «password». Указывать свое имя, фамилию, год рождения или имя питомца также не стоит — эти данные легко обнаружить в сети. В пароле должно быть больше шести знаков, иначе его быстро взломают. Чем длиннее и разнообразнее комбинация, тем больше времени уйдет на ее подбор. Согласно памятке по кибербезопасности Сбера, помимо цифр стоит добавить прописные и строчные буквы, а также другие символы. Однако даже такие пароли следует менять не реже, чем раз в полгода.

А чтобы сделать аккаунт еще «прочнее», стоит включить двухфакторную аутентификацию — систему доступа, основанную на двух ключах. В таком случае при входе нужно будет ввести не только пароль, но и, к примеру, СМС-код. Включить такую систему можно в настройках некоторых сайтов и приложений.

Помогут и антиспам-сервисы. Они проверяют входящие сообщения или электронные письма на рекламный мусор, наличие угроз и вредоносный контент. Все не прошедшие проверку письма блокируются. Похожие сервисы есть и для звонков.

Кроме того, на телефон можно установить приложение, которое ищет владельца номера в интернете. С ним будет проще самостоятельно фильтровать звонки и не брать трубку, если звонок кажется подозрительным.

В целом лучше сразу отклонять звонки с незнакомых номеров и не вступать в переписки с такими абонентами и пользователями сети.

Дополнительные меры помогут вам сократить риск мошеннической атаки, но не избавиться от него полностью. Важно сохранять бдительность, а также следить за последними рекомендациями служб безопасности банков и профильных организаций на официальных ресурсах.

11
Но главное — запомните базовые правила безопасности

Старайтесь не брать звонки от неизвестных номеров.

Если собеседник говорит, что ваши деньги под угрозой или сообщает об опасной операции — положите трубку и проверьте информацию лично. Для этого достаточно позвонить по официальным номерам, указанным на сайте банка.

Если собеседник с неизвестным номером представился другом, родственником или коллегой и попросит перевести деньги или выполнить другие подозрительные действия, обязательно стоит убедиться, что вы разговариваете с реальным человеком. Для этого нужно позвонить знакомому по его номеру телефона. Если по какой-то причине такой возможности нет, подозрительному собеседнику можно задать наводящие вопросы, ответ на которые может знать только ваш знакомый.

Не стоит расслабляться, если с вами пытаются связаться через мессенджеры — часто аферисты, надеясь на невнимательность жертвы, вешают похожие на реальные аватарки, а в никнейме меняют только одну букву.

Не расплачивайтесь основной картой на малоизвестных сайтах.

Узнав о новом способе мошенничества, расскажите своим близким и друзьям. Это не только поможет им, но и позволит вам самим не расслабляться и сохранять бдительность.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше