6

Иран признал ответственность за гибель украинского Boeing

Система ПВО приняла пассажирский самолет за крылатую ракету

Иранские власти полностью признали вину

В Генеральном штабе иранской армии заявили, что самолет действительно был сбит, однако это была случайность. ЧП произошло, когда самолет приблизился к объекту Корпуса стражей исламской революции (КСИР) недалеко от аэропорта. Тегеран заверил, что ответственные за происшествие будут переданы суду. Иранские вооруженные силы также обещали провести реформу армии, чтобы «повторение подобных ошибок в будущем» было исключено.

«Вооруженные силы в своем внутреннем расследовании пришли к выводу, что ракеты пустили из-за человеческой ошибки. (...) Мы продолжаем выяснять обстоятельства происшествия», — отметил президент страны Хасан Рухани.

Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф выразил соболезнования всем пострадавшим. Он добавил, что частично виноваты в произошедшем и США, которые допустили ухудшение обстановки в регионе. «Человеческая ошибка во время кризиса, вызванного авантюризмом США, привела к катастрофе. (...) Мы глубоко сожалеем об этом», — написал он в своем Twitter.

Ответственность за гибель лайнера взял на себя КСИР

Командующий Аэрокосмическими силами КСИР Амир Али Хаджизаде на пресс-конференции завил, что сбитый украинский самолет ошибочно приняли за крылатую ракету, находящуюся на расстоянии 19 километров. Командующий уточнил, что воздушному судну был отправлен запрос от сил ПВО, однако ответа не было.

Кроме того, военные не получили четкого разъяснения от командования о дальнейших действиях — причиной могли стать радиоэлектронные помехи. В итоге решение о пуске ракеты по подозрительному объекту было принято через 10 секунд.

По словам Хаджизаде, КСИР информировал руководство страны об инциденте еще 8 января. Однако Генштаб вооруженных сил решил не сообщать правду о происшествии сразу.

Он добавил, что КСИР ожидали начала полномасштабной войны с США, а полеты не были приостановлены из-за того, что «это должно быть сделано соответствующими властями». При этом президент «Международных авиалиний Украины» Евгений Дыхне заявил, что компания не имела оснований для отмены рейса Boeing 737-800: ни Киев, ни Тегеран не запрещали перелет.

Украина и Канада потребовали продолжить расследование

«Утро сегодня не было добрым, но принесло правду. Еще до окончания работы международной комиссии Иран признал свою вину в сбивании украинского самолета. Настаиваем на полном признании вины», — написал президент Украины Владимир Зеленский в своем Facebook.

Он добавил, что Киев рассчитывает на участие Тегерана в расследовании и привлечении виновных к ответственности. Украина также ожидает выплаты компенсаций и официальных извинений по дипломатическим каналам. «Надеемся, что расследование в дальнейшем будет происходить без искусственных задержек и препятствий. Наши 45 специалистов должны получить полный доступ и взаимодействие для установления справедливости», — высказался украинский лидер.

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо также потребовал продолжить расследование. «Нашим приоритетом остается внесение полной ясности благодаря прозрачности и правосудию. Мы хотим, чтобы семьи и близкие жертв снова обрели покой», — написал он в Twitter.

Трюдо подчеркнул, что Канада продолжит работать над расследованием катастрофы. Он добавил, что канадское правительство надеется на полное сотрудничество Ирана.

Россия призвала «извлечь уроки» из случившегося

Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев также прокомментировал заявления Ирана. Он выразил убеждение, что все стороны должны «извлечь уроки» и признать ошибки. «И если расшифровкой черных ящиков и дальнейшей работой следствия не будет доказана преднамеренность действий иранских военных, а оснований логического характера на то нет и быть не может, инцидент должен быть на этом закрыт», — указал Косачев.

В первые дни причиной крушения считали техническую ошибку

Изначально Иран уверял, что крушение произошло из-за неисправности и возгорания двигателя. Американские СМИ утверждали, что самолет сбил Тегеран, пустив по нему ракеты. В частности, Bloomberg писал, что вскоре после взлета самолета был зафиксирован пуск двух ракет, а крушению предшествовал взрыв в небе рядом с воздушным судном.

В пользу этой версии свидетельствовали опубликованные в сети фотографии обломков ракеты, якобы найденных на месте происшествия. Помимо снимка зенитной ракеты, предположительно, выпущенной из российского ЗРК «Тор», были обнародованы данные с американского спутника-шпиона, отслеживавшего работу системы ПВО Ирана. Он якобы зафиксировал два пуска с находящейся неподалеку от места крушения военной базы.

На вооружении иранской армии имеются 29 ЗРК «Тор-М1» российского производства. Поставка этих комплексов Тегерану из России завершилась в январе 2007 года.

Катастрофа произошла 8 января, в разгар международного кризиса

Пассажирский Boeing 737-800 «Международных авиалиний Украины» направлялся в Киев. Он разбился спустя несколько минут после вылета, в окрестностях Тегерана. На борту находились 167 пассажиров и 9 членов экипажа, большинство их них — иранцы и канадцы. Еще два человека не сели на рейс.

За несколько часов до падения самолета иранские ракетные системы нанесли удар по авиабазе Соединенных Штатов в Ираке. Это стало ответом на убийство вооруженными силами США генерала Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитное подразделение иранской армии) Касема Сулеймани.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности