Силовые структуры
00:01, 27 июля 2024

30 лет назад чеченские террористы захватили 40 заложников на Ставрополье. Почему их освобождение обернулось провалом?

Фото: Юрий Пирогов / PhotoXPress

В конце июля 1994 года близ города Минеральные Воды чеченские террористы взяли в заложники 40 пассажиров автобуса Пятигорск — Советское. Бандиты потребовали 15 миллионов долларов и вертолет, куда загрузились вместе с десятью пленниками. Несмотря на готовность прибывших из Москвы бойцов группы «Альфа» начать штурм, на захват отправились менее опытные ОМОН и спецназ МВД «Вега». Операция закончилась провалом — жертвами стали три женщины и 14-летняя школьница, которых посекло осколками взорванной террористами гранаты. Остальных заложников пришлось доставать из объятого огнем вертолета. Подробности первой неудачной операции по освобождению заложников в современной России решила вспомнить «Лента.ру».

Ставрополье, 28 июля 1994 года. Следующий в Кабардино-Балкарию рейсовый автобус Пятигорск — Советское следует по своему обычному маршруту. В салоне находятся 40 человек, восемь из которых — дети. Около 16 часов автобус тормозит на остановке близ Минеральных Вод. В это время в салоне срываются со своих мест четверо пассажиров. Все они — чеченские сепаратисты. Боевики надевают на лица черные маски, достают пистолеты и объявляют о захвате автобуса. Направив на водителя оружие, террористы требуют, чтобы он закрыл двери, не выпускал находящихся в салоне людей и следовал в сторону аэропорта...

Остановиться было решено на минераловодском автовокзале. К этому времени боевики выбрали среди заложников четырех человек, которым предстояло добраться до милиции и сообщить о захвате автобуса. Силовикам освобожденные пассажиры сообщили, что «их захватили чеченцы».

Не были оригинальны и июльские террористы: через отпущенных пленников они передали силовикам свои первоначальные требования — предоставить два вертолета, 15 миллионов долларов, автоматы, бронежилеты и переносные радиостанции. Все вышеперечисленное надлежало доставить до 20:00, в противном случае боевики обещали начать расправу над заложниками. Узнав о ЧП, на место в срочном порядке вылетел замминистра внутренних дел России Анатолий Куликов. Имеющий опыт участия в операциях по освобождению заложников, он возглавил созданный в кратчайший срок штаб, куда вошли главы администраций Минвод, Пятигорска и Ставропольского края, а также руководство местных силовых структур.

«Надо спасаться самим»

Миссия по ведению переговоров была возложена на исполняющего обязанности начальника Ставропольского УВД полковника Ивана Тетеревятникова.

В беседе с ним сепаратисты выдвинули еще одно требование — организовать им встречу с сотрудниками прокуратуры. В штабе тут же предположили, что чеченцы будут требовать освобождения своих единомышленников, которых начали судить за захват рейсового автобуса, следовавшего по маршруту ВладикавказСтаврополь, совершенный 26 мая 1994 года неподалеку от поселка Перевальный.

В нем участвовали Ахмед Махмаев, Магомед Бициев, Авлади Вахидов и Темир-али Мажаев. У них в заложниках оказались 33 человека, большинство из которых — осетинские школьники, ехавшие в краевой центр на экскурсию. С террористами на переговоры около горы Кинжал вышел прокурор Олег Клишко.

Преступники потребовали десять миллионов долларов и вертолет, угрожая отрезать головы детям. В течение следующих часов боевики постепенно обменивали пленников на автоматы, бронежилеты, наркотики и деньги — за каждых двух отпущенных пассажиров сепаратисты получали по миллиону долларов. В итоге у боевиков в заложниках остались три женщины и водитель автобуса, которых они взяли с собой на борт предоставленного силовиками вертолета. Бандиты планировали добраться на нем до Махачкалы, но топлива хватило только до чеченского поселения Бачи-Юрт.

После экстренной посадки Вахидов сбежал, а его сообщники были задержаны подоспевшими бойцами «Альфы» и отправлены в СИЗО. Заложники майского захвата не пострадали.

Впрочем, июльские террористы передумали просить за своих предшественников и отменили встречу с прокурорами — боевики внезапно согласились на один вертолет.

Слезы «альфовцев»

Около 18:30 автобус с террористами и заложниками в сопровождении милицейской машины въехал на территорию аэропорта Минводы-2.

После передачи им оружия и бронежилетов, а также заверений, что все их условия будут непременно выполнены, террористы начали постепенно отпускать заложников. Переговорщики продолжали убеждать боевиков, что их не будут задерживать, а тем временем на помощь из Москвы спешили бойцы «Альфы». На ответственное задание спецназовцы выдвинулись прямо с тренировки, на которой как раз отрабатывали действия при освобождении заложников на борту вертолета

Видя рвение всех «альфовцев» оказаться в команде по спасению минераловодских заложников, глава отделения Анатолий Гречишников предложил ребятам сделать выбор самостоятельно. Решили тянуть спички: по воспоминаниям сотрудников группы «А», у бойцов, вытащивших короткие спички, на глазах блестели слезы.

Через два часа после вылета спецборт приземлился в Минеральных Водах, где шла активная подготовка вертолета для террористов. За пределы города никто их выпускать не планировал: готовился штурм, сигналом к которому стал бы взрыв в вертушке. Специалисты заранее установили взрывное устройство на рампу (створки, открывающие заднюю часть фюзеляжа) вертолета.

Однако несмотря на то что группа «А» была полностью готова к проведению операции, на штурм вертолета отправились сотрудники местного ОМОНа и спецподразделения МВД «Вега», что привело в итоге к трагическим последствиям.

На борт вертолета боевики поднялись в районе трех часов утра. К этому времени у них осталось десять заложников, основную часть которых составляли женщины. Разместив их в фюзеляже, в 3:06 террористы дали пилоту команду на взлет. В этот момент грянул взрыв, и спецназ начал штурм.

«Этого можно было избежать»

Однако с первых же секунд все пошло не по плану.

Увидев приближающихся к вертолету силовиков, один из бандитов выдернул чеку и бросил гранату в сторону испуганных заложников. Грянул взрыв, который унес жизни двух женщин. Роковой стала и ошибка при заправке вертолета.

Пострадавших в ходе штурма заложниц, одной из которых была 14-летняя школьница, увезли в реанимацию, но там медики не смогли их спасти. Еще несколько силовиков были ранены осколками гранаты и выпущенными в ходе начавшейся перестрелки пулями.

В результате штурма был ликвидирован один из террористов, остальных — Саида Усманова, Шамана Довтукаева и Бувайсара Нанагаева — скрутил спецназ. При них было обнаружено четыре пистолета и пять ручных гранат. Боевиков привлекли к ответственности за захват заложников и незаконное хранение оружия.

«Цена непрофессионализма — жизни людей»

13 октября 1994 года все трое были приговорены к высшей мере наказания. Однако их адвокаты подали апелляционные жалобы, и уже в марте 1995 года коллегия Верховного суда России приговор отменила. Основанием для такого решения стала существенная недоработка в расследовании, в ходе которого так и не было выяснено, кто из боевиков бросил гранату в беззащитных людей.

Дело вернулось на доследование, которое длилось два года. За это время был проведен ряд экспертиз, установивших, что к смерти людей причастен главарь Саид Усманов. 1 августа 1997 года суд вновь постановил его казнить, но этот приговор был заменен на пожизненное лишение свободы. Давтукаев и Нанагаев получили по 15 лет колонии строгого режима.

***

В 1995 году силовикам удалось задержать сбежавшего в мае 1994 года Авлади Вахидова, а заодно вычислить и арестовать еще двоих участников теракта в автобусе Владикавказ — Ставрополь. В итоге все шестеро террористов предстали перед судом: пятеро получили сроки от 12 до 15 лет лишения свободы, а признанный тогда организатором Магомед Бициев отправился на пожизненное заключение.

Но организатором захвата пассажирского автобуса оказался другой бандит — Султан-Саид Эдиев, который в 2001 году в одиночку напал на рейсовый автобус Невинномысск — Ставрополь и потребовал выпустить своих подельников на волю (об этой истории «Лента.ру» уже рассказывала). Но его план закончился провалом: в момент, когда террорист собирался казнить одного из пассажиров, его ранили снайперы «Альфы». Эдиев упал на лежащую у него в кармане гранату, которая сдетонировала и добила бандита.

Анна Комиссарова

< Назад в рубрику