7

Итоги ковид-года Как Москва справилась с безработицей

В течение нескольких дней марта 2020 года Москва, один из самых благополучных городов планеты с точки зрения занятости, лишилась 200 тысяч рабочих мест. Уровень безработицы очень быстро вырос в 7,5 раза — с 0,4 до 3 процентов населения. Однако уже к сентябрю этот показатель начал снижаться, и сейчас он не превышает 1,7 процента. На фоне таких мегаполисов, как Нью-Йорк, где безработица в апреле выросла до 14,7 процента, столица Российской Федерации и вовсе выглядит благополучно. «Лента.ру» рассказывает, как городским властям удалось переломить ситуацию.

Две проблемы

После объявления режима самоизоляции службы занятости города сразу столкнулись с двумя глобальными задачами. Во-первых, необходимо было трудоустраивать тысячи людей, оставшихся безработными. Во-вторых, обеспечить безработных пособиями, причем максимально быстро и в режиме онлайн.

Поток обращений был огромен. Только на единый номер горячей линии Центра занятости населения с 30 марта по 11 июня 2020 года поступило более 496 тысяч звонков. Бывали дни, когда обращались до 30 тысяч человек. Сайт Центра занятости, на который до пандемии заходило не более двух тысяч человек в день, за три месяца посетили семь миллионов человек. И, несмотря на огромный поток заявлений на выплату пособия по безработице, за весь период пандемии центр занятости ни разу не допустил превышения установленного законом РФ о занятости срока признания статуса безработного — 11 дней.

В эпицентре коронакризиса

Эффективная работа Центров занятости населения стала возможной благодаря завершенному год назад проекту модернизации сети столичной службы занятости. Тогда была внедрена идеология современной сервисной структуры, ориентированной на реальную помощь людям с клиентским сервисом и современной инфраструктурой. Для этого в столице внедрили новую инфраструктурную модель, которая включает три основных элемента: службу занятости, флагманские центры занятости «Моя работа» и специализированный центр занятости «Моя карьера». В 47 территориальных службах занятости, которые переехали в центры госуслуг «Мои Документы» предоставляют базовые услуги по трудоустройству: сотрудники помогают составить резюме, подбирают вакансии из базы данных, присваивают статус безработного и оформляют выплату пособий.

Это позволило моментально развернуть технические мощности по переходу в онлайн, регистрации безработных, выплате пособий и даже реализовать совместно с социальными службами города большой волонтерский проект по оказанию непосредственной помощи группам риска на самоизоляции.

Как заявила в одном из своих интервью заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова, «вся система выплат пособий была мгновенно переориентирована на дистанционные выплаты с московской региональной доплатой. Безработный получал 19 500 рублей с доплатой Москвы, и если у него, например, было 2 ребенка, то выплата составляла 25 500 рублей в месяц. Мы выплатили более 15 миллиардов рублей. Это помогло людям переждать сложный период».

Даже в эпицентре коронакризиса служба занятости Москвы, чьи ресурсы в основном были поглощены решением задачи по выплате пособий, не переставала трудоустраивать людей. За апрель-май, в разгар пандемии, было трудоустроено более 13 тысяч человек. К осени на рынке труда начался рост вакансий, и с сентября службами занятости Москвы было трудоустроено 85 тысяч соискателей. А всего с начала года их число составило 180 тысяч человек.

Ключ к успеху — Big Data

Служба занятости населения сократила бюрократические издержки и административные процедуры, в том числе благодаря цифровизации. Для проверки персональных данных используются системы межведомственного электронного взаимодействия. Также перевели в онлайн подачу всех различных заявлений и предоставление отчетностей (сведения по квотированию рабочих мест, о высвобождении работников, о неполном рабочем времени, о переходе на электронные трудовые книжки, а также предоставление табеля учета рабочего времени).

Центр занятости в первую очередь работает с масштабируемыми решениями, которые направлены на помощь большому количеству людей. Специалисты службы постоянно прорабатывают путь клиента: выявляют, какие услуги можно оказать в цифровом виде и как идентифицировать людей еще на стадии входа (мотивированные/не мотивированные, по отраслевой специализации и так далее) для их оперативного трудоустройства.

Для предоставления быстрой качественной услуги в цифровом формате служба занятости использует все последние решения по обработке персональных данных. Это и оптимизация, и перестройка всех бизнес-процессов, и переход на дистанционный формат работы, и перевод в онлайн процесса подачи заявлений на предоставление услуг, а также оцифровка кандидатов (предоставление работодателям верифицированных и проверенных по системе межведомственного электронного взаимодействия данных соискателей).

Стремление к знаниям

Пандемия фундаментально изменила рынок труда столицы. Начался стремительный переход в онлайн, автоматизация многих процессов, на которых были заняты люди. Можно сказать, что пандемия ускорила давний тренд на рынке труда — смену ценности «профессии на всю жизнь» к «обучению на протяжении всей жизни» (life-long learning). В силу постоянно происходящих быстрых технологических изменений больше нет такой вещи, как приобретенная профессия. На смену приобретению профессии приходит life-long learning.

Сегодня, если человек хочет оставаться «в рынке», по мнению экспертов, он не должен замыкаться на одной узкой конкретной технологии. Один из ключевых вопросов, который задают сейчас кандидатам на интервью независимо от их возраста (причем с наибольшим пристрастием спрашивают именно тех, кто старше 45 лет): чему новому вы научились за последние два года?

Именно поэтому Служба занятости в пандемию предлагала онлайн-курсы для безработных — от бухгалтерских 1С до онлайн-маркетинга. Больше пяти тысяч москвичей, оставшихся без работы, выбрали стратегию обучения и повысили свои шансы встроиться в изменившийся рынок труда.

Как устроить самозанятых

Прорывом в работе службы занятости стало начало сотрудничества с рядом крупных и известных компаний. С 1 июля по 5 октября этого года удалось привлечь свыше 500 новых работодателей. Среди них такие компании, как АО Фабрика «Русский шоколад», Якитория, ООО «Рандеву», ПАО «Группа Компаний ПИК», Beauty СТУДИЯ. Продолжается взаимодействие с организациями, разместившими вакансии ранее, в том числе с Азбукой вкуса, ГУП «Мосгортранс», ГУП «Московский метрополитен», ООО «АШАН», ООО «Вайлдберриз».

Важной тенденцией выхода из пандемии стало увеличение роли самозанятых. Центры занятости активно помогали кандидатам, выбирающим самозанятость: обучали их, помогали регистрироваться, помогали во взаимодействии с компаниями. Сегодня уже есть договоренности о сотрудничестве, трудоустройстве и регистрации самозанятости с шестью крупнейшими информационными порталами и агрегаторами по поиску и предоставлению разных услуг от частных лиц и предпринимателей: Яндех.Еда, Яндекс.Лавка, Youdo, Profi.ru, Avito, GettTaxi, СберМаркет. Стратегическим партнером по регистрации статуса самозанятых, индивидуальных предпринимателей, обществ с ограниченной ответственностью выбран Сбер. Эта компания готова проводить на площадках флагманских центров службы занятости обучение и оказывать непосредственную помощь по регистрации статуса.

Вместе с хедхантером

Летом этого года столичная служба занятости запустила совместный проект с крупнейшей российской компанией интернет-рекрутмента — hh.ru. Благодаря эффективному взаимодействию удалось значительно расширить базу вакансий. Она выросла более чем в два раза (почти до 200 тысяч вакансий), что помогло значительно повысить вероятность трудоустройства безработных и снизить коэффициент напряженности на рынке труда.

«Город всячески улучшает свои сервисы, и Центр занятости «Моя работа» в том числе. Во время пандемии мы оперативно перевели свои услуги в онлайн и перестроили процессы, чтобы как можно быстрее все граждане, оставшиеся без работы, смогли получить поддержку от государства, пособия по безработице. Сейчас же наша ключевая задача — это обеспечить максимальную помощь в поиске работы и скорейшем трудоустройстве мотивированным соискателям. Именно поэтому мы используем все возможности и активно развиваем такого рода сотрудничество», — отметил директор Центра занятости населения «Моя работа» Роман Шкут.

Объединение усилий столичной службы занятости и hh.ru позволяет найти вакансии даже для тех соискателей, которые не умеют самостоятельно пользоваться онлайн-сервисами по поиску работы или не имеют личного доступа на сайт. Расширенная информация обычно доступна только авторизованным пользователям, но в случае обращения гражданина в Центр занятости регистрация на портале hh.ru не требуется.

Кроме того, в рамках партнерских отношений Центра занятости населения и hh.ru всем соискателям доступен автоматический подбор горячих вакансий, которые обновляются каждые несколько часов на сайте czn.mos.ru.

Особенные люди

Для повышения уровня трудоустройства соискателей с инвалидностью проводилась поддержка НКО, которые осуществляли целевую работу с этой категорией граждан. Так, 1 сентября 2020 года при поддержке Департамента труда и социальный защиты населения стартовал отраслевой конкурс грантов для социально ориентированных некоммерческих организаций «Москва — добрый город».

В этом году грантовый фонд конкурса увеличился с 400 до 496 миллионов рублей. На него могут претендовать организации, которые оказывают услуги людям с инвалидностью, жителям старшего поколения, бездомным гражданам, семьям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, трудным подросткам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В рамках проекта «Москва — добрый город» Центр занятости населения предоставляет 50 помещений общей площадью 11 тысяч квадратных метров в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на три года.