Партнерский материал
7

Пришли в сознание

Мир стремится к разумному потреблению. Теперь это касается каждого

Фото: Coca-Cola

Цивилизованный мир стал чаще потреблять с умом

Еще в начале века сложно было себе представить, что человек после вопроса кассира, нужен ли ему пакет, будет погружаться в раздумья о будущем планеты и, оценив потенциальный вред природе, — отвечать твердое «нет».

Сейчас осознанное потребление становится все важнее для людей из разных стран. Но что это — просто модный тренд или все-таки серьезное изменение в обществе? Скорее все же второй вариант. И тому есть серьезные доказательства: появляются новые продукты и товары, меняются привычные сервисы и крупные глобальные корпорации. Более того, сами компании начинают активно поддерживать и продвигать идеи осознанного потребления. «Лента.ру» рассказывает, как экологическое мышление становится неотъемлемой частью мироощущения и привычек современного человека.

Автопроизводители задумались об экологии

Электромобиль — явление не новое. Еще в 1899 году по Петербургу ездил работавший от аккумулятора агрегат инженера Ипполита Романова. Его максимальная скорость достигала 40 км/ч, запас хода равнялся 60 километрам, а само устройство обладало даже режимом рекуперации (энергия торможения заряжала батареи).

Двигатель внутреннего сгорания похоронил идею электрокара, надолго оставив ее пылиться в статусе перспективной разработки. Но наступили двухтысячные. Автопроизводители поняли, что забота об окружающей среде становится важной частью их бизнеса. Электричество стало рассматриваться как самостоятельный источник энергии: электрическими стали не только экспериментальные модели, но и полноценные серийные седаны и кроссоверы. Например, в 2011 году в России начались продажи первого сертифицированного по российским стандартам электрокара Mitsubishi. Общественный транспорт тоже не отстает: в 2018 году в Москве появились электробусы.

Процент российских владельцев полностью электрических машин пока довольно низкий, поскольку инфраструктура только начинает развиваться. В прошлом году в России было зарегистрировано всего около 2500 электрокаров. Но огромное количество водителей уже пересели на машины с гибридными моторами.

Отдельные автопроизводители в вопросе экологичности пошли еще дальше: в конструкции некоторых автомобилей учтена возможность глубокой вторичной переработки, а в отделке салона используются преимущественно «возобновляемые» материалы.

Крупные компании развивают культуру раздельного сбора отходов

В мире производится около 158 миллионов тонн пластиковой упаковки в год. Только 20 процентов этого объема перерабатывается (и то только в развитых странах), а все, что не было утилизировано должным образом, попадает в окружающую среду. В основном речь, конечно, про полигоны и свалки. В России они уже занимают площадь, сопоставимую с площадью Швейцарии (четыре миллиона гектаров). В нашей стране перерабатывается всего около пяти процентов мусора.

В Coca-Cola считают, что помогать формировать культуру раздельного сбора и переработки отходов должны большие компании. Поэтому в 2018 году корпорация запустила глобальную инициативу World Without Waste (Мир без отходов), цель которой — перейти на полностью перерабатываемую упаковку к 2025 году, а к 2030 году — собирать и перерабатывать столько же упаковки, сколько компания будет выпускать на рынок. Достижения есть уже сейчас: в 2018 году Coca-Cola в России отправила на переработку 27 процентов своей потребительской упаковки.

В нашей стране Coca-Cola реализует программу «Разделяй с нами». За три года, что она действует, Coca-Cola в России установила более пяти с половиной тысяч мусорных контейнеров в 50 городах, отправила на переработку более 85 тысяч тонн отходов и обучила почти два миллиона человек, как правильно поступать с мусором.

Помимо этого, «Разделяй с нами» — это еще и три масштабных экологических проекта: «День Черного моря», «Живая Волга» и «За чистое будущее озера Байкал», цель которых — очистка берегов от мусора. Эти и другие инициативы активно поддерживают и сотрудники компании: более 40 процентов из них хотя бы раз участвовали в волонтерской деятельности, а всего в Coca-Cola в России работает более 7000 человек.

Вместо пакетов начинают использовать авоськи

Сразу стоит уточнить, что речь о шелковых и капроновых авоськах — пластиковые не помогают сохранить природу.

Вы спросите, в чем, собственно, проблема пластиковых пакетов? Дело в том, что, согласно директиве Евросоюза, в среднем на одного человека приходится 200 таких пакетов в год. Разлагаться каждый из них будет от семисот до тысячи лет.

Проект «Авоська дарит надежду» — отличный пример того, как можно делать полезное сразу по нескольким направлениям дело. Во-первых, его основатели, первыми начавшие делать авоськи после того, как их производство было прекращено в конце прошлого века, предлагают более экологичную альтернативу пластиковым пакетам. Во-вторых, он запущен вместе с Союзом инвалидов России — именно люди с ограниченными возможностями работают над продукцией. Так что, купив такую авоську, вы сделаете вдвое больше хорошего.

О других проектах, развивающих инклюзивное общество в России, можно почитать здесь.

В мире набирает популярность система обмена едой и одеждой

Движение по обмену едой называется «фудшеринг»: от английского food — еда и share — делиться. Оно зародилось в Германии, а сейчас распространено во многих странах мира, в том числе и в России.

Идея в том, чтобы еда, которая по каким-то причинам не была съедена, не выбрасывалась, а попадала к тем, кто в этом нуждается. В организации, которые занимаются фудшерингом, поступают продукты от производителей, магазинов и простых людей, желающих пожертвовать еду нуждающимся в ней: малообеспеченным семьям, фондам помощи и приютам. Иногда еду могут раздавать бездомным или поддерживать продуктами какие-нибудь социально ориентированные мероприятия. В России первой организацией, занявшейся фудшерингом, стал фонд продовольствия «Русь».

По аналогии с фудшерингом, люди обмениваются и одеждой. Такие мероприятия получили название «свопы». Вечеринки, где можно подарить вещам вторую жизнь, вместо того чтобы отправить их на свалку, становятся все популярнее.

Компании снижают выбросы парниковых газов

Снижение выбросов парниковых газов — задача, которую сегодня приходится решать многим компаниям. ООН призывает всех — и в первую очередь крупные корпорации — уменьшить вредные выбросы до минимума. А доклад о глобальных рисках, выпущенный по итогам Всемирного экономического форума в 2018 году, называет угрозы, связанные с изменениями климата, одними из наиболее значимых проблем, стоящих перед планетой.

Для того чтобы сократить количество выбросов, Coca-Cola в России реализует сразу несколько инициатив. Во-первых, снижает общее энергопотребление на производствах (уменьшается количество энергии — и следом за этим объем выбросов парниковых газов). Во-вторых, активно использует альтернативные источники энергии — такие как биогаз. Снизить вредное воздействие помогает и внедрение более экологичного холодильного оборудования. В 2014-2018 годах его использование позволило Coca-Cola в России сократить негативное воздействие на окружающую среду более чем на 50 процентов.

Также Coca-Cola в России уделяет большое внимание работе с автопарком. На автомобили, которые перевозят ее продукцию, устанавливают систему GPS-трекинга. Это позволяет оптимизировать маршруты, уменьшая воздействие транспорта на окружающую среду.

Корпорациям приходится принимать множество непростых решений, в том числе и на локальном уровне. Проверьте, под силу ли вам справиться с этими задачами.

На смену одноразовым стаканчикам приходят многоразовые чашки

Ежегодно в мире используется около 600 миллиардов стаканчиков, и многие задумываются о том, что с этим пора что-то делать. Например, сеть кофеен Starbucks уже давно мотивирует клиентов наливать кофе в собственные кружки. Зачем это нужно? Все просто: чем меньше используется одноразовых стаканчиков — тем меньше природных ресурсов тратится на их производство. А заодно снижается количество мусора.

На территории СНГ многие кофейни вступают в движение с милым названием My cup, please, которое зародилось в Белоруссии, а последние годы активно развивается и в России. Его смысл в том, что заведения позволяют клиенту налить кофе в собственную кружку, а взамен предлагают скидку или съедобный комплимент.

Активисты из My cup, please не собираются ограничиваться только стаканчиками: они выступают за глобальное сокращение производства одноразовых предметов. Своими акциями они хотят привлечь внимание к масштабу загрязнения Земли и заставить людей отнестись к этому всерьез.

Комметарии к этой новости отключены