5

Мифы Министерства культуры

Что происходит с цензурой и российским кино на словах и на самом деле

Владимир Мединский

Фото: Александр Щербак / ТАСС

Успехи российского кино в прокате

Министр культуры Владимир Мединский 22 ноября ответил на вопросы россиян, среди прочего рассказав о своей любви к шутеру Doom и нелюбви к Джокеру. Но сделал чиновник и несколько серьезных заявлений — причем не вполне увязывающихся с реальной политикой Минкульта. «Лента.ру» разобралась в противоречиях.

Владимир Мединский: «Доля российского кино на растущем рынке также постоянно растет. Прошлый год был вообще идеальным. Он показал нашу долю — почти 28 процентов. Таких показателей нет нигде в мире, даже в тех странах, где существует мощнейшая система госпротекционизма».

Доля российского кино в прокате в 2018 году действительно составила 27,5 процента — во многом благодаря успеху всего двух фильмов («Движение вверх» и «Лед»). Но в отсутствие полноценного отечественного блокбастера в 2019-м этот показатель к началу ноября упал на треть — всего до 20,38 процента. Что же касается зарубежных стран, то, например, во Франции доля местного кино от общих сборов в прошлом году составила 40 процентов, а в Южной Корее — 51 процент. При этом в обеих этих странах системы госпротекционизма, под которой Мединский обычно подразумевает квоты, нет.

Влияние Министерства культуры на кинорынок

Владимир Мединский: «Мы не регулируем кинорынок ни в ручном, ни в автоматическом режиме. Мы не снимаем кино. Мы не занимаемся прокатом. Мы не диктуем кинотеатрам, что им показывать и когда показывать».

Всего неделю назад министр напоминал о праве своего ведомства переносить даты премьер зарубежных фильмов в новогодние праздники в случае, если они помешают российским картинам. По словам чиновника, это делается в интересах «зрителей и дела». В апреле, по требованию ведомства, на неделю был перенесен выход фантастического боевика «Мстители: Финал» — из-за премьеры российского фильма «Миллиард» с Владимиром Машковым. Также с 25 на 29 апреля был перенесен фильм Франсуа Озона «По воле божьей» — чтобы избежать выхода драмы об изнасилованиях детей католическими священниками в православную Пасху. В марте Минкульт в ручном режиме перенес релиз мультфильма «Королевский корги» с 7 марта, чтобы тот не помешал прокату отечественной картины «Гурвинек». В январе 2018-го министерство перенесло прокат «Приключений Паддингтона 2» на две недели ради повышения сборов «Движения вверх» и «Скифа».

Цензура и прокатное удостоверение

Владимир Мединский: «Цензура — это когда чиновник уполномочен разрешать либо запрещать то или иное творческое действие — публикацию романа, выход пьесы, кинофильма до его преподнесения публике. До! Такого рода цензура у нас запрещена конституцией».

В январе 2018 года в России был запрещен прокат трагикомедии Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина» — юристы Минкульта заявили, что в картине присутствуют признаки экстремизма и она направлена на возбуждение ненависти и вражды, а также унижение достоинства российского (советского) человека. В 2015-м, уже под предлогом искажения отечественной истории, было отозвано прокатное удостоверение еще одного иностранного фильма в антураже сталинского СССР — триллера «Номер 44». В том же году уже выданного ранее прокатного удостоверения лишилась драма Гаспара Ноэ «Любовь» — в ответ на вопрос почему Мединский признал, что посмотрел фильм, но не нашел слов на его счет.

Цензура и театральная сцена

Владимир Мединский: «Цензура в стране запрещена, ее нет. У Министерства культуры нет даже физических возможностей, возможностей хоть каким-то образом — и даже если бы было такое тайное желание — что-то отсматривать, регламентировать, финансировать, притормаживать. Просто таких возможностей нету».

В 2015 году из репертуара Новосибирского оперного театра со скандалом была снята опера «Тангейзер» по Рихарду Вагнеру, в которой усмотрели осквернение образа Иисуса Христа (на сцене появлялся плакат с фигурой Христа между женских ног). Директор театра Борис Мездрич был уволен решением Министерства культуры. Ранее в 2014 году из программы Московского международного книжного фестиваля по требованию Минкульта были исключены спектакли «Душа подушки» и «Травоядные» — их содержание якобы противоречило традиционным российским ценностям.

Кинофикация малых городов

Владимир Мединский: «Мы возвращаем кино туда, куда не идет бизнес, — в города с населением пятьдесят, семьдесят, сто тысяч жителей, в сельские поселения».

На открытие кинотеатров в малых городах Минкульт потратил более 4 миллиардов рублей — по пять миллионов рублей на кинотеатр в городе с населением менее полумиллиона человек. Получатель дотации при этом обязывался отдавать более половины сеансов в новом кинотеатре на российское кино. В общей сложности при помощи государственных субсидий в России открыты 14 процентов кинотеатров. Но доля зрителей, посетивших кинотеатры с господдержкой, составляет на июль 2019-го всего 3,4 процента. Доля же выручки таких кинотеатров от общего бокс-офиса в стране — лишь 1,2 процента. Чтобы исправить ситуацию, Мединский призвал на помощь уже не федеральные, а региональные власти.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности