6

Названы номинанты на «Оскар»

От «Джокера» до Тарантино: кто получит главную кинопремию года

Фото: Christopher Polk / Getty Images

Лидером по числу номинаций стал «Джокер»

Абсолютным лидером по числу номинаций стал победитель сентябрьского Венецианского фестиваля «Джокер». Психологически экстремальный антикомикс Тодда Филлипса, заработавший в мировом прокате более миллиарда долларов, выдвинут на «Оскар» в 11 категориях, включая «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» и, конечно, «Лучший актер» для Хоакина Феникса, который сыграл ударившегося в криминал на фоне проблем с душевным здоровьем комика-неудачника. Так благосклонна к фильмам по комиксам Американская киноакадемия не была еще никогда. Ненамного от «Джокера» отстали и другие картины, считавшиеся фаворитами: завиральный ретро-реванш «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино, военная драма «1917» Сэма Мендеса и гангстерский эпос «Ирландец» Мартина Скорсезе. У них по 10 номинаций.

На «Оскар» за лучший фильм претендуют девять картин

Число номинантов в главной оскаровской категории — «Лучший фильм» — в последние годы варьируется от восьми до десяти; в этот раз академики выдвинули на премию девять лент, вышедших в 2019-м. Кроме вышеупомянутых «Джокера», «Однажды в Голливуде», «1917» и «Ирландца», это также драма о богемном разводе «Брачная история» Ноа Баумбака, завоевавшая «Золотую пальмовую ветвь» Канн, корейская социальная сатира «Паразиты» Пон Джун-хо, тонкая экранизация литературной классики «Маленькие женщины» Греты Гервиг, спортивная драма о гоночном противостоянии 1960-х «Ford против Ferrari» Джеймса Мэнголда и холокост-комедия о дружбе ребенка с воображаемым Гитлером «Кролик Джоджо» Тайки Вайтити. Картина Вайтити, судя по всему, станет единственным претендентом на главный «Оскар», который останется без российского проката. Правообладатель фильма «Двадцатый Век Фокс СНГ» принял решение не выпускать ее на отечественные экраны — видимо, перестраховавшись в свете трепетного отношения Минкульта к любому кино о Второй мировой войне, которое позволяет себе вольно трактовать тему.

Феникс против всех, Йоханссон в двух номинациях сразу

Хоакин Феникс, уже получивший за роль в «Джокере» «Золотой глобус» (и успевший немало смутить зрителей церемонии несколько бессвязной и насыщенной матом победной речью), считается главным фаворитом и в оскаровской номинации «Лучший актер». Соперничать с ним будут Антонио Бандерас («Боль и слава»), Адам Драйвер («Брачная история»), Леонардо Ди Каприо («Однажды в Голливуде») и Джонатан Прайс («Два Папы»). В категории «Лучший актер в роли второго плана» будут соревноваться исключительно артисты, уже являющиеся лауреатами «Оскара»: Аль Пачино и Джо Пеши из «Ирландца», Энтони Хопкинс («Два Папы»), Том Хэнкс («Прекрасный день по соседству») и Брэд Питт («Однажды в Голливуде») — последний, впрочем, выигрывал статуэтку в качестве продюсера. Фавориткой в номинации «Лучшая актриса» букмекеры и эксперты называют Скарлетт Йоханссон, выдвинутую за роль в «Брачной истории» вместе с Синтией Эриво («Гарриет»), Сиршей Ронан («Маленькие женщины»), Рене Зеллвегер («Джуди») и Шарлиз Терон («Скандал»). Йоханссон при этом стала еще и седьмой в истории актрисой, в один год претендующей сразу на два «Оскара»: ее роль в «Кролике Джоджо» удостоилась попадания в номинацию «Лучшая актриса в роли второго плана». Ее конкурентками станут Кэти Бэйтс («Дело Ричарда Джуэлла»), Лора Дерн («Брачная история»), Флоренс Пью («Маленькие женщины») и Марго Робби («Скандал»).

Без номинаций остались Де Ниро, Бэйл и Мерфи

Не меньшее, чем собственно разговоры о номинантах «Оскара», обсуждение ежегодно разворачивается вокруг тех фильмов и кинематографистов, которых члены Американской киноакадемии своим вниманием обошли. В этот раз среди этих неудачников оказалось несколько по-настоящему звездных имен: так, среди десяти номинаций «Ирландца» не нашлось ни одной для исполнившего в нем главную роль Роберта Де Ниро. Также, несмотря на попадание «Ford против Ferrari» в категорию «Лучший фильм», безучастными зрителями будущей церемонии станут Кристиан Бэйл и Мэтт Дэймон. Всю осень считались очень вероятными претендентами на награду и проявившие себя в драматических ролях комики Эдди Мерфи («Меня зовут Долемайт») и Адам Сэндлер («Неограненные драгоценности») — но академики их перевоплощения не оценили. Более того, «Неограненные драгоценности» братьев Сэфди, фигурант почти всех рейтингов лучших фильмов 2019-го, остались без номинаций вовсе — как и другие любимцы критиков всего мира «Прощание» Лулу Вэнг и «Стриптизерши» Лорен Скафария.

Не лучший день для российского кино

В конце декабря отечественная кинообщественность смогла порадоваться включению сразу четырех фильмов, снятых российскими режиссерами, в шорт-листы нескольких оскаровских категорий (то есть, более-менее, в полуфинал премии) — до номинаций оставался всего один шаг. Но, к сожалению, ни документальная «Акварель» давно живущего и работающего за рубежом Виктора Косаковского, ни анимационная короткометражка Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса», ни даже вполне уверенно рассчитывавшая минимум на номинацию за лучший иностранный фильм «Дылда» Кантемира Балагова на «Оскар» не поедут. Причем «Дылде» Академия предпочла не только уже обласканных наградами и каннским конкурсом «Паразитов», «Боль и славу» Педро Альмодовара и «Отверженных» Ладжа Ли, но и польский «Корпус Кристи» и македонскую документалку «Страна меда». Единственное приятное исключение — попадание в номинанты «Дочери», короткометражного мультфильма режиссера Дарьи Кощеевой, несколько лет назад эмигрировавшей из России в Чехию.

«Оскары» раздадут 10 февраля

Сама 92-я церемония вручения премии «Оскар» пройдет в Лос-Анджелесе 9 февраля — то есть ранним утром 10 февраля по московскому времени. Во второй раз подряд она обойдется без ведущего. Но если в 2019-м эксперимент был вынужденным, поскольку актер Кевин Харт отказался от проведения мероприятия из-за скандала с гомофобными публикациями в Twitter почти десятилетней давности, то в этот раз Академия руководствовалась уже высокими по сравнению с предыдущими церемониям прошлогодними рейтингами. Есть, правда, подозрение, что без пересудов и критики все равно не обойдется — не успели актеры Джон Чо и Исса Рэй назвать номинантов, как интернет тут же обратил внимание на отсутствие женщин в номинации «Лучший режиссер» и почти полный игнор Академией чернокожих актеров и режиссеров (за одиноким исключением сыгравшей Гарриет Табман Синтии Эриво).

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности