7

В небе над Россией едва не столкнулись два пассажирских самолета

Лайнеры чудом избежали катастрофы. Что известно об инциденте?

Фото: Павел Львов / РИА Новости

Самолеты чудом избежали столкновения

2 июля стало известно, что три недели назад, 10 июня, в небе над Ростовской областью едва не столкнулись два пассажирских самолета, один из которых принадлежит авиакомпании S7. Во время вылета из Ростова-на-Дону в Москву курс Airbus A320 российского перевозчика пересекся с курсом Boeing 777 компании Emirates Airlines, совершавшего перелет из Осло в Дубай.

Согласно данным источников, диспетчеры аэропорта заметили опасное сближение с опозданием, и самолеты разошлись буквально чудом. Несмотря на то что инцидент произошел 10 июня в шесть вечера по московскому времени, подробности случившегося появились в СМИ только сейчас.

Стало известно содержание переговоров экипажей самолетов и диспетчеров

Telegram-канал «112» опубликовал записи переговоров сотрудников наземных служб и пилотов в критической ситуации. Из расшифровок, в частности, следует, что, заметив опасное сближение судов, диспетчеры попытались предупредить лайнер авиакомпании Emirates о конфликте эшелонов, однако на борту их не услышали, приняв за фоновые переговоры.

При этом в кабинах обоих самолетов сработали датчики опасного сближения, поскольку расстояние между ними сократилось до 150 метров.

Далее, следуя указанию наземных служб, российские пилоты повернули судно на 50 градусов вправо и ускорили снижение. Летчики арабской авиакомпании, в свою очередь, тоже совершили маневр, уходя в сторону. Благодаря этому самолеты успели разойтись.

Пассажиров о случившемся не информировали

Пассажиры российского рейса не знали о том, что их самолета едва не столкнулся с другим в воздухе, но почувствовали резкие маневры после набора высоты. По словам находившегося на борту студента Ярослава Тягло, в какой-то момент Airbus совершил крутой поворот и быстро ушел в сторону.

«Сработала сигнализация, выпали кислородные маски, но мы даже не успели их надеть. Я сидел возле иллюминатора и увидел Boeing, он летел чуть выше и мигал дальним светом. Испугался, если честно», — рассказал он «Ленте.ру». Ярослав отметил, что члены экипажа сохраняли спокойствие, поэтому пассажиры даже не поняли, что произошло, и только из новостей узнали, что их жизнь висела на волоске.

В авиакомпании S7 прокомментировали инцидент

Представители авиакомпании S7 заявили, что пилоты обоих бортов грамотно отработали ситуацию. Кроме того, в пресс-службе перевозчика уточнили, что самолеты оснащены датчиками, предупреждающими об опасном сближении заблаговременно, и эта система исправно сработала на Airbus A320 и Boeing 777.

В S7 также заверили, что у пилотов всегда есть время для совершения безопасного маневра, даже если соответствующее распоряжение от диспетчера поступило не вовремя. «Каждые полгода пилоты в обязательном порядке отрабатывают действия в подобных ситуациях на авиационных тренажерах», — подчеркнули в пресс-службе.

С их утверждением согласились и в Госкорпорации по организации воздушного движения России. Там считают, что информация об инциденте со сближением двух самолетов в небе над Ростовом-на-Дону слишком преувеличена, им удалось разойтись на безопасном расстоянии.

В опасном сближении самолетов могут обвинить диспетчеров

Как стало известно РЕН ТВ, Росавиация провела проверку по факту сближения самолетов и выявила ошибки в действиях диспетчеров. По данным источника телеканала, оказалось, что старший диспетчер нарушил должностную инструкцию, не осуществив контроль за воздушной обстановкой и работой подчиненных.

Согласно первым выводам проверки, нарушение допустил диспетчер, разводивший самолеты: он перешел на английский язык, отдавая команду российскому летчику. Избежать столкновения, которое, с учетом скорости движения самолетов, могло произойти в течение 15-20 секунд, удалось благодаря только что заступившему на смену сотруднику из другого сектора, который вовремя заметил опасность и вмешался в радиообмен коллег.

Проверку по факту авиационного инцидента начали в Московском межрегиональном следственном управлении на транспорте СКР. Следователи дадут правовую оценку действиям лиц, ответственных за организацию безопасности воздушного движения.

В небе над Россией ранее уже происходили подобные инциденты

Аналогичная ситуация была зафиксирована в январе прошлого года. Тогда бизнес-джет Falcon опасно сблизился с самолетом Boeing, на борту которого находилось около сотни человек, над Ростовской областью. Известно, что расстояние между ними не превышало 350 метров. Летчики пассажирского лайнера изменили высоту, чтобы избежать столкновения, и суда разошлись.

Кроме того, в августе 2018 года сообщалось об опасном сближении российского лайнера Airbus A330 с неопознанным летающим объектом над Черным морем, на расстоянии около 250 километров от Сочи. Позже в Росавиации опровергли эту информацию и заявили, что причиной сработавших в кабине пилотов датчиков опасного сближения могло стать превышение вертикальной скорости лайнера.

Нередко опасные сближения заканчиваются катастрофой: в июле 2002 года над Боденским озером в Германии столкнулись грузовой Boeing и Ту-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии», летевший из Москвы в Барселону. Столкновение произошло на высоте 10 634 метра, в результате все пилоты и пассажиры обоих бортов погибли. Причиной катастрофы стала ошибка диспетчера: он сообщил неверные сведения о положении самолетов по отношению друг к другу.

Что такое опасное сближение и почему оно может закончиться катастрофой

Опасное сближение в воздухе — ситуация, когда возникает угроза столкновения самолетов с учетом расстояния между ними, их скорости и расположения в небе — все допустимые показатели устанавливаются законом и варьируются в тех или иных условиях. Причинами инцидентов, как правило, становятся неправильные расчеты маршрутов, а также ошибки диспетчеров и пилотов.

Для предотвращения катастроф на всех современных воздушных суднах установлена система предупреждения столкновений самолетов в воздухе TCAS (Traffic alert and Collision Avoidance System). Она контролирует воздушное пространство вокруг лайнера, а в случае опасности подает летчикам сигнал и дает рекомендации по предпочтительным действиям.

Для пилотов в таких обстоятельствах в приоритете должны быть именно показания бортовой системы, а не инструкции наземных служб.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности